14 июня вечером сотрудниками «Новоуральского Центра Безопасности» и активистами Молодежного Совета при Главе НГО был проведен рейд по торговым точкам города. Своей целью молодые люди ставили выявление недобросовестных продавцов, отпускающих алкогольныеы напитки и сигареты несовершеннолетним гражданам. Сегодня мы беседуем с инициатором акции «Трезвая молодость» Градиль Тарасом Вячеславовичем.

— Тарас Вячеславович, в связи с чем возникла такая идея?
— Сейчас в средствах массовой информации часто говорят о том, что алкоголизм «молодеет», все раньше подростки начинают пробовать пиво и алкоголь. Можно долго беседовать на эту тему, мы же решили перейти от разговоров к делу и совершить рейд по продуктовым магазинам города. Я сам — отец двух несовершеннолетних детей, не раз был свидетелем того, как подростки выходят из магазинов с бутылками пива в руках. Легкость, с которой подросток может купить спиртные напитки и сигареты, меня всегда возмущала.

— Расскажите подробнее о том, как технически осуществлялась акция?
— На заседании Молодежного Совета было принято решение о борьбе с недобросовестными продавцами, отпускающими алкоголь и сигареты подросткам. Я с сотрудниками «Новоуральского Центра Безопасности» разработал план, в соответствии с которым мы, побеседовав с родителями 16-летнего подростка, согласившегося помочь нам осуществить контрольную закупку, получили письменное разрешение на его участие в акции. Далее мы определили список магазинов («Южный», «Снежинка», «Перекресток», «Кировские» на ул. Ленина, «Эолис», «Артек», «Продукты для всей семьи», «Валигория», «На пятачке», некоторые киоски), которые хотим проверить. Взяли автомобиль, видеокамеру, небольшую сумму денег на покупку алкоголя и выехали для проведения проверки.
Результат нас неприятно шокировал: из десяти проверенных нами точек только в магазине «Эолис» подростку отказали в продаже. Больше всего нас удивило следующее: в киоске «Фиеста» на улице Ленина девушка-продавец поинтересовалась у школьника, есть ли ему 18, но, получив отрицательный ответ, все же решилась на продажу. А в «Кировском» на Центральной площади города заведующая отделом продала подростку бутылку водки (!!!). Это просто пугающие факты.
Надо сказать, что далеко не везде нам были рады… Продавцы пытались оправдываться, ссылаясь на свою неопытность в определении возраста молодежи. Но ведь всегда можно попросить взглянуть на документы, чтобы не возникало недоразумений.

— Вы использовали скрытую видеокамеру? Как Вам удалось фиксировать сам факт покупки?
— Нет, у нас была обычная любительская видеокамера, а рядом с молодым человеком, производившим закупку, находились два сотрудника «Новоуральского Центра Безопасности». Сам процесс контрольной закупки проходил так: мы фиксировали на камеру вывеску магазина и точное время действия. У нашего «тайного агента» была сумма денег на покупку алкоголя, с которой он заходил в магазин и выбирал большую бутылку пива (водки или вина). Как только продажа была совершена, наши сотрудники, предъявив служебное удостоверение, сообщали продавцу о том, что проведена контрольная закупка и просили пригласить руководство магазина, параллельно снимая на камеру все происходящее в магазине. Администрации торговой точки мы сообщали, что их сотрудник совершил правонарушение и что все материалы, полученные нами в результате проверки, мы передадим сотрудникам милиции. Хочу заметить, что в каждом магазине перед продавцами висела вывеска «Продажа алкогольных напитков лицам, не достигшим 18 лет, ЗАПРЕЩЕНА», но продавцы не обращали на нее никакого внимания. Видно было, что наша проверка вызвала у них шок.

— Почему вы не стали привлекать органы внутренних дел к своей акции?
— Как нам поведали в УВД, органы внутренних дел могут очень редко осуществлять такие проверки, а сотрудники общественных организаций имеют возможность совершать рейды по своему усмотрению. После проведения проверки все чеки и видеозапись мы передали в УВД. Далее по каждому факту продажи будет проводиться проверка уже на основании видеоматериала, чеков и наших заявлений.

— Вы и дальше планируете проводить такие акции?
— Да, конечно, ведь мы понимаем, что от разовой акции мало практического толка. Чтобы добиться эффекта, такие проверки должны быть регулярными и неожиданными для предпринимателей и продавцов, иначе все усилия пропадут даром. Я хочу поблагодарить родителей и мальчишку, согласившегося помочь нам осуществить задуманное, ведь только общими усилиями мы сможем решить проблему продажи алкоголя и сигарет молодежи.

Источник: Наталия АКИЛОВА