Новость о том, что к 20-му году — то есть аж через 10 лет — нефть почти вернется к своей докризисной цене и будет стоить 108 долларов за баррель, пришла только сегодня, с родины глобального кризиса, из Вашингтона. Оттуда, где рядовому автовладельцу нефтяное пике — уже давно на руку. Цены на бензин, вслед за нефтью там рухнули, еще в 2008.

В России бензин и нефть на заправках обычно не связывают. Такая традиция. Но Федеральная антимонопольная служба, после мучительных двухлетних тяжб, дурную традицию вроде бы прерывает. "Ждать следующего: цены должны формироваться рыночным образом. До недавнего времени они формировались в том числе в результате злоупотребления компаниями своим положением на рынке. Высший арбитражный суд свою позицию однозначно сформулировал по данному вопросу, то это очень существенный, значимый прецедент," – поясняет Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС.

Как превратить дешевую нефть в недешевый бензин, и сделать вид, будто бы все в порядке, в России придумали быстро. Наш бензин обычно не дешевеет. 95-ый только растет — уже десятки лет- с тех пор как стоил 7 копеек за литр. Но 2008 год поражает не только автовладельцев. В ужасе ФАС. 147 долларов за баррель- это июль. Август — уже 111 долларов. Сентябрь тогда назвали "ужасным"- нефть падает до девяноста семи. И в ноябре уже резко: 51 доллар. И "мрачный" декабрь- 36 с половиной долларов за баррель. Российский бензин уверенно держится! Двадцать четыре рубля, тридцать восемь копеек — это средняя цена по стране. И поразительное сообщение Росстата: в августе бензин дорожает на ноль целых четыре десятых процента.

"У нас либо есть рынок, либо нет рынка. Если у нас есть рынок, то рынок определяет некую цену. Справедливо, несправедливо — это решает потребитель. Если он покупает, значит это справедливо," – уверен Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации. Но потребителю ведь просто некуда деться. "Признаки картельного сговора"- просматривались давно. И ФАС давно на них указывал. Но "большая четверка" нефтяных компаний, совокупная доля которой на рынке бензина и керосина составляет аж 70 % — цены все же тянула вверх. Первые претензии и первые штрафы- это 2008 год. Штрафуют и дальше: в 2009 — уже на более значимую сумму. "Роснефть", "ТНК-ВР", "Газпром-Нефть" и "ЛУКОЙЛ" просят понизить цены. Но даже в кризис компании работают с прибылью, повышая рентабельность в полтора раза. А "ТНК-ВР" — и вовсе решение ФАС оспаривает в Тюменском суде. И рост цен, получается, теперь в рамках закона. Бензиновое дело тогда и уходит в высший арбитражный суд. Его решение, что в ТНК-ВР что-то нечисто, — сенсация. И пример остальным.

"То толкование норм, которое по данному делу сделал президиум высшего арбитражного суда будет учитываться и нижестоящими судами, это общая практика, она направлена на то, чтобы нормы применялись одинаково во всех делах, одинаково во всех компаниях," – говорит Сергей Сарбаш, член президиума Высшего арбитражного суда РФ.

Общая сумма штрафа "четверки"- миллиард долларов. Придется не только заплатить из прибыли, но и понизить цены. Они, по оценкам ФАС, завышены искусственно и сразу на 20%. И это, понятно, касается не только ТНК ВР. Впереди новые тяжбы, но едва ли нижестоящие суды станут спорить с судом арбитражным. Летать и ездить станет дешевле.

Источник: www.vesti.ru