Использование новейших технологий, создание виртуального образовательного пространства и умение продавать свои услуги на рынке – таковы главные черты университета будущего. На международном семинаре «Открытый диалог об университетах XXI века» в МЭСИ ведущие европейские специалисты в области высшего образования обсудили возможные пути развития университетов.

Главный вызов, который стоит сегодня перед большинством мировых высших учебных заведений, – как научиться продавать свои образовательные услуги, уверена президент Европейской ассоциации университетов (EUA) Мария Хелена Назаре. «Болонский процесс не только поставил перед университетами задачу изменения структуры и системы управления, но и заставил нас учиться быть предпринимателями», – пояснила она.

Чтобы быть успешными на рынке образовательных услуг, европейские вузы должны изменить систему обучения PhD (аналог нашей аспирантуры): «Мы должны найти место на рынке для PhD. Мы должны дать [людям, которые получают эту степень] те компетенции, которые ценятся на рынке, дать им представление о лидерстве и экономике».

Кроме того, сегодня университеты должны обучать не только вчерашних школьников, но и более взрослых людей. Прежде всего это касается мигрантов, которым надо помочь интегрироваться в общество. «Уже к 2050 году в ЕС число людей в возрасте за 60 лет будет равно количеству работающего населения. Решить демографические проблемы Европа может, только привлекая активное население других стран. Но мы интегрируем первое поколение мигрантов и не обращаем внимания на второе. Однако если родители работают на низкооплачиваемых работах, то дети плохо учатся в школе, а затем не могут поступить в университет. Таким образом, мы теряем потенциальные таланты», – рассказала г-жа Назаре. Она добавила, что программы вузовского обучения этих взрослых студентов должны отличаться от тех, по которым учатся вчерашние школьники. Людям, которые в относительно взрослом возрасте поступают в университет, надо обеспечить более высокую гарантию, что сразу по окончании вуза они смогут устроиться на работу. С другой стороны, платное обучение взрослых студентов надо рассматривать как альтернативу государственному финансированию университетов, ведь сейчас сокращение бюджетов стран ЕС влечёт за собой резкое урезание расходов на образование.

С такой точкой зрения согласен и профессор Техасского университета в Остине Пол Реста. Он отметил, что ещё 30 лет назад его вуз получал 80 процентов финансирования от штата. Сегодня государственные средства в бюджете университета составляют менее 25 процентов, остальные деньги на содержание вуза поступают из грантов и от спонсоров.

«Мы должны давать такое образование, которое, с одной стороны, согласились бы купить, а с другой – оно должно способствовать развитию экономики и хозяйственной деятельности региона», – пояснил профессор.

Однако главный вызов университетам, по его мнению, заключается в другом: «В настоящее время объём знаний удваивается каждые 18 месяцев. К 2020 году это удвоение будет происходить каждые полгода. Вузы должны быть готовы развиваться в рамках новейших технологий. Я думаю, что

уже в следующем десятилетии мы увидим полностью электронный университет, который будет существовать в интернете».

Модель обучения, когда преподаватель передаёт знания студентам в аудитории, уходит в прошлое, уверен Реста. Сегодня социальные сети привлекают огромное количество молодых людей (только Facebook насчитывает более полумиллиарда участников), люди получили доступ к разнообразным знаниям (например, учебным курсам на YouTube) и возможность общаться и обмениваться информацией, объединяясь в интернет-сообщества. По мнению техасского профессора, все эти достижения надо использовать в учебном процессе.

«Всё это заставляет вузы [в их преподавательской деятельности] перейти к так называемым облачным технологиям – созданию инструментов и информационных ресурсов таким образом, чтобы студенты могли подключиться к электронной учебной платформе из любого места, где есть интернет. Наш университет, например, работает с Google. Мы используем в преподавательской практике все подходящие гугловские приложения», – отметил Пол Реста. Однако применение этих технологий порождает две серьёзные проблемы. Первая – это вопрос конфиденциальности личных данных студентов и преподавателей. Второй момент связан с тем, что законодательство Соединённых Штатов требует, чтобы результаты научных исследований хранились только на серверах внутри страны. «Над решением этих вопросов мы сейчас работаем», – пояснил техасский профессор.

Кроме того, Реста отметил, что

в учебном процессе обязательно надо использовать пристрастие молодёжи к смартфонам и компьютерным играм.

Сегодня в США примерно две трети студентов имеют «умные» телефоны. «Это серьёзный инструмент обучения. Например, в него можно поместить все разработанные университетом учебные приложения. Но пока мы находимся на ранних стадиях понимания, как можно интегрировать смартфоны в процесс обучения», – признался он.

Что касается компьютерных игр, то университеты должны попытаться использовать возможности, которые даёт игровое виртуальное пространство. В частности, это могут быть симуляторы для обучения медиков, когда будущие врачи внутри игры попробуют реанимировать пациента.

Согласно исследованию, которое провёл Техасский университет, его выпускники 2011 года к 38-летнему возрасту сменят как минимум 10 профессий. Потому сегодня главная задача образования – объяснить студентам, что обучение не заканчивается за стенами вуза и что надо уметь постоянно себя реинвестировать. «Чтобы этого добиться, университеты должны внести новое содержание в систему высшего образования. Сделать это можно только при условии использования тех цифровых инструментов, которые нам предлагает XXI век», – объяснил Пол Реста.

Источник: http://www.strf.ru/