Прием на работу и собеседование для каждого соискателя обычно становится довольно стрессовым моментом в жизни

Каждый знает, что нужно готовиться не только к собеседованию, но и иметь при себе все необходимые бумаги, в т. ч. и рекомендации. Надо сказать, что с каждым годом рекомендательные письма все быстрее уходят в прошлое: им на смену пришли устные рекомендации по телефону или при личной встрече.

Удивительно, но сами по себе рекомендательные письма так особо и не вошли как следует в обиход. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru провел новое исследование относительно рекомендаций. Выяснилось, что более 50% HR-менеджеров больше доверяют устным рекомендациям по телефону или при личном визите, но никак не письмам с печатями на бланке предприятия. Как считают кадровики, чаще всего рекомендательные письма сегодня – это обычные дежурные отписки, в то время как в разговоре с бывшим руководителем соискателя можно узнать о нем что-то действительно важное и полезное. Как говорят сотрудники кадровых служб: «Доверяю только устным рекомендациям, причем тем, которые получены мной самостоятельно, а не предоставлены кандидатом»; «Письменные рекомендации обычно однобокие – только об успехах, а устно можно услышать дополнительную информацию». К тому же, согласно наблюдениям рекрутеров, сотрудники, увольняющиеся из какой-либо компании, часто пишут рекомендации для себя сами. Рекрутеры комментируют этот факт так: «Всем соискателям, которые на собеседовании предоставляют рекомендательные письма, я задаю вопрос о том, кто составил этот документ. В трех случаях из пяти ответ: «Я сам»; «Как правило, их пишет сам работник, а руководство лишь подписывает». Как ни парадоксально, но некоторые кандидаты довольно спокойно признаются в этих «грехах» будущему работодателю.

Согласно исследованию портала Superjob.ru, письменным рекомендациям верят всего лишь 13% опрошенных рекрутеров, но, в любом случае, «с оговорками»: рекомендательные письма должны содержать «только адреса и телефоны», «если потенциальный кандидат вызывает сомнения, то еще и дополнительно звоню в бывшую компанию». При этом совсем не доверяют никаким – ни письменным, ни устным, – рекомендациям 18% кадровых работников, которые уверены, что чьи-то сторонние мнения о кандидате слишком часто бывают необъективными и не соответствующими реальности. «Рекомендующий практически не несет ответственности за свои слова, поэтому достоверность таких сведений низка»; «Как правило, рекомендации дают люди, заведомо положительно характеризующие кандидата»; «Не доверяю никаким рекомендациям, кроме тех, которые даются хорошо знакомым мне людям», – комментируют менеджеры по персоналу.

Кроме слишком восторженных рекомендаций от бывших работодателей-друзей, кандидат может «получить» и излишне негативные отзывы. Именно поэтому 10% рекрутеров затрудняются определить свое отношение к устным и письменным рекомендациям: «Сотрудника могут как умышленно оклеветать, так и преувеличить его достижения»; «Самые правдивые рекомендации можно получить от знакомых, работающих там же, где кандидат. А лучше всего нарабатывать деловые связи с HR-менеджерами компаний, откуда чаще всего приходят кандидаты».

Итак, результаты опроса портала Superjob.ru дали неоднозначные результаты. Как помнится из книг, весь XIX век прошел «под эгидой» рекомендательных писем, потом эта практика полностью исчезла в ХХ столетии. И вот в последние годы (даже не десятилетия!) она снова вернулась в наши отделы кадров, но сегодня из-за недостоверности сведений профессиональные рекрутеры предпочитают использовать личную встречу с бывшим работодателем соискателя или телефонный разговор. А самые профессиональные чаще всего рассчитывают в основном на собственные психологические навыки и анализ поведения кандидата на собеседовании.

«Рекомендациям в каком виде Вы больше доверяете?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Скорее устным (по телефону или при личной встрече) – 59%;
Скорее письменным (рекомендательным письмам) – 13%;
Вообще не доверяю рекомендациям – 18%;
Затрудняюсь ответить – 10%.

Источник: http://www.km.ru/biznes-i-finansy