На саммите Евросоюза в Брюсселе было подписано Соглашение о стабильности, координации и управлении, которое тут же прозвали «фискальным пактом»
По этому соглашению страны, которые его подпишут, будут обязаны соблюдать золотое правило бюджетной дисциплины. То есть, дефицит бюджета страны не должен превышать 0,5%, а задолженность не может быть выше 60% ВВП. В случае невыполнения этих обязательств, страну-нарушителя оштрафуют на 0,1% ВВП.
Таким образом Германия предлагает применить ко всем странам тот рецепт, который помогает ей быть мощнейшей экономической державой Европы – бережливость и экономичность. Скорое появление этого пакта этим январем анонсировала канцлер ФРГ Ангела Меркель на 42-й сессии Всемирного экономического форума в Давосе, написан пакт немцами.
Теперь подписанный документ должны одобрить парламенты каждой страны-члена ЕС. Уже известно, что к пакту не присоединятся Великобритания и Чехия. Неясна позиция Ирландии, где этот вопрос будет вынесен на референдум. Во Франции пакт поддерживает нынешний президент Николя Саркози, но кандидат на предстоящих в апреле президентских выборах, социалист Франсуа Олланд, который пока опережает Саркози в предвыборной гонке, уже заявил о несправедливом характере фискального пакта и пообещал, что его пересмотрит, как только победит.
Рынки практически никак не отреагировали на подписание пакта. Во-первых, все помнят, как нарушалось и нарушается всеми странами, включая Германию, давно действующее правило о недопустимости превышения бюджетного дефицита более чем на 2%. Теперь же эту планку снижают до 0,5%. Финансовые аналитики не понимают, как поможет снизить дефицит бюджета штраф в размере 0(!)% ВВП, даже если его удастся получить. Ведь штраф тоже будет плюсоваться к расходам, а не к доходам. За превышение же уровня госдолга свыше 60% ВВП штрафы не предусмотрены, за это будут «наказывать» рекомендациями, выдача которых и сейчас не запрещена безо всяких пактов.
Но главное не в этом. Европейцы начинают понимать, что главное – не долги и их объем, а то, есть ли развитие, есть ли экономический рост, или он отсутствует. Можно жить бедно и лениво, но долгов не делать, а можно развиваться и занимать на обучение или покупку, скажем, оборудования.
Недаром на том же саммите в Брюсселе главный акцент встречи сместился с долговой проблемы к возобновлению экономического роста. «Нижняя точка финансового кризиса в Европе пройдена, — заявил президент Европейского совета Герман Ван Ромпей. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу добавил: «ЕС переходит от политики кризиса к политике роста». Но на сегодняшний день европейские лидеры разделились во мнении, что должно быть во главе угла — соблюдение взятых обязательств или обеспечение необходимых ресурсов для стимулирования экономик зоны евро.
Нобелевский лауреат Пол Кругман пишет, что пора избавиться от двух мифов по поводу европейского кризиса: что он произошел от попыток исполнения завышенных социальных обязательств и что он стал следствием плохой бюджетной дисциплины. По мнению экономистов типа Кругмана, социальные и бюджетные расходы могут превышать «немецкие представления об их размерах», если они фактически являются инвестициями в будущее. То есть, если деньги тратятся на лечение детей или образование, то они вернутся сторицей. Вот банального «проедания» общественных финансов, конечно, допускать не стоит. Статистика, кстати, свидетельствует, что в процентах от бюджетных расходов траты самой Германии на «социалку» выше, чем были у Италии или Испании, которым немцы теперь рекомендуют расходы сократить. А португальцы старались строго следовать принципам бюджетной дисциплины, но это не спасло их от прихода к краю пропасти, называемой дефолтом.
Иными словами, надо научиться направлять деньги на развитие, которое подразумевает и приобретение новых технологий, и вложения в человеческий капитал. Тогда и в долги влезть не грешно. Слепое же следование бюджетной экономии само по себе не может послужить росту экономики.
Недаром премьер-министр Испании Мариано Рахой в ответ на требование Германии снизить дефицит испанского бюджета с 8,5% до 4,4% предложил ограничиться 5,3-5,5%, так как его страна нуждается в стимулирующих мерах, а не только жестких ограничениях.
С другой стороны, Германия считает, что по каждому отдельному случаю надо находить взаимоприемлемые решения, но следует учитывать и мнение тех стран, которые, как Германия, служат донорами для спасения стран-задолжников.
Получается, что до выработки на самом деле скоординированной финансовой политики стран еврозоны еще далеко. Потому игроки финансовых рынков или игнорируют решения брюссельского саммита, или даже дают ему негативную оценку. При этом их не успокаивает и соглашение стран ЕС ускорить процесс формирования постоянного фонда финансовой стабильности. Первые два взноса в него предстоит осуществить уже в этом году (ранее планировалось осуществлять взносы раз в год), а окончательно механизм должен заработать в 2015 году (на два года раньше запланированного срока). Общая капитализация Фонда составит 700 млрд евро, а кредитов он сможет выдать на сумму до 500 млрд евро (избыточный капитал необходим для обеспечения рейтинга на уровне AAA). Тем не менее по поводу итогов саммита и событий последних дней компания «Атон» говорит так: «Мы полагаем, что произошедшие в последние дни события в целом могут иметь для рынков скорее негативные последствия, нежели позитивные».
Пессимизм по поводу единой политики демонстрируют и сами немцы. К примеру, канцлер Меркель сожалеет, что «не все шаги и инициативы встречают понимание». В частности, Германии не удалось ввести налог на финансовые транзакции на мировых финансовых рынках. «Это стало бы сильным политическим сигналом, обращенным, прежде всего, к гражданам», — говорит канцлер.
Такой налог поддерживала и Франция. Но вот англичане категорически воспротивились его введению. Британский премьер Дэвид Кэмерон сказал про эту инициативу так: «Пусть сначала Саркози введет дополнительный налог на производство и экспорт сыра».
Понятно – для французов сыры являются примерно такой же важной статьей экспорта (и доходов), как для англичан финансовые ресурсы. Доводы Кэмерона показались убедительными большинству. В одном сейчас схожи все участники общеевропейской дискуссии – пока совсем не очевидно, как достичь роста экономики и непонятно, будет ли в еврозоне такой рост вообще в ближайшее время.
Источник: http://www.km.ru