Виктор Козбаненко: Лицо вуза – это его выпускник

Основной проблемой реформы образования в нашей стране ректор Государственного университета управления Виктор Козбаненко, выступая 5 апреля перед журналистами, назвал отставание по части интеграции в международное образовательное пространство.

К этой интеграции наша страна идёт уже давно: в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, затем последовало создание федеральных и национальных исследовательских университетов – высших учебных учреждений, которые по замыслу должны быть способны конкурировать с зарубежными вузами. Кроме того, нужно добиться широкого признания наших дипломов за рубежом и повышения мобильности студентов и преподавателей.

В целом, по мнению экспертов, выгоды от интеграции в мировое сообщество перевешивают возможные риски, такие как увеличение потока переселяющихся за границу студентов и выпускников. Например, она позволит шире предоставлять образовательные услуги иностранным студентам, а это – источник дохода для вузов.
Как оценить качество образования

Виктор Гришин: Тот, кто выиграет реформу образования в ближайшие 5–6 лет, тот выиграет XXI век

Владимир Зернов: Вузы надо поддерживать в зависимости от результатов их работы, а не от формы учредительства

Низкое качество российского образования – «тезис», который собравшиеся на круглом столе ректоры активно оспаривали. Они указывают на тот факт, что выходцы из России за рубежом нередко являют собой примеры успешной карьеры, в том числе научной. Это значит, что подготовка наших выпускников вполне соответствует мировому уровню, главное – создать условия для реализации их потенциала, которых в нашей стране пока нет.

По поводу же скромного места, которое, как известно, занимают наши вузы в мировых рейтингах, ректор Российского экономического университета (РЭУ) им. Г. В. Плеханова Виктор Гришин заметил, что более корректно сравнивать в таких рейтингах не вузы, а отдельные направления подготовки специалистов внутри них. Ну а в конечном счёте важнее не место в том или ином рейтинге, а оценка качества образования его потребителями. В данном случае имеются в виду абитуриенты: если в вуз поступают ребята с высоким баллом ЕГЭ – это и есть высокая оценка учебного заведения.

Председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов настаивает на том, что оценка вузов должна производиться по качественным параметрам, в соответствии с мировыми критериями. Например, по научным достижениям, в том числе по публикациям в престижных журналах типа Nature. Тогда коммерческие вузы получат возможность на равных конкурировать с государственными, что приведёт к созданию благоприятной среды в сфере образования.

Как отметил Виктор Козбаненко, Минобрнауки России активно двигается в этом направлении: создать конкурентную среду помогает распределение на конкурсной основе контрольных цифр бюджетного набора и грантового финансирования. Соперничество между вузами усиливает и глубокий демографический кризис последних лет.
ЕГЭ для вузов

Введение независимого экзамена для выпускников вузов по типу ЕГЭ Виктор Гришин назвал хорошей идеей. Такой экзамен позволил бы лучше понимать, «кто есть кто» на рынке образовательных услуг, и ещё более усилил бы конкуренцию между вузами. Но всё же, по мнению ректора РЭУ, образование – консервативная среда, в которой реформы должны проходить плавно.

Виктор Козбаненко в целом согласился с коллегой. С его точки зрения, лицо вуза – это выпускники, поэтому единый экзамен с привлечением сообщества работодателей имеет ключевое значение в оценке качества работы вуза. Но сделать его полностью независимым от учебного учреждения едва ли возможно. Так что практическая реализация такого экзамена – предмет дальнейшего обсуждения в профессиональной среде.

Источник: http://www.strf.ru