Для уверенного вождения по современным дорогам недостаточно просто наличия водительских прав. Если возможности позволяют, пройдите контраварийную подготовку в школе водительского мастерства, это поможет не только приобрести навык реагирования в «нештатных» ситуациях, но и снизить вероятность трагического исхода ДТП.

Помните, что на нерегулируемом пешеходном перекрестке пешеход всегда пользуется преимуществом перед транспортным средством.

• Пешеход может споткнуться или поскользнуться при переходе дороги, особенно в зимний период.
• Повышенное внимание «старым» и «малым», по понятным причинам.
• Следить надо не только за переходящими по зебре пешеходами, но и теми, что идут по краю тротуара или дороги. Нужно ожидать, что человек внезапно начнет переходить улицу.
• Среди пешеходов могут оказаться слабовидящие, плохо слышащие или люди, «медитирующие» в пути (к примеру, подростки с плеерами).
• При угрозе наезда на пешехода, ваша задача – любым способом предотвратить непоправимое. Жизнь дороже «железного коня», даже если вы купили его в кредит.

Ночная езда небезопасна. Резкое уменьшение расстояния видимости, сектора обзора и контрастности «картинки», влияние суточных биоритмов на общее снижение работоспособности водителя – все это приводит к снижению концентрации, и, как следствие, к столкновениям и наездам.

Факты говорят, что в темное время суток происходит в среднем 50% общего числа ДТП, хотя интенсивность движения в 10 раз меньше, чем днем. Из наездов на пешехода около 60 % наездов совершается в темное время суток, когда видимость ограничена. При движении в темное время суток по неосвещенным дорогам водитель видит только ту часть дороги, которая освещена фарами автомобиля. Способность глаз к восприятию световых контрастов ниже, чем при дневном свете. Особенно «плохо видны» на дороге в ночное время пешеходы и велосипедисты.

• Правильно выбирайте скорость: остановочный путь при экстренном торможении не должен превышать расстояния видимости.
• Поддерживайте чистоту лобового стекла.
• Регулярно протирайте фары.
• За городом при движении через неосвещенные населенные пункты будьте особенно внимательны, не нарушайте скоростной режим.
• Чувствуете, что засыпаете? Остановитесь и поспите хотя бы полчаса. Если это невозможно, запаситесь орешками, жвачкой, умойтесь, откройте окно, выпейте кофе.

Пешком под стол

Если взрослые пешеходы нередко сознательно идут на нарушение Правил дорожного движения, то дети, делают это чаще по незнанию. Поступки ребенка непроизвольны и импульсивны, а способность оценивать риск невелика. Поэтому детей необходимо активно защищать, в процессе городского планирования адаптируя инфраструктуру под их психологические особенности. Создавать безопасные переходы, устанавливать предупреждающие знаки, «лежачих полицейских». Кроме того, активно пропагандировать культуру поведения на дороге.

Что могут сделать родители? В первую очередь, подавать правильный пример поведения на дорогах, последовательно комментируя собственные действия. А неправильного примера не подавать. Если вы, как опытный взрослый в условиях мегаполиса научились быстро бегать и стремительно реагировать, то не факт, что у ребенка, копирующего все ваши действия, это получится.

Во-вторых, до 7-10 лет крепко держите ребенка за руку все время, если вы находитесь возле дороги. После, если вы уверены в его реакциях, можно брать за руку только на переходах.

Статистика «говорит», что самый опасный детский «пешеходный» возраст 7-14 лет. Поэтому родителям школьников необходимо серьезно отнестись к урокам грамотного поведения на дороге и правильной экипировке ребенка, который передвигается по улицам самостоятельно. Обучение детей 5-12 лет правильному переходу через улицу и правильному движению на перекрестке может снизить аварийность на 10-20%.

Правила дорожного движения (четвертый раздел «Обязанности пешеходов») достаточно четко регламентируют поведение пешеходов на проезжей части. Коротко напомним ключевые моменты.

• Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам… а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
• Переходя на красный свет, рискуешь попрощаться с белым. Это мы усвоили, но всегда ли помним «железное правило» на дороге?
• При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
• Выход из-за препятствия (одна из главных причин «пешеходного» травматизма). Предварительно оглядываемся.
• Автобус НЕЛЬЗЯ обходить ни сзади, ни спереди! ТОЛЬКО ПО ПЕШЕХЛДНОМУ ПЕРЕХОДУ!
• Если вам нужно «поймать» машину, не выходите на проезжую часть, таксист вас и так заметит — ведь это его заработок.
• Особенно внимательными будьте в зимнее время и в непогоду (в наших условиях, это означает практически всегда).

Самыми опасными для пешехода зонами считаются перекрестки, скоростные участки автомагистралей, зоны с ограниченной видимостью. Именно там случается большинство наездов. Поэтому здесь – повышенное внимание. Постарайтесь поставить себя на место водителя: скорость 60 (а уже тем более 70-90) км в час – совсем не 5 км в час! Объясните ребенку понятие «тормозной путь» и «инерция» с помощью простых физических опытов.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ, УВАЖАЙТЕ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!

Инспектор ОГИБДД по пропаганде Ольга Барыкина