О вечерней школе №44 мало кто знает: кто в ней учится, где она находится и как там живется. Я решила исправить эту информационную недостаточность и отправилась туда. Да и есть особый повод рассказать о «вечёрке»: в этом учебном году она отмечает юбилей – 65 лет.

Здесь вам рады

Школа встретила меня оптимистичной вывеской: «Здесь вам всегда рады!». Улыбнувшись, я подумала: «Слава Богу, есть такое место, где мне рады». Раз это взбодрило меня, то должно ободрять и учеников, и учителей, и всех, кто сюда заглядывает.

Школа №44 – необычная. Здесь никто не носится по коридорам, как только зазвенит звонок на перемену. Как-то тихо, просторно и по-особому уютно.

Здесь учатся разные люди: не только те, кто в свое время не получил школьного образования, но и ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Кому-то пришлось работать с раннего возраста из-за неблагополучной ситуации в семье, кто-то вернулся из мест лишения свободы. Здесь учатся молодые мамы и девушки с ранним сроком беременности. Чтобы социализировать, подружить ребят, педагогам приходится нелегко, но тем не менее они находят индивидуальный подход к каждому ученику, стараются быть искренними с ними, с теплотой принимать их, относиться по-доброму, с пониманием.

Напротив меня сидят два девятиклассника – Кристина Вандышева и Роман Белоглазов. Им по 18 лет, оба работают с 14-летнего возраста, Кристина готовится стать мамой. Поэтому и учатся в вечерней школе с седьмого класса, проще совмещать учебу с работой. Приходят в школу три раза в неделю. На первый взгляд, ребята общительные. Сразу же, перебивая друг друга, отвечают на мой первый простой вопрос: «Как вам учится?».

— Нам тут нравится! Учителя замечательные! Мы к ним привыкли. Никогда не обидят, если надо – пожалеют… — говорят Рома и Кристина.

— Помогли мне с работой, не дали забросить учебу, вытянули, — рассказывает Кристина. – Никогда не оставят, помогут, коллектив современный, нас здесь понимают. По сравнению с обычной школой здесь лучше. Учителя могут с нами и в волейбол поиграть…

— Мы во всех мероприятиях принимаем участие, — добавляет Рома. – В «Кроссе наций», в первомайских эстафетах…

— В прошлом году в экологическом форуме «ЮНЭКО-2012» мы заняли второе место по области. Также в конкурсе, посвященному 300-летию со дня рождения Ломоносова, получили Диплом…

— Они у нас еще и волонтеры, — рассказывает о ребятах социальный педагог Татьяна Шалагинова. — Ездят в «Уралочку» к детям-сиротам, проводят праздники.

— Мы играли с детишками, у меня даже слезы выступили… — делится переживаниями Кристина.

— А класс у вас дружный? – спросила я у Ромы и Кристины.

— О, у нас самый большой класс в школе! – хором ответили они. — Мы дружим, конечно, между собой, и посещаемость у нас самая высокая. Общаемся между классами. Находим общий язык. Изгоев нет и не будет. Надо относиться друг к другу с уважением, как взрослые люди.

— Чем вы еще занимаетесь?

— Всё моё время отнимает работа, — признается Рома. – Здесь много учится таких ребят. У каждого разные жизненные обстоятельства: у кого-то нет родителей, и, чтобы прокормиться, надо зарабатывать деньги с малых лет. И к любой работе надо относиться с уважением – пусть ты метешь асфальт, но это тоже важный труд, который оплачивается. Я уже и плиточником, и штукатуром поработал…

— Я сперва работала швеей, затем пошла в трудовой отряд, потом устроилась в садик, сейчас в декретном отпуске, — рассказывает Кристина. — Работа помогает повзрослеть.

— Что бы вы пожелали родной школе?

— Процветания… Хороших учеников. Оставаться учителям и директору такими же отзывчивыми и понимающими людьми. Эта школа нам нужна. Без нее нам бы некуда было пойти учиться.

— Чем после окончания школы планируете заниматься?

— Я закончу девять классов, дальше хочу пойти учиться на повара, я умею и люблю готовить с 14 лет, — признается Рома.

— А я пока не знаю… — отвечает Кристина. – Знаю, что многие пойдут в училища…

Здесь есть чем заняться

— Возраст наших учеников разный – от 14 до 36 лет. Бывает, учатся семьями, супружескими парами, — рассказывает заведующая библиотекой и учитель Наталья Степановна Даткович. — В прошлом году у нас была 35-летняя выпускница, к тому же наша первая серебряная медалистка, которой мы очень гордимся, Екатерина Усталова.

Также школа гордится спортсменкой Ксенией Канафиевой, показывающей хорошие результаты на соревнованиях по легкой атлетике. Педагоги радуются, когда узнают, что их ученики поступают после окончания вечерней школы в вузы. Таких немало. Среди них студенты ГИТИСа, медицинского института, военной академии.

В школе есть компьютерный клуб, спортивные секции, военно-патриотический клуб, эстрадно-музыкальная студия (где, кстати, можно научиться петь, играть на гитаре и ударных) и даже киноклуб с просмотром и обсуждением современных фильмов. Есть и свое школьное СМИ – радио и стенгазеты.

События здесь тоже отличаются своей оригинальностью. Например, два года назад в школе №44 прошли первые городские соревнования по скиппингу (прыжкам через скакалку), год назад – вторые, и число участников значительно выросло. В прошлом году также состоялись первые в городе соревнования по запуску бумажных самолетиков, на базе вечерней школы успешно прошла спартакиада, собравшая 13 команд-участниц. А в День трезвости, в начале учебного года, ребята готовили напитки из садовых трав – мяты и мелиссы.

Здесь тоже есть проблемы

Одна из них – питание школьников. Многие ученики живут в неблагополучных семьях и не могут позволить себе платные обеды. Педагоги частенько подкармливают проголодавшихся ребят. В прошлом году договаривались с хлебозаводом о дополнительных порциях хлеба нуждающимся ученикам.

— Сейчас финансирование учеников из неблагополучных семей не предусматривается, у некоторых ребят даже на проезд нет денег, — делится Наталья Степановна. — Было время, когда мы не только кормили ребят, но и собирали вещи, помогали нашим ученикам одеться…

Напротив меня – директор школы №44 Сергей Яценко. Тот самый директор, к которому обращаются за помощью как учителя, так и ученики. Тот самый директор, который может сам наведаться в гости к ученикам, когда обеспокоен их жизненной ситуацией, может поиграть с ними в футбол и поддержать на соревнованиях. Он работает здесь третий год, полностью влился в жизнь школы, погрузился в нее целиком, и как никто другой знает ее проблемы.

— Основная проблема в том, что постоянно рассматривается вопрос о необходимости нашей школы в городской системе образования. Это держит в напряжении весь коллектив. Я пытаюсь переориентировать сотрудников, объясняя, что от нашей активности зависит результативность деятельности школы, а следовательно, ее необходимость. Коллектив своей работой доказывает, что он способен давать хорошие результаты. Качество образования повышается: в 2010 году успеваемость составляла 61%, в 2011 году – 60%, в этом году – 67%. Наша школа интересна. Интересна, в первую очередь, индивидуальным подходом к ученикам, — рассказывает Сергей Владимирович. — Конечно, в нашей школе, как и в других школах, существует проблема посещаемости, и в связи с этим коллектив школы поставил задачу создать ученикам уютные условия, чтобы им хотелось приходить и не хотелось уходить отсюда: заинтересовать ребят, привлечь в наши кружки и секции. У нас появились свои традиции: мы стали родоначальниками соревнований по скиппингу и запуску самолетиков, есть и другие задумки. Несмотря на то, что школа является общеобразовательной, немаловажное значение имеет социализация учащихся. Воспитательный момент, на мой взгляд, самый важный для нашей школы. Когда мы рады друг другу и можем нормально общаться, тогда и знания передать проще, и качество образования улучшится. Когда я пришел в школу, заметил, что учителя здесь хмурые, закрытые, строгие и неприветливые. А ученикам как раз не хватает внимания и радости. Учитель – это не только человек, который дает знания, но и тот, кто ведет по жизни. Я хочу, чтобы у нас в школе были именно учителя, а не «урокодатели», чтобы в школе работали люди, любящие свою работу и детей. Когда учителя начали улыбаться, стали дружелюбней и приветливей относиться друг к другу, ученики открылись и начали нам доверять. В обликах педагогов появились яркие цвета, в школе стало теплее.

Сколько же сил надо иметь, чтобы быть учителем вечерней школы! Чтобы помогать добрым советом каждому ученику, быть в хорошем расположении духа, несмотря на свои личные проблемы. Школа прожила 65 лет. Дай Бог ей справить еще не один десяток юбилеев! Дай Бог ей сильных людей!

Евгения СТЕПАНОВА

Справка:

Вечерняя школа №44 образовалась в декабре 1947 года. Тогда, в послевоенное время, молодежь нуждалась в образовании, которое не сумела получить в те военные тяжелые годы. Изначально основного помещения у школы не было, только в 1950 году появился барак на Фрунзе. С 2005 года школа №44 размещается на Театральном проезде.

Первыми выпускниками были всего три человека, а за всё время своего существования школа выпустила более 5000 учеников. Сейчас в школе обучается 186 ребят, которые получают знания по очной, очно-заочной формам, по индивидуальным программам и экстернату.

Письмо от выпускницы

Здравствуйте, уважаемая редакция «Нашей городской газеты»! Посылаю вам свою заметку. В этом году Вечерняя школа №44 отмечает юбилей. Хочу рассказать о том, как я пришла туда учиться в 2009 году. Мне было уже 34 года. Конечно, я волновалась и переживала, как все сложится, смогу ли освоить школьную программу спустя столько времени.

Но, оказывается, все организовано там для таких, как я, учащихся: удобно составлено расписание занятий (три дня в неделю), классы оборудованы необходимой техникой. Есть библиотека, спортзал, столовая.

Мне удалось в течение трех лет совмещать работу, учебу и семейную жизнь. Муж, когда я рассказывала о том, что узнавала на уроках, шутил: «Шибко умная стала». Дочь оценила то, что я смогла помогать ей с уроками. Итог моего обучения – серебряная медаль! Спасибо учителям школы, таким внимательным, квалифицированным, тактичным, с чувством юмора и индивидуальным подходом к нам, «великовозрастным» ученикам. Теперь я студентка Челябинской государственной академии культуры и искусств.

То, что в нашем городе есть такая школа — замечательно! Это шанс для тех, кому уже не 17 и у кого нет полного среднего образования.

Екатерина УСТАЛОВА, выпускница 2012 года

Источник: http://www.ngg44.ru