«Это должно было случиться!» — утверждает Валентина Борисовна (свою фамилию она попросила не называть). Несколько лет назад она работала в детском оздоровительном лагере «Таватуй».
Напомним, 28 июня стало известно о произошедшем там ЧП – массовом отравлении детей. По данным Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, причиной отравления детей и повара (вероятно, именно она явилась источником заражения) стал норовирус. Вспышку инфекции спровоцировали грубые нарушения санитарных норм: не соблюдался режим дезинфекции, правила мытья посуды и использования кухонного инвентаря, а также правила хранения скоропортящихся продуктов.
Валентина Борисовна вспоминает:
— При Додонове Сергее Николаевиче (он более 17 лет возглавлял лагерь) порядок был образцовый. Чисто. Он сам человек спокойный, выдержанный. А потом директором стал Лысенков Руслан Петрович. Он начал оскорблять всех, унижать, и люди стали потихоньку уходить. Затем директором лагеря назначили его жену, Лысенкову Светлану Анатольевну. Как пример: Додонов никогда не позволял себе заезжать на территорию лагеря, оставлял машину на стоянке. Лысенков же парковал свой автомобиль прямо возле административного здания. И жена — так же. Я считаю, это непозволительно… В этом году, в мае, народ набрали. Люди отработали, вымыли корпуса, получили четыре тысячи и уволились. Не стали работать за такие деньги. Лагерь открывать – работать некому. Набрали людей чёрт-те откуда. Вот и результат! Лагерь принимали грязноватый. Уже в то время, когда я ещё там работала, стали убирать безобразно, перестали мыть окна снаружи. На трёхподъездный трёхэтажный корпус (я говорю о 5-м и 6-м корпусах, где малыши отдыхали) одна уборщица была. Мыть надо два раза в день. Когда она всё успеет? Раньше вот ребята-комсомольцы приезжали, так идеально убирали лагерь — ни листочка в траве не было… В тот год, когда я вышла на пенсию, в лагерь поехали мои внучки-первоклассницы. Звонят мне: «Бабушка, привези туалетной бумаги». Отродясь такого не было.
Когда узнала об отравлении в лагере, не поверила, призналась в ходе нашей беседы Валентина Борисовна. Её внучку от большой беды спасло то, что она на ужин рыбную котлету не стала есть.
— А кто ел, все вповалку, — передаёт слова девочки Валентина Борисовна. — Их начало уже через два часа после ужина рвать. Ужин был около семи. И только без пяти час сообщили дежурному по городу о случившемся. Внучка говорила, детей под капельницами вывозили, одной девочке настолько плохо было, что её на руках вынесли. Говорила и о том, что в лагере все питьевые фонтанчики отключили. А ведь вода в них чистая была. Я работала, мы сами воду из-под крана пили. Думаю, если бы дети пили воду, им легче было бы. А пили, может, газировку, всякую дрянь… Теперь племянница моя говорит: «Ни ногой больше в лагерь!». Многие так говорят…
— «ИТАР-ТАСС Урал» обнародовал слова руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Сергея Кузьмина: «Лагерь начал работать без нарушений… Внеплановые проверки мы можем проводить в случае, если есть обращения, жалобы или у нас есть основания выйти с проверкой. Если бы мы 20 июня, когда за помощью обратились первые дети, проверили этот лагерь, ЧП удалось бы избежать. Но нам никто ничего не сказал».
— Это всё глупости! Отмазка! Наша СЭС ездила по три раза в день. Могли внезапно приехать. Такой жёсткий контроль был. Воду брали на насосно-фильтровальной станции флягами, полную машину набирали. Всякие баночки, скляночки, бутылочки. Никогда на воду не было жалоб. Мы всякие анализы сдавали… Говорят, грязные руки у детей были. Ну и что!
— В квартирах, в офисах далеко не идеальная чистота, но ещё никто не отравился…
— О чём и речь! Дети дома часто моют руки? Это всё ерунда. До какой степени надо было довести, чтобы дети отравились? Как могли взять повара с вирусом? А может, ещё и рыба некачественная была. Откуда продукты были? Раньше, помню (у меня дети ещё маленькие были), Вшивцев был начальником УРСа. Команда была: сметану, горох, черешню – всё лучшее в лагеря, больницы, детские сады. Тогда продукты были в дефиците, там же — всё было. А сейчас… Лысенкова даже не извинилась. Я знаю, с ней будут судиться. А как иначе? Мне кажется, её должны наказать, чтобы другим было неповадно.
Между тем эти другие, в частности руководство «Самоцветов», сразу после ЧП решили усилить меры безопасности и… оградили детей от их родителей. По крайней мере, так видят ситуацию последние. Среди них и пришедшая 8 июля в редакцию «НГГ» жительница Новоуральска, представившаяся Татьяной Петровной. В субботу, 29 июня, её, равно как и других родителей, не пустили в лагерь. Общаться с ребёнком ей пришлось через решетчатый забор. Когда женщина 4 июля приехала в «Самоцветы» во второй раз, ворота лагеря были уже открыты. Родителей пустили на территорию, но не дальше проходной.
— Там стоит детский столик, низкий, с двумя скамеечками — сесть может только одна семья, — уточняет Татьяна Петровна. — И вот сидит мой ребёнок, за его спиной вожатый. Я сижу. Рядом два охранника стоят и родители, которые уже ненавидят тебя за то, что ты села на это место — они ведь тоже хотят посидеть со своими детьми. А у меня мальчик уже в таком возрасте, что и не обнять его, тем более при посторонних. Разговор, как и при первой встрече, не получился. Приехала 6 июля. Как раз в грозу. Родители под зонтиками стоят, возмущаются. Охранники их не пускают. Пригласили руководство.
Спустя почти час ожидания, по словам Татьяны Петровны, с родителями по рации пообщался представитель администрации «Самоцветов», заверил, что всё это делается в интересах наших детей, чтобы родители не передавали им ягоды, колбасу и т. д.
— Так проверьте сумки и дайте мне встретиться с ребёнком, обнять его, поддержать, — рассуждает Татьяна Петровна. – Нет! Сумки просто передаются детям на проходной. Что в них — никто не проверяет. Никакой логики.
Потом сумки всё же стали проверять. Об этом и о том, что детям не разрешают брать даже питьевую воду в заводских упаковках и конфеты, написали 9 июля на сайте «Одноклассники» Елена Васильева и её мама Светлана.
Как пояснила представитель администрации ЗДОЛ «Самоцветы» Елена Новосёлова (там же, на «Одноклассниках»), в лагере по распоряжению Роспотребнадзора введён усиленный санэпидрежим. Связано это с неблагополучной ситуацией в загородных лагерях Свердловской области («Таватуй», «Рассветный», «им. Володи Дубинина»).
О масштабах неблагополучия говорит уже тот факт, что нарушения санитарных правил были выявлены аж в 495 детских лагерях области (из проверенных 522).
Кто виноват в том, что в оздоровительных лагерях нашей области нездоровая обстановка? Привлекут ли кого-то к ответственности? Не будет ли забыт «таватуйский» урок? Ответы на эти и другие вопросы мы узнаем потом. А сейчас можно только констатировать: за ошибки взрослых вновь пришлось расплачиваться детям.
Екатерина ГИЛЯЗОВА
 
Вниманию новоуральцев, чьи дети отдыхали в первую смену 
в оздоровительном центре «Таватуй»!
Для получения компенсации стоимости путевки за два последних дня (её сумма составляет 154 рубля, т. е. 20% от стоимости питания) необходимо написать заявление на имя директора ГБОУ Центр «Юность Урала». Подробные реквизиты указаны в вашем договоре.
Забрать фотографии детей можно в фотосалоне «Южный» (ул. Корнилова, 3).
ОКП-123 УЭХК

Источник: http://www.ngg44.ru