Сегодня у театра в Новоуральске трудная пора. Он сменил название: теперь это Театр музыки, драмы и комедии. Но для театра сменить название еще не значит, что уже завтра он реально может стать другим. Не происходит подобное только по желанию в результате одного приказа. И только время способно будет показать, правильно ли принято было решение по отношению к театру…
Все понимают, что за этим стоит клубок проблем самого разного свойства. У этого нового – старого театра должна появиться новая творческая программа, художественный лидер и необходимость решать множество кадровых вопросов, финансовых и организационных.
При всем том театр работает, выпускает премьеры, поэтому будем говорить о главном — о спектаклях.
Мы посмотрели их два. Вот спектакль–откровение, цитируем программу, по пьесе Александра Володина «Хосе, Кармен и Автор». Любопытна сама история этого произведения. Рукопись давно написанного рассказа была обнаружена среди бумаг писателя уже после его ухода из жизни… Конечно, в основе мотивы знаменитой новеллы Проспера Мериме, но это Александр Володин, что так важно. Он рассказывает о судьбе человека, для которого его любовь – цепь трагических событий. Володин – это всегда тонкость человеческих чувств и психологизм, и это проблемы, которые интересны современному человеку.
Спектакль камерный. Здесь всего четыре персонажа и идет он прямо на сцене, где находятся и зрители. Скажем так, сам этот сценический формат малой сцены ныне в современном театре очень востребован, он помогает поведать о понятиях тонких и важных. Но для театра оперетты, у которого совсем иные традиции, подобный спектакль – почти новация, открытие… Да, еще поставлен он молодым режиссером Яной Русиновой. Ее спектакль – некое синтетическое высказывание, потому что здесь вместе соединены хореография и драматическое слово… В одном ансамбле работают артисты балета и артисты иного жанра. Собственно, это яркий, именно пластический рассказ о любви.
Поэтому второй автор спектакля хореограф – Наталья Володькина и, безусловно, ее героиня, Кармен – Элла Сидорова. Она танцует Кармен, живет в ее образе.. В театре все надо судить по итоговому художественному результату. В этом спектакле есть настроение, зримая атмосфера, настроение, которое рождается из отдельных деталей и говорящих и значимых штрихов. Это и алый, тревожный свет, и яблоко-искушение, которым так зазывно и притягательно играет Кармен…
Но, к сожалению, в спектакле нет подлинной цельности всех компонентов. И если в Сидоровой — Кармен — есть зримая незаурядность, завораживающий драматизм и страстный порыв, то добиться подобного от Хосе – Сергея Зубарева, режиссеру уже не удалось. Артисту балета трудно разговаривать и вести драматическую нить образа. А уж когда артист начинает зримо изображать страдания, как положено, по сюжету, драматизм тут же и разрушается. Видимо, это тот случай, когда каждый может заниматься именно своим делом. Вот Автор в этом спектакле – Евгений Недокушев – образ трагический. Артист и внешне запоминается, он несчастен, это человек, который еще жив, но такая жизнь ему не нужна, и мы это понимаем.
Второй спектакль по своему замыслу тоже весьма необычен, это литературно – музыкальная фантазия «Евгений Онегин» на темы замечательных П.И.Чайковского и А.С.Пушкина. Авторы этой работы: Режиссер Валерий Долганов, дирижер Вячеслав Петушков, балетмейстер Наталья Володькина.
Эта работа театра вызывает самые разные вопросы и размышления.. Главный из них звучит так: А надо ли было именно так? А, собственно, а почему бы и нет? Театр вправе и придумывать и экспериментировать.. В аргументах за этот проект и то, что этот«Евгений Онегин» удивительно «вписывается» в сценическое пространство, где играется — в фойе театра. Кажется, и колонны и балкончики из самой той эпохи, того времени… аргумент за – и зрители, много молодежи, и они явно открывают для себя живую классику. В театре оказались 10.02.13 артисты, которые могут прикасаться к этой музыке без всяких скидок. Назовем Татьяну Ларину – Ирину Галенкову, обаятельную Ольгу – Юлию Черепанову, есть Онегин – Максим Галенков – хороший вокалист, но уж откровенно статуарный и просто скучный. В массовых сценах привлекательны дети и артисты старшего поколения: Трике — А.Янушевский, А. Гаврилов – Онегин в старости…
Но и в этом спектакле есть вопросы, на которые так и не удается ответить. Не придумана здесь роль Автора, его эпизоды просто длинны. Трудно играть прямо перед зрителями, но нужно тогда искать именно это состояние, здесь же пока, на мой взгляд, превалируют некие штампы жанра оперетты: и в гриме, и в костюмах, и в манере поведения…
Театр ищет, пробует, но дорогу иначе и не осилишь….
Источник: Алла Лапина