У трёхмерного цифрового трупа есть огромное преимущество перед ещё живым пациентом: нечаянно отрезав что-нибудь ценное, всегда можно нажать Undo. Возможно, студенты-медики скоро будут учиться на подобных тренажёрах, похожих на большой планшет, вместо того чтобы ждать трупы из морга. Не исключено также, что в ближайшее время DARPA создаст самолёт, который сможет долететь из Нью-Йорка до Лос-Анджелеса за несколько минут, а летающие роботы уже умеют координироваться, чтобы строить несложные конструкции и играть на музыкальных инструментах. О такого рода технических новинках рассказывали зарубежные учёные на конференции TED2012 Full Spectrum. Что говорят российские эксперты?

Прямая трансляция секции «Лаборатория» конференции TED2012 Full Spectrum прошла последним зимним вечером в Москве, в бизнес-центре «Премьер Плаза». На ней выступили Регина Дуган (Regina Dugan), директор Агентства по перспективным оборонным и научно-исследовательским разработкам США (DARPA), Джек Чой (Jack Choi), директор компании Anatomage, специализирующейся на медицинских 3D-технологиях, техноиллюзионист Марко Тэмпест (Marco Tempest), Дональд Сэдовей (Donald Sadoway), инженер, разработчик дешёвого и эффективного аккумулятора, и профессор Вижей Кумар (Vijay Kumar), занимающийся вопросами управления мини-роботами.

Больше всего экспертов взволновало выступление Регины Дуган, причём не только и не столько теми техническими вопросами, которые она затронула. Основной посыл её выступления: дружите с «ботаниками» – странными людьми с необычными идеями, которые могут изменить мир. А главное – не бойтесь ошибаться, не бросайте свою идею только потому, что кто-то сказал: «Это невозможно». Если бы все только и старались не делать ошибок, человек никогда бы не полетел в космос.

Такой воодушевляющий подход вызвал большую симпатию экспертов. Однако её не разделил Михаил Бурцев, руководитель лаборатории нейроинтеллекта и нейроморфных систем Курчатовского НБИК центра. Он считает, что такой подход (безусловно, продуктивный и креативный) очень затратен. Если вовсе устранить страх неудачи, люди будут тратить ресурсы на множество попыток. К тому же такой подход поднимает проблему отбора действительно ценных идей. Если совсем не бояться ошибок, в среду «ботаников» начнут проникать мошенники от науки. Недавно IBM и DARPA запустили проект SyNAPSE для создания микросхем, которые будут производить вычисления подобно отдельным нейронам нашего мозга. Михаил очень заинтересовался этим проектом, но, познакомившись с материалами, пришёл к выводу, что руководит им «американский Петрик». Таким образом, проведение слишком широкого спектра исследований оказывается дорогим и нецелесообразным, а рекомендация дружить с ботаниками, хоть и остаётся правильной, требует большой осторожности в применении.
Юридические проблемы «умных» автомобилей

Воплощение смелых идей в жизнь – вопрос не только желания и финансирования. Новые устройства могут поставить общество перед новыми проблемами. Всякая ли технология стоит того? Например, что будет, если кроме «умных» роботов, способных обмениваться информацией и координировать свои действия, у нас будут «умные» автомобили, которые благодаря согласованности своих действий избавят город от пробок? Ведь такие машины уже существуют. В роли скептика снова выступил Михаил Бурцев. Он задал вопрос: если такой автомобиль попадёт в аварию, кого считать виновным – человека, который сидит в машине, производителя авто, автора программного обеспечения? Юридические вопросы существенно тормозят проникновение этой технологии в повседневную жизнь. По его мнению, это один из рисков, связанных с новыми технологиями, – можно создать прекрасное изобретение, которое так и не удастся провести в жизнь.

Антон Ельницкий, владелец и управляющий консалтинговой компанией «Интернет-продажи», в качестве возможного решения юридических проблем «умных» автомобилей предложил механизм пользовательских соглашений. Правда, как он сам же и заметил, их никто никогда не читает. По его мнению, потенциальная опасность новых технологий – это не повод их не использовать. В конце концов, многое из того, с чем мы имеем дело каждый день, может представлять собой угрозу, тот же лифт, например. То есть к связанным с инновациями проблемам можно просто привыкнуть.
С точки зрения инвестора

По словам Александра Смирнова, генерального директора Ассоциации организаций оборонно-промышленного комплекса производителей медицинских изделий и оборудования, недостатка в новых технологиях нет и в России. Но для того, чтобы у нас получил распространение планшет с трёхмерной моделью человеческого тела, нужно его не просто разработать – такие разработки есть – нужно изменить стандарты Минобрнауки и Минздравсоцразвития России, чтобы такое устройство было востребовано. Другая проблема – скорость совершенствования технологий. Пока одни учёные работают над способом, к примеру выращивания органов из стволовых клеток, другие могут попытаться использовать для этого же трёхмерную печать и в результате разработают свою технологию быстрее и дешевле. Возникают вопросы: что же делать с предыдущим проектом и как проводить предварительную экспертизу, чтобы не вкладывать деньги зря?
Хорошо забытое старое

Интересно, что многие из присутствовавших экспертов не считают продемонстрированные на конференции изобретения чем-то принципиально новым. Они отмечают, что такие технологии разрабатываются уже давно. Так, например, трёхмерный труп, который можно разными способами разбирать на запчасти, – это воксельная графика, которая используется, в том числе и в медицине, уже не первый год, просто современное оборудование делает её более доступной. А летающий робот, который может выполнять строительные работы или успешно искать выход из лабиринта, по мнению Даниила Дугаева, главного редактора журнала «Афиша-Мир», принципиально мало чем отличается от робота-пылесоса, который уже продаётся в магазинах.

Источник: http://www.strf.ru