Жители готовы менять управляющие компании. Подмётные листовки, недовольство, возмущенные требования прекратить наживаться на растущей квартплате — ситуация в сфере управления имуществом многоквартирных домов сегодня напоминает революционную. Журналисты «Нейвы» побывали на собраниях жильцов и вместе с ними послушали руководство управляющих компаний.

ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?

Адрес первый. Улица Октябрьская, 8, управляющая компания «Атриум». Из «Атриума» жители хотят уйти в другую компанию — УЖК «Новоуральская».
— За три месяца тысяча тонн горячей воды нашим домом израсходована?! Это же железнодорожный состав! — собрание жильцов в тесноте офиса компании «Атриум» проходит на повышенных тонах. — Что вы на меня так смотрите?! — громко обращается один из суровых мужчин к директору компании Василию Потапову.
— А как я на вас должен смотреть? — отвечает тот спокойно и предлагает заслушать для начала отчёт по общедомовым начислениям и узлам учёта.
Из доклада следует, что в доме выявлено две квартиры, в которых по документам никто не проживает, а фактически — по четыре человека в каждой. Это одно из объяснений — куда уходит столько воды. Куда ещё? Кто-то пользуется магнитами на счётчиках, подчёркивает Потапов, или просто не передаёт последние цифры по счётчику. В итоге, согласно общедомовым приборам, дом потребляет в среднем около четырёх кубометров горячей воды на человека.
— Я в УЖК «Новоуральская» за квартиру дочери заплатила 2700, а за свою однокомнатную здесь — 3800! — взрывается одна из женщин.
— Между ноябрём и декабрём рост гигакалории в два раза! Почему в декабре плата выросла на 1200 рублей?! — подхватывают другие.
— Я и сам себе задаю этот вопрос: почему?! Был в «Гортеплосети», разбирался, отчего такой большой расход горячей воды на Октябрьской, 5 и 8, в то время как по остальным домам у меня расход в среднем 2,1 — 2,5…
— Так ищите причину! Почему мы-то должны страдать?!
— Счётчики проверены, и не доверять им нет оснований. По ним мы оплачиваем месяцем позже. В этом большая проблема, и решить я её не смогу. Компания «Спецэнергомонтаж», обслуживающая счётчики, берёт по 1800 за каждый. На мой взгляд, это дорого…
Потапов разъясняет, что у него есть большое желание уйти на обслуживание в «Гортеплосети», а потом берёт одну из многочисленных «жировок», щёлкает по калькулятору. Морщится. Снова щёлкает. И… признаётся в ошибке в расчётах:

— Если брать гигакалории и выводить на квадратный метр, получается, конечно, меньше. Разберусь. Сделаем перерасчёт.

Собрание продолжается. Жильцы поминают пьяных слесарей, одинарные стекла в одном из подъездов, голые полы без линолеума, снятого два года назад, и пыльный из-за этого подъезд.

Потапов в свою очередь обещает, что обязательно разберётся с достоверностью показаний общедомовых счетчиков. Однако народу его обещания, видимо, уже поперёк горла — его не дослушивают и, махнув рукой, расходятся, в который раз приговаривая, что надо переходить в УЖК «Новоуральская».

КОГДА РЫЧАГИ НЕ РАБОТАЮТ

Адрес второй. Автозаводская, 5/3, управляющая компания — ООО «УЖК «Новоуральская». Ее жители, наоборот, намерены отказаться от ее услуг и уйти в «Атриум».

В преддверии собрания жильцов УЖК здесь явно не сидела сложа руки. В почтовых ящиках за день до мероприятия появились листовки, «раскрывающие глаза» жильцам на «хищническую» деятельность акул новоуральского капитализма из других управляющих компаний. В том числе «Атриума».

Пол в лифте в дома № 5/3 по улице Автозаводской безо всяких документов внушает сомнения в его регулярной уборке.

По отчетам, предоставляемым ООО «УЖК «Новоуральская», эти ступеньки отремонтированы и выбоины заделаны. Смет и актов выполненных работ на них никто не видел. 

В листовке, например, приведена выдержка из статьи «Нейвы». Точнее, вырвана фраза о долгах управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. Согласно тексту, ресурсоснабженцам должны все, кроме УЖК «Новоуральская». Хотя в тексте было сказано и о том, что УЖК «Новоуральская» должна больше всех — 154 миллиона рублей. Заканчивается листовка словами: «Выбор за нами: хотим ли мы уйти к банкроту и в итоге оказаться у разбитого корыта или остаться в надёжной и стабильной УЖК «Новоуральская». И подпись — «неравнодушные жители и ваши соседи». Чисто ради интереса спрашиваю соседа: «Ты зачем всё это подписал?» В его глазах читаю чёткий ненормативный ответ.

На собрание пришло не более четверти собственников. С ходу озвучивают — с УЖК «Новоуральская» работать невозможно и надо уходить в «Атриум». Во-первых, жители сомневаются, что все работы, по которым отчитывается компания, выполнены. Во-вторых, Совету многоквартирного дома (МКД) не представлены сметы и акты выполненных работ. В-третьих, невозможно добиться взаимопонимания с руководством УЖК «Новоуральская».

— В течение года мы пытались наладить работу с компанией. Встречались каждую неделю. Но так и не решили вопрос, — председатель Совета Зоя Галоган прижимает руки к сердцу, объясняя, что ни сил, ни здоровья уже не хватает на то, что с трудом можно назвать взаимоотношениями с УЖК «Новоуральская». — Мне сразу сказали, что все вопросы решает Ислентьева (директор ООО «УЖК «Новоуральская» — прим. авт.). А у ней — 685 домов! Ну ладно, иду в управление, бегаю за ней, как девочка. Она говорит: мне некогда, пишите заявление. А я уже устала их писать! У меня вот — толстенная пачка переписки. И ничего не решается! Не хотите перевыбирать компанию, тогда перевыбирайте председателя Совета. Вот так!

— Не проще ли всё-таки найти рычаги воздействия на УЖК «Новоуральская»?» — сомневаются некоторые жильцы.

Другие поясняют, что при сложившейся в компании системе — загнать дом в долг, а потом отвечать, что у вас вон чего и делать поэтому ничего не будем — рычаги не работают.

Выясняется, что Совет пытался решить ситуацию, когда по итогам 2011 года дому «нарисовали» 610 тысяч рублей долга при собираемости около 98 процентов. На запрос Совета в прокуратуру с просьбой разобраться, откуда такие огромные цифры, пришёл ответ с результатами проведенной проверки — на самом деле сумма долга всего 49 тысяч рублей!

Письмо прокуратуры было направлено и руководству УЖК «Новоуральская», но, как подчёркивает Галоган, ответа нет до сих пор.

Другая не менее важная претензия, которую жильцы выставляют УЖК — нет учёта потребляемой воды по общедомовым счётчикам. И это несмотря на то, что на доме они давно поставлены.

— Когда я обратилась в нашу компанию, мне конкретно сказали, что ещё год мы будем платить по тарифам, а не по счётчикам, — поясняет собравшимся Зоя Галоган и устало разводит руками.

Стоящие рядом представители ООО «Западный район-1», дочернего предприятия ООО «УЖК «Новоуральская», молчат. Слова им не дали. «Оно и понятно, — рассуждают, по этому поводу одни жильцы, уже разойдясь, — если год не шли на контакт, то чего им сейчас-то давать?» «Так если б было что сказать, не молчали бы», — возражают другие.

В итоге собрание так и не пришло к единому мнению. Решили, что в самое ближайшее время жильцы все-таки проведут опрос — уходить им от УЖК «Новоуральская» или нет.

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН

Что сказать в результате? С одной стороны, всё как в том известном фильме «Чапаев»: «Белые пришли — грабют! Красные пришли — грабют! Куда податься?!» С постоянным ростом цен на все и вся любые нововведения типа общедомовых нужд или роста тарифов только подливают масла в огонь.

С другой стороны, становление рынка жилищно-коммунальных услуг в России — на начальном этапе. Частным компаниям на рынке ЖКХ сегодня максимум четыре-пять лет, а Советы многоквартирных домов только создаются. Потому и форма взаимоотношений еще не выработана.

Законы вроде есть, но в них даже человеку с юридическим образованием разобраться сложно, что уж говорить о рядовом собственнике. Да и сама сфера коммунальных услуг — жирный куш, кто бы что ни говорил и не рвал на себе рубашку. Сегодня в Новоуральске этот рынок более-менее поделен, и сейчас всё выглядит так — ни пяди врагу. Ни дома. Ни подъезда. Ни квартиры. Но при этом у жителей есть реальный, а не абстрактный, инструмент влияния — выборы. Инструмент простой и ясный. Год прошёл, работа управляющей компании не понравилась — выбираем другую. Игнорирует УЖК «Новоуральская» представителей Совета МКД, не отвечает, куда тратятся деньги — вон! Не нравится управление «Атриума»? Давай до свиданья! Хозяин в доме — житель. Вот об этом нашим управляющим компаниям следует не забывать.

КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ?

Этот вопрос мы задали председателю комитета по ЖКХ и жилищной политике Светлане ПОДЖАРОВОЙ.

— Жители могут это сделать большинством голосов на общем собрании. Процедура должна быть аналогична той, когда жители выбирали управляющую компанию. Во-первых, должна быть сформирована повестка дня, в которой ключевым вопросом значится расторжение договора с предыдущей организацией и выбор новой. Во-вторых, это решение может быть принято только большинством голосов, значит, собрать нужно как можно больше жильцов. В-третьих, мы настоятельно рекомендуем приглашать на такие собрания специалистов нашего комитета, которые вошли бы в состав счетной комиссии и подтвердили бы факт голосования.

Но я бы хотела предупредить собственников жилья: прежде чем расторгнуть договор, жители должны подтвердить, что предъявляемые ими претензии носят существенный характер. Что их права существенно нарушены. Управляющая компания обязана обеспечить надлежащие санитарные, гигиенические, технические условия. К примеру, крысы в подвале — существенное нарушение? Конечно.

Поэтому перед тем, как принять решение о расторжении, следует заглянуть в тот договор, который вы подписали с управляющей компанией — какова там ответственность сторон? И при заключении нового договора учесть все промахи и ошибки прежнего. Например, жители хотели бы, чтобы им ремонтировали подъезды. Но и они, в свою очередь, должны понимать, что если они «заказывают музыку», то и оплачивать ее — их прямая обязанность. Я имею в виду своевременную оплату коммунальных услуг.

По словам Светланы Поджаровой, тема смены управляющих компаний сегодня — одна из самых распространенных. Но в основном, задумав сменить одну УК на другую, жильцы не могут простейшего — собраться вместе и принять решение большинством голосов.

Поменять компанию в Новоуральске смогли только в одном доме — на Мамина-Сибиряка, 3: в 2009 году дом выбрал ООО «УЖК «Новоуральская», а в 2011-м общим решением перешел в ООО «Домен». УЖК «Новоуральская» с этим спорить не стала.

Источник: http://www.neyva-news.ru