В августе Администрация Новоуральска, общественность и ФГУП «НО РАО» подписали протокол общественных слушаний по материалам обоснования лицензии на эксплуатацию первой очереди приповерхностного ПЗРО
для нужд Уральского электрохимического комбината. Слушания признаны состоявшимися, а значит, вопрос захоронения радиоактивных отходов комбината будет, наконец,  решен на столетия вперед.

 Советский «багаж»

Уральский электрохимический комбинат (УЭХК), крупнейшее в мире предприятие по обогащению урана с отпразднованным этим летом 65-летним стажем. Все это время комбинат накапливал в среднем ровно по тысяче кубометров радиоактивных отходов в год работы – 65 тыс. кубов.

С советских времен решению проблемы утилизации и захоронения радиоактивных отходов (РАО) пристального внимания не уделялось, оно откладывалось «на потом». «Потом» наступило только в 2011 году, когда в России по примеру европейских стан приняли закон «Об обращении с радиоактивными отходами». Документ предусматривал обязательное захоронение РАО и создание государственного предприятия, которое возьмет на себя создание системы соответствующих объектов. Таким предприятием стал Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами (ФГУП «НО РАО»). В течение ближайших десятилетий ему предстоит построить пункты захоронения отходов в пяти федеральных округах страны.

Между тем УЭХК как раз в 2011 году начал возводить современный пункт захоронения своих отходов, но теперь обязан передать завершенный объект в эксплуатацию НО РАО. Вопрос запуска объекта в работу как раз обсуждали в середине июля жители Новоуральска с представителями Национального оператора и УЭХК – в общественных слушаниях приняли участие свыше 100 человек.

Предварительно атомщики постарались подробно рассказать горожанам об объекте. Общественникам, журналистам и народным избранникам показали ПЗРО, обсудили с ними проблемные вопросы на круглых столах, рассказали о всех нюансах будущей работы и обеспечения безопасности.

Слушания также не были «кулуарными». В них приняли участие все желающие, некоторые из которых высказывали идеи отправки всех 65 тыс. кубометров накопленных РАО и новых отходов УЭХК куда-нибудь в район Новой Земли. Член Общественного Совета «Росатома» Александр Никитин отметил, что похожие предложения высказывают везде, где открываются пункты захоронения радиоактивных отходов:

– Люди, как правило, говорят: стройте ПЗРО где угодно, только не у нас. Но представьте себе: в России накоплено 400 миллионов кубометров отходов, и найти место, которое соответствует всем нормативам и может их все вместить, непросто. При выборе территории под захоронение РАО всегда проводится государственная экспертиза, многочисленные мониторинги и исследования: как можно разместить имеющиеся радиоактивные отходы, чтобы это было абсолютно безопасно для жителей.

Очевидно, что жители других регионов вовсе не обязаны принимать у себя отходы деятельности предприятий Новоуральска или любых других городов. Места размещения ПЗРО обоснованы соответствующими геологическими условиями и, что принципиально важно, максимальным приближением к производителю отходов, в данном случае – к Уральскому электрохимическому комбинату. Таким образом, во-первых, фактически к нулю сводится риск возникновения ЧП при перевозке РАО (авария или теракт), а во-вторых, принятая стратегия не позволит бесконтрольно множить инфраструктуру для захоронения РАО по всей стране.

Такие разные РАО

В понимании обывателя все радиоактивные отходы одинаково опасны. Однако по классификации РАО различаются весьма существенно. Отходы УЭХК – это твердые низко- и среднеактивные РАО, по сути расходный рабочий материал, включая спецодежду. Такой тип отходов можно спрессовать, упаковать и захоронить с нулевыми последствиями для природы и человека. Эксперты уверены, ПЗРО в Новоуральске будет на 100% безопасен.

На первый взгляд сложно представить, но ПЗРО действительно, прежде всего, экологический объект. Это мощное монолитное железобетонное заглубленное сооружение, в которое с помощью козлового крана компактно (в пять ярусов) загружаются герметичные защитные контейнеры.

Между РАО и окружающей средой в таком пункте ПЯТЬ барьеров безопасности – бочка, защитный материал — бентонит, бетонный контейнер, железобетонная стена, глиняный замок. Все это рассчитано на несколько столетий гарантированного безопасного хранения. За это время находящиеся там отходы просто-напросто теряют свою радиоактивность.

По окончании загрузки на ПЗРО будет сооружен дополнительный многослойный курган из глины, песка, щебня, дерна, особой герметичной геомембраной. Специалисты будут непрерывно контролировать состояние объекта и в ходе эксплуатации, и на протяжении еще многих десятилетий после его закрытия. Вокруг всего ПЗРО создана система скважин, откуда регулярно с помощью погружных насосов будут брать на анализ пробы воды.

Только для себя

Еще одно опасение местных жителей касалось возможного завоза на ПЗРО РАО из других  регионов или даже стран. Однако представители компании на слушаниях подобные слухи опровергли, напомнив, что перемещение РАО через границу запрещено и является уголовным преступлением.

Как бы мы не относились к новому ПЗРО, факт остается фактом: уже шесть десятилетий новоуральцы живут и работают рядом с накопленным на комбинате радиоактивными багажом.

– Строительство современного пункта захоронения, прошедшего полный перечень государственных экспертиз и соответствующего всем современным требованиям безопасности, было лишь вопросом времени, как и появление независимого от производителей РАО государственного Национального оператора, – отметил в ходе слушаний начальник управления по ядерно-радиационной безопасности и эксплуатации ФГУП «НО РАО» Игорь Пронь. – Новоуральску пункт захоронения РАО необходим. Он обеспечит экологическую безопасность для многих поколений его жителей.

                                                                                                                                                Источник: novouralsk.su