Статья заместителя секретаря Генсовета «Единой России», вице-спикера Госдумы Андрея Исаева, опубликованная в пятницу, 24 июля, в «Независимой газете», вызвала серьезный общественный резонанс

По информации парламентария, Минфин уже подготовил поправки к закону о негосударственных пенсионных фондах, согласно которым НПФ смогут получать вознаграждение в размере 1% от своего портфеля. Причем, вне зависимости от того, получили ли они доход для будущих пенсионеров или нет.

«В настоящее время НПФ полагается забирать себе только долю от дохода от тех средств, которые они инвестировали. Казалось бы, все верно: работа НПФ – получать доходы для пенсионеров. Иначе зачем они существуют? Но отечественные специалисты из негосударственной пенсионной системы считают иначе – деньги они должны делать не с доходов, а с расходов. Желательно чужих. То есть в нашем случае – расходов рядовых пенсионеров, — рассказал «НГ» Андрей Исаев. — Поражают воображение и суммы, которые смогут себе присваивать пенсионные фонды в соответствии с проектом закона. Крупнейшие из них смогут рассчитывать на «вознаграждение» в объеме до 1 млрд руб. в год. Повторимся, что это будет прибыль, которую НПФ смогут класть себе в карман, даже если они принесут убытки своим клиентам».

По информации депутата, лоббисты этой меры пытаются доказать ее соответствие пресловутой международной практике и называют сложившиеся в России традиции работы НПФ тяжелым наследием 90-х годов прошлого века, когда в условиях бешеной инфляции и пирамиды ГКО пенсионные фонды могли рассчитывать на гарантированную высокую прибыль.

«Сейчас же в условиях низкой инфляции (посмеемся вместе – 13% теперь – это низкая инфляция), чтобы получить вознаграждение, им приходится тщательно продумывать инвестиции, рисковать, в общем, работать. При этом никакой гарантии успеха нет, — продолжает Андрей Исаев. — Но кто скажет, что это нерыночный подход? Наоборот, новая практика, предлагаемая Минфином, кажется некоей инверсией социального государства, когда поддержку получат не пенсионеры, а пенсионные фонды. Причем работающие в убыток. Обязательное вознаграждение НПФ, по сути, будет

означать, что они сами себе назначили ренту, которую государство будет им выплачивать из карманов пенсионеров, даже не спрашивая о результатах работы оных фондов!

Впрочем, то обстоятельство, что данная инициатива вышла из недр финансового ведомства, не должно никого удивлять. Ведь Минфин продолжает оставаться под влиянием либералов во главе с главным лоббистом Алексеем Кудриным. Да и новый порядок вознаграждения НПФ предложен не без его участия. Ведь бывший министр финансов (по случайному совпадению) в марте этого года возглавил совет директоров пенсионного фонда «Благосостояние ОПС » (в настоящее время — НПФ «Будущее»), который, как и вся отрасль, в последние годы не слишком-то успешен. Судя по всему, ознакомившись с делами вверенной ему организации, «лучший министр финансов всех времен и народов» пришел в ужас и решил срочно исправить ситуацию.

Лоббисты новых правил для НПФ говорят о стремлении отказаться от порочной практики 90-х. На самом деле способ выхода в зону рентабельности был найден ими вполне традиционный для того времени – они намерены просто взять пенсионные деньги, переданные им гражданами, и их распилить. Логика тут простая. Раз НПФ не могут заработать сами, им приходится рассчитывать только на благосклонность Минфина да на деньги рядовых пенсионеров.

Впрочем, есть тут еще и расчет на приход в пенсионные фонды большого числа новых инвесторов, которые принесут в НПФ деньги будущих пенсионеров, пока что работающих у них. Так что нельзя исключать, что после введения нового порядка вознаграждения для НПФ в эту сферу придут бешеные средства. Многим инвесторам трудно будет избавиться от искушения вложить деньги в деятельность, которая приносит гарантированную прибыль. По сути, они ничем не рискуют, НПФ даже можно ничего не делать, свою норму прибыли они получат в любом случае или по крайней мере ничего не потеряют.

В наше трудное время найти подобную золотую жилу удается не каждому – фондовый рынок лихорадит, курсы валют ведут себя непредсказуемо, золото не оправдывает ожиданий. Но Кудрин поможет найти новый Клондайк. Не для всех, но те, кто вскочит в первый вагон, внакладе не останутся.

Что в этой истории вызывает наибольшее возмущение? То, что, предложив вот такую сомнительную схему, нам предлагают отказаться от практики индексации пенсий на уровень инфляции. То есть пенсионеры, по логике

ведомства, должны затянуть пояса, а НПФ будут жиреть. В свою очередь, будущие пенсионеры, доверившие свои накопления негосударственным пенсионным фондам, будут терять доходы из-за того, что у НПФ просто исчезнет стимул, для того чтобы зарабатывать деньги для своих клиентов».

Вот как прокомментировали статью вице-спикера Госдумы свердловские эксперты.

Член президиума Регионального политсовета Партии, депутат парламентской фракции «Единой России», председатель комитета по бюджету, финансам и налогам Законодательного Собрания Свердловской области Владимир Терешков:

«Андрей Исаев совершенно правильно отметил главную проблему предполагаемых реформ НПФ. Пенсия – это заработанные денежные средства гражданина. Он передает их в НПФ и говорит: я вкладываю свои деньги, будьте любезны, если они вам нужны, размещайте их так, чтобы они работали, и я как пенсионер получал определенные дивиденды за то, что доверил вам свои средства. Это схема, аналогичная банковской.

А предлагается, по сути, следующее: кто и как распоряжается пенсионными накоплениями – не важно, будет или нет начисляться на пенсию определенный бонус – тоже. Зато НПФ будет получать дивиденды на собственную структуру. С чего вдруг?!

Депутат Исаев как раз говорит о том, что выстраивается схема, при которой НПФ не отвечает за привлеченные средства, распределяя заработанные средства внутри себя. А пенсионеры, отдавшие ему деньги, как говорится, остаются с носом. Потому что инфляция постоянно растет – сейчас по официальным данным она составляет от 15,2 до 15,7 процентов. Пенсионерам, отдавшим деньги, по крайней мере должны компенсировать рост инфляции, чтобы они получили дивиденды «с покрытием». А их даже не обещают.

Поэтому эта идея — совершеннейшая глупость. Она не должна быть поддержана ни в коем случае! Надо, чтобы отраслевые социальные министерства в правительстве России и наша фракция «Единой России» в Государственной Думе жестко пресекли такую инициативу. Деньги пенсионеров заработаны их трудом, их здоровьем. Отдавать их просто для того, чтобы кто-то обогащался, ни в коем случае нельзя. Эти средства должны работать на конкретного человека – на пенсионера».

Владимир Винницкий, член Общественной Палаты РФ и заместитель председателя Общественной Палаты Свердловской области, председатель президиума Свердловской областной экономической коллегии адвокатов:

«Суть предложений, которые раскритиковал Андрей Исаев, сводится к тому, чтобы изменить компенсацию расходов НПФ. Эта компенсация на сегодняшний день составляет один процент. Теперь предлагается поделить этот процент на две части. Одна из них по-прежнему определяется суммой понесенных расходов, а другая является частью той самой премии, которую получает НПФ – вне зависимости от результатов его работы. То есть вся эта игра идет в пределах одного процента. Если расходы фонда превысят этот процент, то разницы никакой. А если они меньше, что НПФ все равно получит дополнительный бонус. Но бонус, к сожалению, не привязан к результату деятельности фондов, который может быть и убыточным. Что, естественно, совершенно не заслужено.

Подобного рода риски в хозяйственной деятельности могут и обязаны нести стороны, принимающие подобные правила игры. Но НПФ, как правило, занимаются торгами на Фондовой бирже. То есть они не ведут хозяйственную деятельность – не сеют, не пашут, не добывают, не производят, а вкладываются в ценные бумаги. То есть действуют на свой страх и риск. Если НПФ рискуют, то почему вместе с ними должны рисковать и пенсионеры, которые не могут влиять на деятельность НПФ?

Если бы пенсионер говорил: да, хорошо, я вам отдаю свои средства, но вы их вложите в такие-то бумаги. Но в данном случае вкладчик в своем выборе руководствуется лишь предыдущими результатами деятельности фонда. Но такие результаты – во многом итоги лотереи. А в условиях кризиса они вообще не внушают оптимизма, поскольку зависят даже от внешнеполитических факторов. Поэтому совершенно понятно, что эффективность и целесообразность подобных вложений вызывает большие сомнения.

Лично меня, кроме вышеназванных проблем, больше беспокоит вопрос – кто будет нести ответственность в случае, если фонд прогорит? Ведь пенсионеру все равно надо платить. А за счет какого дополнительного кармана? Страховые фонды могут компенсировать потери при условии, если они успешно играют на тех же биржах. Но в условиях кризиса, когда скачки мировой экономики порой непредсказуемы, НПФ могут развалиться вместе со страховщиками.

Да, НПФ можно понять – их сотрудники тоже хотят кушать. Но государство не вправе перекладывать риски фондов на пенсионеров, у которых, как правило, нет иных источников дохода».

http://sverdlovsk.er.ru/news/2015/7/28/gosudarstvo-ne-vprave-perekladyvat-riski-na-pensionerov/