Польскому философу Станиславу Ежи Лецу принадлежит множество афоризмов, один из которых гласит: «Ну, допустим, пробьешь ты головой стену. И что ты будешь делать в соседней камере?» Именно эта фраза все чаще приходит на ум, когда пытаешься размышлять о том маниакальном упорстве, с которым российская власть пыталась на протяжении 10 с лишним лет втащить нашу страну в ВТО. Втащила, отдышалась – и только тут задумалась о том, что же, на самом деле, она (страна, власть-то найдет, чем себя занять…) будет делать в этой, с позволения сказать, «камере».
Вспомним: в ходе бесконечных переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию власти не уставали уверять народ, что стоят на страже интересов страны и не отдадут ни пяди таможенных пошлин сверх минимально необходимых уступок. Но особо на этот счет не распространялись, ограничиваясь обтекаемыми заявлениями без конкретных цифр и сроков.
Но вот переговоры закончены, условия согласованы, и Россия ждет официального принятия в ВТО, которое теперь является просто формальностью. Некоторые из согласованных цифр сделались известными, и стало понятно, что уступки ВТО сделаны большие, чтобы не сказать катастрофические.
В Госдуме накануне прошли очередные (интересно, какие уже по счету?) слушания по вопросу вступления РФ в этот «элитный», как нам говорили, клуб, участники которых пришли к выводу, что присоединение нашей страны к данной организации грозит снижением спроса на отечественную продукцию и сокращением производства. Больше всего от обострения конкуренции пострадают сельское хозяйство и пищевая промышленность.
«Одной из ощутимых угроз является снижение защитных барьеров, ограничивающих доступ иностранной продукции на внутрироссийский рынок, что может вызвать снижение спроса на продукцию отечественной промышленности и сокращение производства», – цитирует предупреждение депутатов «Независимая газета».
Депутаты, впрочем, остаются оптимистами и в будущее смотрят с надеждой. «В результате усиления конкуренции на внутреннем рынке произойдут адаптация к новым условиям и повышение конкурентоспособности российских производителей», – уверены они, исходя, очевидно, из логики, что все, что ни делается, делается к лучшему.
Если брать усредненное значение всех пошлин, то общее снижение, действительно, выглядит не столь большим, особенно в сравнении с некоторыми соседними странами, проявившими большую опрометчивость. «Нам удалось достичь хороших договоренностей в части совокупного снижения общего уровня таможенно-тарифной защиты. Мы опустились с 13,2 до 10,8%. Для сравнения: Украина допустила снижение с 10 до 5,5% в сельскохозяйственной группе товаров», – сообщил на парламентских слушаниях замминистра сельского хозяйства Олег Алдошин.
Но независимые эксперты казенного оптимизма госслужащих высокого ранга не разделяют. Некоторые из них даже считают, что Россия рискует полностью потерять свой агропромышленный комплекс, открывая внутренний рынок для иностранных сельхозпроизводителей. Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8 с нынешних 13,2%. Часть импортных тарифов – более трети – будет снижена с момента присоединения, еще четверть – спустя три года после него.
Наиболее защищенными от грядущих перемен выглядят банковский и страховой секторы, хотя и ненадолго, считает вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. «Минфину удалось отстоять запрет на открытие в России филиалов иностранных банков. Дело в том, что иностранные филиалы, в отличие от «дочек» иностранных банков, которые успешно работают в России много лет, не подпадают под юрисдикцию РФ, не обязаны выполнять нормативы ЦБ по отчислению в резервы и т. д., – отмечает эксперт. – Если бы филиалы иностранных банков пустили в Россию, это бы очень сильно ударило по российскому банковскому сектору и поставило его в неравные условия конкуренции с иностранцами. Эти условия сохраняются до 2015 года, потом они могут быть пересмотрены. В страховой бизнес приход филиалов разрешили, но только через 9 лет, т. е. у наших страховых компаний есть довольно значительный срок, чтобы подготовиться к конкуренции с ведущими игроками».
А вот что касается сельского хозяйства и пищевой промышленности, то им придется нелегко. «Вступление в ВТО запрещает меры прямой господдержки сельхозпроизводителей, можно использовать только косвенные меры поддержки, т. н. «зеленую корзину», – говорит Андриевский. – При этом она достаточно широка и позволяет оказывать серьезную поддержку сельхозпроизводителям, к примеру, инвестировать в мелиорацию, строить дороги и инфраструктуру, подводить электросети и т. д. Правда, пока не очень понятно, в каком объеме государство будет оказывать подобную поддержку, но вступление в ВТО позволяет все это делать без каких-либо ограничений».
И немудрено, ведь пошлины в сельском хозяйстве снизятся довольно сильно, что приведет к усилению конкуренции с импортом и падению доходов отечественных производителей в два раза. Но это – только одна половина беды, вторая состоит в том, что увеличится срок окупаемости инвестпроектов в сельском хозяйстве.
То же самое ожидает и автопром. «По пессимистичному сценарию Минэкономразвития, после вступления в ВТО производство легковых автомобилей может снизиться более чем на 50%, – говорит Андриевский. – По приблизительным оценкам, снижение пошлин на ввоз новых импортных грузовиков и автобусов к 2015 году вызовет сокращение производства грузовиков на 18%, а автобусов – на 32% от текущего уровня, если государство не введет протекционистские меры. Впрочем, на это есть переходный период, в течение которого будут постепенно снижаться пошлины – до 2016-2018 гг.».
Если же проанализировать таблицу основных уступок России, то станет видно, что они похожи не на упорную оборону, а скорее на паническое отступление перед ВТО. Пошлины на широкофюзеляжные самолеты будут снижены до 2016 года более чем в два раза – с 20 до 7,5%, на узкофюзеляжные – на 40% до 2019 года (с 20 до 12,5%). На мясо крупного рогатого скота квоты отменены вообще, но дата пока не определена. На свинину квоты увеличены, а пошлины отменены уже с этого года, хотя отечественные производители неоднократно заявляли, что способны сами обеспечить внутренний рынок свининой. На мясо птицы квоты тоже отменены без определения даты, что означает скорое возвращение на наш рынок необъятного количества ампутированных ног американских куриц. К тому же вдвое снижен уровень государственной поддержки сельского хозяйства – с 9 до 4,4 млрд руб. (поэтапно, в течение 2013-2018 гг.).
Отменены пошлины на компьютеры и их комплектующие с 2015 года. Иными словами, власти ставят жирный крест на возрождении отечественной электронной промышленности, почившей в бозе во Фрязино, Зеленограде и других наукоградах с началом реформ. На бытовую электротехнику и электронику пошлины снижены фактически вдвое – с 15 до 7-9%.
Наибольшую выгоду от вступления в ВТО, как известно, получат металлургия и химическая промышленность. И здесь интересно было бы проследить, не связаны ли личные интересы чиновников высокого ранга с этими отраслями экономики, но таких данных пока нет.
Источник: http://www.km.ru/