Конгресс предприятий наноиндустрии, состоявшийся 19 сентября в конференц-центре Swissotel Красные Холмы, проводился впервые. Производители обсудили проблемы развития отрасли и предложили способы их решения.

Цель конгресса состояла не в демонстрации достижений. Как сказал в своём выступлении глава ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс: «Мы решили начать этот день с вопроса: существует ли российская наноиндустрия?»

Руководителей предприятий наноиндустрии накануне конгресса спросили, что больше всего мешает развитию бизнеса. Главными помехами производители назвали «хромающую» инфраструктуру, ограниченность доступа к современному оборудованию, недостаток инвестирования исследовательских программ (R&D), слабую систему защиты интеллектуальной собственности в нашей стране и затруднения с рынками сбыта. Для решения этих проблем основные инвестиции «Роснано» направляет на развитие инфраструктуры. В разных регионах нашей страны планируется создать наноцентры. Они будут оснащены самым современным оборудованием – с учётом профессиональных компетенций и потенциального спроса региона. Первый наноцентр откроется в этом году в Казани. В 2013 году появятся ещё 10 наноцентров в других городах России.

Что такое нанопродукция, после долгих споров определено в Распоряжении Правительства РФ от 7 июля 2011 года № 1192-р. На основании этого документа Росстат построил работу по государственному статистическому учёту нанопроизводства. Из данных Росстата следует, что на сегодняшний день в России – 287 производителей нанопродукции, из них всего 47 – проектные компании «Роснано». Большая часть – независимые производители. Три четверти всей нанопродукции составляют нефтепродукты. По словам Анатолия Чубайса, руководство ОАО «Роснано» было не совсем согласно с таким определением нанопродукции. В нанопродукцию включены те виды нефтепродуктов, производство которых связано с нанокатализаторами. Но даже если не брать во внимание нефтепродукты, среди которых высокооктановые марки бензина, объём производства наноиндустрии независимыми компаниями в 2011 году превысил 40 миллиардов рублей.

Михаил Гиваргизов, генеральный директор ЗАО НИП «Вискер» – предприятия, производящего зонды высокого разрешения для атомно-силовых микроскопов, рассказал о проблемах развития инновационной инфраструктуры: «Человек обладает руками, глазами и интеллектом, что определяет его технологический успех. Но при переходе на микро- и наноуровень технологу нужны увеличители. Руки здесь заменяет технологический инструмент, глаза – научно-аналитическое оборудование. Однако, подобно тому как сельское хозяйство не давало результатов, пока не было достаточного количества лошадиных сил на площадь пахотной земли, инновации не дадут результата, пока не получат свои “лошадиные силы” – как бы мы ни бились и ни тратили деньги на организационные вопросы. Поскольку нанотехнологии в гараже и на коленке не делаются, нужны специализированные площадки-акселераторы с инженерными системами обеспечения технологическими ресурсами. Это вопрос к “Роснано”».

Как отметил Михаил Гиваргизов, до сих пор нет достаточного количества высокотехнологичного создающего оборудования. Также отсутствует прозрачный механизм использования аналитического оборудования: оно есть в сети ЦКП, но де-факто недоступно. На стадии развития любого проекта, будь то строительство дома, открытие торговой сети или запуск инновационного производства, сначала идут отрицательные денежные потоки, вложения в бизнес, и уже потом начинается отдача. Конечно, всякий предприниматель хочет, чтобы выход на окупаемость произошёл раньше, а затраты бюджета были меньше. При уменьшении бюджета проекта снижается IRR – основной показатель, который интересует инвестора. «Из четырёх фундаментальных ресурсов, которые есть в резерве у инновационного предпринимателя (ноу-хау, команда, деньги, инфраструктура – помещение и инженерные системы), решение четвёртой задачи существенно помогло бы инвесторами решить и три остальные задачи. С мозгами у нас всё в порядке: есть и ребята, есть и знания, которые можно превращать в продукт. А вот аналитическое оборудование закуплено, но остаётся недоступным, поскольку очень сильно разбросано по стране», – уверен гендиректор ЗАО НИП «Вискер».

По мнению заместителя генерального директора Научного парка МГУ Василия Петреченко, основная проблема развития инновационной инфраструктуры заключается в нехватке кадров. По его словам, в МГУ сейчас работает около сотни частных компаний, 30 из них имеют «достаточно прорывные инновации», которые находятся на уровне продаж от 0,5 до 10 миллионов долларов в год. Но эти компании не растут в течение уже 10 лет. «На наш взгляд, – говорит Василий Петреченко, – этим инновациям нужна молодая кровь. Нужно уделять дополнительное внимание программам подготовки, в том числе молодым менеджерам, которые будут развивать инновационные проекты. Эффективно делать это – в виде бизнес-инкубаторов с глобальным видением рынка». В Научном парке МГУ ежегодно проводятся образовательные программы: «Формула БИО», «Формула IT», «Формула успеха». Из 10 компаний – победителей прошлогодних конкурсов, съездивших на стажировку в США, 9 вывели свой продукт на рынок, 6 – полностью его переработали, отказавшись от первоначальных идей, 6 – «подняли» инвестиции общим объёмом 150 миллионов рублей и создали 100 рабочих мест.

Были на конгрессе и острые моменты. Один из нанопроизводителей обвинил светодиодную компанию ЗАО «Светлана – Оптоэлектроника» в неконкурентоспособности продукции и использовании административного ресурса. По его словам, в постановлении комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга прописано, что все реконструированные и вновь строящиеся объекты города должны комплектоваться светодиодными изделиями ЗАО «Светлана – Оптоэлектроника». Генеральный директор этой компании Алексей Мохнаткин ответил обидчику: «Я никогда не верил людям, которые утверждают, что выстроить бизнес можно только на основе административного ресурса. Наш основной рынок – это не РЖД и новые дома, а предприятия среднего и малого бизнеса. Это офисные светильники, которые мы производим десятками тысяч штук в месяц и продаём на открытый рынок. Тут можно долго спорить о неконкурентоспособности, но рынок свидетельствует о другом».

Директор департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ Александр Морозов рассказал поучительную историю, которая произошла в США. Нанодвижение, зародившееся там раньше, чем у нас, в определённый момент было дискредитировано тем, что везде стала появляться приставка «нано». Хорошие товары, плохие, китайские, мексиканские – везде было написано «нано». Через определённое время у рядовых потребителей слово «нано» стало ассоциироваться с опасностью. И сегодня приставка «нано» на американском розничном рынке не даёт преимуществ, более того – она стала причиной недоверия потребителей. Мы только начали этот путь, и вовлечение имиджа наноиндустрии во всякие политические разбирательства, по мнению Александра Морозова, может привести к такому же исходу.

Эксперт также рассказал о пяти федеральных инновационных проектах – они были приняты правительством РФ и в ближайшие два года повлекут за собой изменения действующих нормативных документов, СНиПов, СанПиНов и прочих отраслевых нормативов. Эти проекты, за которыми закреплены курирующие министерства и ведомства, носят названия: «Инновационная дорога», «Электрический транспорт», «Магазин будущего», «Современная школа» и «Инновационный дом». В каждом проекте выделили три пилотных объекта. Москве наряду с Новосибирском и Санкт-Петербургом достался только один пилотный объект, а Татарстану – целых три.

В центре Москвы в ближайшем будущем появится инновационный квартал, который будет демонстрировать все преимущества современных решений развития городской среды.

Источник: http://www.strf.ru