Позиции лидеров российского рынка лекарств от гриппа — импортного тамифлю и отечественного арбидола — в предстоящем эпидемическом сезоне могут значительно ослабиться. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития, который вступил в силу 24 октября, эти препараты фактически были вычеркнуты из обязательного для всех аптек страны ассортиментного перечня.

Разнообразие лекарств от гриппа на полках аптек — только видимое. После прочтения инструкций становится понятно, что абсолютное большинство из них предлагает исключительно симптоматическое лечение, но никак не влияет на сам вирус.

К числу настоящих противовирусных препаратов относятся, например, оба лекарства, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, — тамифлю швейцарской компании Roche и реленза английской GlaxoSmithKline. Действующее вещество озельтамивир в тамифлю и занамивир в релензе относятся к одному классу ингибиторов нейраминидазы, их работа заключается в том, чтобы подавлять выработку поверхностного фермента вируса гриппа. Несколько иначе действует арбидол, только в этом году официально получившее международное непатентованное наименование (МНН) umifenovirum. Он оказывает не только иммуномоделирующее действие, о котором сказано в его описании, но и блокирует выработку поверхностного белка оболочки вируса гриппа гемагглютенина.

В новый минимальный обязательный ассортимент отечественных аптек, сократившийся со 160 до 57 наименований, импортные препараты не попали. Теперь аптечные киоски и аптечные пункты не обязаны продавать озельтамивир и занамивир, а стационарные аптеки должны иметь эти препараты только в одной лекарственной форме (раньше им вменялось в обязанность иметь все, особенно в разгар сезона). Та же участь постигла и обласканный министерством и правительством арбидол от «Фармстандарта», который столько лет бил все рекорды продаж. По данным экспертов, он остается самым продаваемым лекарством в России, на его долю приходится 1,36% рынка, или 4,02 млрд руб. в год).

Решение пересмотреть позиции этих «лидеров рынка» в Минздравсоцразвития объясняют исключительно желанием поддержать аптечный бизнес, который и так немало претерпел за последние два года из-за введения государственного регулирования цен на лекарства.

Такое решение министерства воспринято представителями аптечного бизнеса, как жест доброй воли — первый за долгое время. К тому же он несет очевидные выгоды для покупателя, считает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. «Если лекарство пользуется спросом, если его активно покупают, аптека будет его иметь в ассортименте», — пояснила она. По словам Неволиной, это правило работает даже в отношении дешевых, но востребованных лекарств. Например, активированного угля давно нет ни в каких обязательных списках, но спрос на него есть. Поэтому купить его можно в любой аптеке страны.

Источник: http://news.gradusnik.ru/news