28 октября 2014 года состоялось очередное заседание кабинета министров Свердловской области, которое провел председатель регионального правительства Денис Паслер.

Правительством Свердловской области принят проект постановления «О Государственном докладе «О положении семьи и детей в Свердловской области» по итогам 2013 года», которое представил министр социальной политики региона Андрей Злоказов.

«Государственный доклад «О положении семьи и детей в Свердловской области» по итогам 2013 года, подготовленный на основе статистических и информационно-аналитических материалов, представляемых 11 исполнительными органами государственной власти Свердловской области и 10 территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, состоит из 15 разделов и 2 приложений, объемом 205 страниц печатного и табличного текста. В целом положение семьи и детей в Свердловской области характеризуется положительными демографическими тенденциями», – рассказал Андрей Злоказов.

Было отмечено, что по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области численность постоянного населения на начало 2013 года составила 4315,8 тыс. человек, в том числе численность детей от 0 до 17 лет – 810,3 тыс. человек. В целом в Свердловской области на долю детей в возрасте 0–17 лет в 2013 году приходилось 18,8%, в 2012 году – 18,4% в общей численности населения Свердловской области.

С 2000 года сохраняется стабильное увеличение числа родившихся детей, показатель рождаемости достиг 14,4 промилле, что выше аналогичного показателя по России 13,3 промилле. Стабильно увеличивается процент рождения второго и последующих детей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» к 2018 году по России установлен целевой показатель по суммарному коэффициенту рождаемости – 1,753. В настоящее время суммарный коэффициент рождаемости в Свердловской области – 1,827.
В Свердловской области приняты меры, направленные на увеличение числа детей в семьях и поддержку многодетных семей. На детей в многодетных семьях установлен наиболее высокий размер пособия. Введены новые виды пособий: единовременные – женщине, родившей одновременно двух и более детей, или третьего и последующих детей, и ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего или последующих детей в размере, равном величине прожиточного минимума, установленного для детей. В связи с рождением третьего ребенка, семьям предоставляется областной материнский (семейный) капитал.

Благодаря принимаемым мерам, в области сохраняется устойчивая тенденция увеличения числа многодетных семей, численность которых в 2013 году составила более 33 000 (с 2008 года рост составил 52 процента). В многодетных семьях воспитывается 13,6 процента всех детей, проживающих в области.

Кроме того, важно помнить, что репродуктивный потенциал – это, прежде всего, дети: их здоровье и будущие позитивные установки на ответственное родительство.

Проводимые меры по формированию ответственного родительства позволили достичь положительных результатов в сфере профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Стабильно увеличивается число детей, рожденных у родителей, состоящих в зарегистрированном браке (в 2013 году – 72,9 процента, в 2012 году – 72,1 процент, в 2011 году –70,7 процента). Сокращается число семей, находящихся в социально-опасном положении, и детей в них, ежегодно в среднем на 4-5 процентов. Численность семей, находящихся в социально опасном положении в 2013 год составила 5456, в 2011 году была 5951 семья.

В 2013 году профилактическими осмотрами было охвачено порядка 740 тыс. детей. Углубленные профилактические осмотры несомненно приводят к увеличению регистрации отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, в том числе к выявлению хронических заболеваний, то есть к уменьшению или стагнации числа детей с первой и второй группой здоровья.

Увеличилась доля детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейных формах воспитания, на 2,8 процента, ежегодно увеличивается количество детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в среднем на 23 процента.

«Вместе с тем в 2013 году выявлены, либо сохранились негативные моменты в положении семьи и детей, требующие решения. На фоне повышения рождаемости в Свердловской области остается достаточно высокой и стабильной смертность детей. В 2013 году в Свердловской области от разных причин погибли 754 ребенка. Основными причинами смертности детей 0-17 лет являются неуправляемые травмы и отравления, при этом отмечается высокий процент гибели детей на дому», – подчеркнул министр социальной политики.

Он рассказал, что особую тревогу вызывает высокий уровень детской алкоголизации и увеличение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения. При этом в целом на протяжении последних трех лет стабилизировалась ситуация с подростковой преступностью, в том числе, групповой.

Для решения названных проблем в данный момент завершается формирование комплексной программы поддержки семей с детьми в свердловской области на период 2015-2020 годов. Уже в ноябре 2014 года в нашем регионе пройдет всероссийская научно-практическая конференция «Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства».

«Подводя итоги, необходимо сосредоточить внимание на решении наиболее острых и актуальных проблем положения семьи и детей. Это обеспечение доступности дошкольного образования, совершенствование деятельности по профилактике, лечению, предупреждению распространения заболеваний среди детского населения. А также совершенствование системы социальных льгот и выплат для граждан, имеющих детей, и укрепление семейных ценностей и традиций», – сказал Андрей Злоказов.

«Необходимо ответить большую работу министерства соцполитики, всех исполнительных органов власти, результатом которой стало то, что по ключевым показателям, определенным в майских Указах Президента, мы уже на уровне 2018 года. Идем с таким опережением. Важно и в дальнейшем сохранить этот устойчивый рост, такую задачу правительству поставил губернатор, Евгений Владимирович Куйвашев. И, главное, решить обозначенные проблемы семьи и детей, которые у нас остаются», – подвел итог председатель правительства области Денис Паслер.

***

Принят проект постановления «О прогнозе социально-экономического развития Свердловской области на 2015-2017 годы».

«Исходными условиями формирования прогноза социально-экономического развития Свердловской области являлись прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, разработанный Минэкономразвития России. А также динамика мировых цен на черные и цветные металлы, итоги социально-экономического развития региона за 2013 год и январь–сентябрь 2014 года. И прогнозы социально-экономического развития 94 муниципальных образований и 600 предприятий Свердловской области», – рассказала исполняющая обязанности министра экономики Свердловской области Анна Ускова.

Она отдельно остановилась на параметрах прогноза социально-экономического развития России. Так, федеральный документ учитывает ряд неблагоприятных факторов, связанных с изменением внешнеэкономической ситуации, в том числе резкое ограничение доступа к финансовым ресурсам и ограничение поставок высокотехнологичного оборудования. И внутренние условия, включая замедление темпов экономического роста, сокращение инвестиционного и потребительского спроса, ускорение инфляции.

Следует отметить, что большинство макроэкономических показателей прогноза Российской Федерации в текущем году скорректированы в сторону понижения. По первому (базовому) варианту прогноза рост валового внутреннего продукта России (ВВП) в 2014 году снижен с 3 процентов до 0,5 процента. В 2015 году рост экономики ускоряется до 1,2 процента, прежде всего, в результате возобновления роста инвестиционного спроса за счет компаний инфраструктурного сектора и государственных инвестиций. В 2016–2017 годах темпы прироста экономики могут повыситься до 2–3-х процентов в год.

Исполняющая обязанности министра доложила, что, говоря об итогах развития Свердловской области, следует отметить, что с начала 2014 года динамика многих показателей складывалась ниже, чем предусматривалось прогнозом. В июле-сентябре 2014 года ситуация в экономике Свердловской области ухудшилась в результате ввода секторальных санкций и сохранения нестабильной геополитической ситуации.

Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на период 2015-2017 годов предусматривает два варианта развития – базовый и умеренно-оптимистичный.

Первый – базовый вариант – предполагает сохранение доминирующих в настоящее время тенденций, которые усугубляются сложной геополитической ситуацией в мире. Здесь учтены негативные последствия от введения международных и ответных российских санкций на экономику региона.

Второй – умеренно-оптимистичный вариант – является более благоприятным и предполагает стабилизацию политической и экономической обстановки в мире, позитивную динамику мировых цен на металлы и энергоносители.

«Поскольку первый вариант предлагается в качестве базового для проекта бюджета на 2015-2017 годы, подробнее остановлюсь на прогнозе основных макроэкономических показателей по данному варианту. В металлургической промышленности прогноз на среднесрочный период учитывает завершение целого ряда крупных инвестиционных проектов, эффект от которых начнет сказываться уже с 2015 года. Индекс производства в металлургии на 2015–2017 годы прогнозируется на уровне 102 процента в год. Учитывая, что основной эффект от реализации инвестиционных проектов в машиностроительном комплексе ожидается не ранее 2017 года, индексы производства в 2015-2017 годах прогнозируются: в транспортном машиностроении порядка 101,4 процента, в производстве электрооборудования – 100,1 процента, в производстве машин и оборудования – 99,3 процента», – рассказала Анна Ускова.

Было отмечено, что в целом по итогам 2014 года индекс промышленного производства планируется на уровне 99,3 процента к уровню 2013 года, в 2015 году – 100,8 процента, в 2016 году – 101,4 процента, в 2017 году – 101,6 процента.

Объем отгруженной промышленной продукции в 2017 году увеличится в действующих ценах в 1,2 раза к уровню 2013 года и составит 1,8 трлн. рублей.

В сельском хозяйстве в январе – сентябре текущего года отмечен рост объемов продукции на 2,9 процента к уровню января – сентября 2013 года. На 2015-2017 годы прогнозируется рост сельскохозяйственного производства, который составит по базовому варианту в среднем 101,3 процента в год.

В текущем году отмечается рост инвестиционной активности в Свердловской области. После снижения инвестиционных вложений в экономику области в течение 2012-2013 годов, в первом полугодии 2014 года индекс физического объема инвестиций составил 109,9 процента к уровню соответствующего периода 2013 года, а объем инвестиций в основной капитал – 134,2 миллиарда рублей. По итогам 2014 года, по оценке, рост инвестиций составит 5,9 процента в сопоставимых ценах, или 380 миллиардов рублей.

Среднегодовые темпы роста инвестиций в экономику Свердловской области в 2015-2017 годах прогнозируются на уровне 104,9 процента. Объем инвестиций в экономику Свердловской области в 2017 году должен достичь 510 миллиардов рублей, что соответствует задаче, поставленной Губернатором Свердловской области в Бюджетном послании Законодательному Собранию Свердловской области на 2015-2017 годы.

В 2014 году наблюдается двукратное превышение объемов ввода жилья по сравнению с предыдущим годом: за январь–сентябрь 2014 года введено в эксплуатацию уже 1,4млн. квадратных метров жилья. В целом за 2014 год в Свердловской области ввод жилья должен составить 2 миллиона квадратных метров общей площади жилья. В результате, в 20152017 годы среднегодовые темпы ввода жилья прогнозируются по базовому варианту на уровне 103 процента.

Интегрированным показателем уровня жизни населения являются среднедушевые денежные доходы населения Свердловской области, которые в январе-сентябре 2014 года составили 30728 рублей на одного жителя в месяц или 104,6 процента к уровню января–сентября 2013 года. Основным источником денежных доходов населения остается среднемесячная заработная плата, составляющая порядка 35 процентов в структуре доходов. В 2017 году заработная плата прогнозируется на уровне 37,4 тыс. рублей, увеличиваясь в среднем на 7,8 процента ежегодно, что соответствует среднегодовым российским тенденциям в планируемом периоде.

В целом экономика Свердловской области в 2014 году сохранит положительную динамику. Валовой региональный продукт увеличится в сопоставимой оценке на 0,4 процента к уровню 2013 года и составит 1 трлн. 676 млрд. рублей.

В 2015 году ВРП прогнозируется в сумме 1 трлн. 782 млрд. рублей, или 101,2 процента к уровню 2014 года. В 2016-2017 годах среднегодовые темпы роста ВРП составят 102,7 процента. Объем ВРП Свердловской области к 2017 году превысит 2 триллиона рублей. В среднесрочном периоде значительных изменений в структуре экономики не ожидается.

«Важным показателем для нашей экономики будет являться рост предприятий малого и среднего бизнеса, прошу министерство экономики взять этот показатель на особый контроль. К 2017 году мы должны выйти на создание 5000 предприятий. Также необходимо более детально уточнить балансы по электроэнергетике в 2016 году, когда масштабные инвестпроекты энергокомпаний будут завершаться вводом новых мощностей. Прошу министерство экономики совместно с министерством АПК и продовольствия откорректировать рост показателей по сельхозтоваропроизводителям. Мы не планируем снижать объемы птицепрома. А показатели животноводства и растениеводства желательно наращивать пропорционально объемам бюджетной поддержки. В целом проект постановления отражает современные тенденции, будем работать пока по базовому сценарию», – сказал председатель правительства области Денис Паслер.

***

Заместитель председателя правительства — министр финансов региона Галина Кулаченко представила проект закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».

«Прогноз доходов бюджета Свердловской области разработан в соответствии с проектировками прогноза социально-экономического развития Свердловской области на 2015 – 2017 годы по базовому варианту, учитывающему основные возможные риски – это замедление темпов роста экономики Свердловской области, сохранение нестабильности конъюнктуры основных товарных рынков в 2015 году и постепенный умеренный рост в 2016 – 2017 годах», – доложила Галина Кулаченко.

Она, в частности, рассказала, что при расчете прогноза учтены изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и Свердловской области, вступающие в силу с 1 января 2015 года. А также изменения, по которым соответствующие проекты внесены в Государственную Думу. Это снижение ставок акцизов по всем видам подакцизной продукции; увеличение ставки НДФЛ в отношении доходов, полученных в виде дивидендов с 9 до 13%; увеличение норматива зачисления в бюджеты субъектов НДФЛ, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа, с 50 до 100 %. А также поэтапное повышение ставок по налогу на имущество в отношении линейных объектов в связи с отменой федеральной льготы и индексация размеров государственной пошлины в среднем в 1,57 раза. Введение новых видов государственной пошлины за предоставление лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД и установление норматива их зачисления в бюджеты субъектов РФ в размере 100 %.

Учтены изменения областного законодательства в части отмены неэффективных и не стимулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность налоговых льгот, а также исчисление налоговой базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости имущества.

Названные учтенные в проекте изменения позволят увеличить объем доходов областного бюджета на сумму порядка двух миллиардов рублей.

«Прогноз по доходам областного бюджета составляет на 2015 год 174,6 млрд. рублей, рост к первоначальному закону 2014 года на 5,9%, или на 1,4 млрд. рублей. Основными доходными источниками бюджета традиционно являются НДФЛ – 36,4 % или 57,1 млрд. рублей; налог на прибыль организаций – 30 % или 47 млрд. рублей; налог на имущество организаций – 13,6 % или 21,4 млрд. рублей», – рассказала Галина Кулаченко.

Было также отмечено, что общий объем безвозмездных поступлений составит 18 млрд. рублей, что на 3,5 млрд. рублей выше первоначального прогноза 2014 года. В том числе поступления от других бюджетов в 2015 году составят 16,1 млрд. рублей, что на 18 % или на 2,5 млрд. рублей больше, чем учтено в первоначальном законе о бюджете на 2014 год. Из них 14,5 млрд. рублей имеют целевой характер. Объем нецелевых трансфертов составляет 1,6 млрд. рублей.

«Основным отличием бюджета 2015 года являются то, что область не получит дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета. Мы вошли в число 14 субъектов Российской Федерации, не являющихся дотационными», – подчеркнула заместитель председателя правительства.

Расходы областного бюджета планируются на 2015 год в сумме 203,6 млрд. рублей с ростом к первоначально утвержденному бюджету текущего года на 6,9 %. Расходы за счет собственных средств составят 188,4 млрд. рублей – рост к уровню прошлого года на 5,3 %. Объем расходов на 2016 и 2017 годы составит 198,7 и 203,6 млрд. рублей соответственно.

В структуре расходов областного бюджета на 2015 год более 67 % или 137,1 млрд. рублей – это расходы на социальную сферу. По-прежнему максимальную долю в расходах составляют расходы на образование – 51 млрд. рублей, что больше первоначальных расходов 2014 года на данную отрасль на 12,4%. На здравоохранение направляется 40,2 млрд. рублей – это 20 % от общей суммы расходов. Расходы на социальную политику планируются в сумме 40,7 млрд. рублей с ростом на 4,8 %, доля этих расходов – 18 % от общей суммы расходов.

Проектом закона о бюджете на 2015 – 2017 годы для обеспечения самостоятельности местных бюджетов, которая достигается планомерным повышением нецелевой финансовой помощи, в составе межбюджетных трансфертов предусмотрены трансферты в объеме 19,3 млрд. рублей. Из них в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований – 4,5 млрд. рублей, что выше уровня 2014 года на 7,1 %.

Субсидии на выравнивание обеспеченности муниципальных образований предусмотрены по сравнению с 2014 годом с ростом на 38,3 % в объеме 14,8 млрд. рублей.

Бюджет 2015 – 2017 года также сформирован в программном формате. Главными распорядителями средств областного бюджета разработано 29 государственных программ с общим объемом расходов на 2015 год 198,7 млрд. рублей. Доля расходов бюджета, формируемых в рамках государственных программ, составила 97,6 %. Непрограммные направления деятельности составят менее 3 процентов.

Традиционно наиболее финансовоемкими являются государственные программы социального блока. Объем финансирования только 3 государственных программ в сферах здравоохранения, образования и социальной политики составит более 60 процентов от общего объема расходов областного бюджета.

В 2015 году плановый дефицит составит 28,9 млрд. рублей, в 2016 году прогнозируется снижение дефицита до уровня 22,8 млрд. рублей, в 2017 году – до 17,2 млрд. рублей.

Резервный фонд правительства Свердловской области сформирован в объеме 1 млрд. рублей.

В бюджете не предусмотрена индексация заработных плат государственных служащих, а также заложено снижение затрат на содержание государственных органов на 5 процентов.

«Обращаю внимание, что в бюджете 2015 года заложено только на зарплаты бюджетников 46 миллиардов рублей, это плюсом к 2014 году 11 миллиардов. Важно понимать, что это проект документа, над которым предстоит еще большая работа по согласованию параметров. И мы еще не раз его обсудим прежде, чем закон будет подписан губернатором Свердловской области», – сказал председатель правительства области Денис Паслер.

***

Объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда в 2015 году составит 11,8 миллиарда рублей, из которых 3,4 миллиарда рублей планируется направить на финансирование подпрограммы «Содействие развитию муниципального образования «город Екатеринбург» как центра Свердловской области» – «Столица». Об этом сегодня на заседании правительства Свердловской области заявила вице-премьер регионального правительства – министр финансов Галина Кулаченко.

Как пояснил министр транспорта и связи Свердловской области Александр Сидоренко, данные денежные средства будут направлены на такие важные для горожан объекты в Екатеринбурге, как продолжение строительства проспекта Ленина до улицы Татищева, капитальный ремонт улицы Репина, строительство моста и развязки Московская – Щорса, которые в том числе, входят в программу подготовки инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Также предусмотрены в данной подпрограмме порядка 1,8 миллиарда рублей на строительство автодорожного обхода Екатеринбурга. Продолжится строительство переходящих объектов в рамках программы «Столица», в том числе улиц Волгоградская, Викулова, Новосибирская. Денежные средства на их завершение также предусмотрены.

Александр Сидоренко заверил, что на сегодняшний день на все дорожные объекты программы «Столица» получены положительные заключения экспертизы и никаких проволочек в реализации быть не должно.

«На сегодняшний день те денежные средства, которые предусмотрены в рамках областного бюджета, и уже зафиксированы в программе, позволяют выполнить поставленные губернатором задачи по улучшению транспортно-дорожной сети в полном объеме», – сказал областной министр транспорта.

Отметим, что общая протяженность автодорог Свердловской области составляет 28,8 тысячи километров, в том числе 11,1 тысячи километров — регионального значения, 17,7 тысячи километров — местного, из них 1,4 тысячи километров — автодороги города Екатеринбурга.

При этом общий объем расходов на дорожную деятельность в отношении автодорог Свердловской области составляет 16,8 миллиарда рублей, в том числе 9,6 миллиарда рублей — на автодороги регионального значения, 7,2 миллиарда рублей – на автодороги местного значения, из них 3,9 миллиарда рублей на автодороги города Екатеринбурга.

Расход консолидированного бюджета региона на 1 километр (проектирование, строительство, содержание, капитальный ремонт дорог) составляет в среднем по области 585,4 тысячи рублей/км, на региональные — 865,2 тысячи рублей/км, на автодороги Екатеринбурга — 2864,3 тысячи рублей/км, на местные автодороги за исключением города Екатеринбурга — 203,8 тысячи рублей/км.

Столь высокий уровень финансирования дорог Екатеринбурга стал возможным, в том числе и за счет больших вливаний из бюджета области. Так, в 2014 году из областного бюджета предоставлено 1,5 миллиарда рублей, в том числе из областного дорожного фонда 0,8 миллиарда рублей.

Напомним, что в соответствии c Бюджетным кодексом, доходы от акцизов на нефтепродукты распределяются между бюджетами следующим образом: 90 процентов – в областной бюджет, 10 процентов – в местные бюджеты.

Так между муниципалитетами доходы от акцизов распределяются пропорционально протяженности муниципальных дорог. При этом доля Екатеринбурга составляет только 7,7 процента (на 01.01.2014 года). 92,3 процента доходов от акцизов поступает в бюджеты других 93 муниципалитетов области. Необходимо отметить, что в результате работы, проведенной правительством области совместно с органами местного самоуправления в 2011-2013 годах по оформлению дорог в муниципальную собственность, общая протяженность дорог местного значения всех муниципальных образований увеличилась в 2013 году к уровню 2012 года на 7,3 тысячи километров или в 1,7 раза, в том числе по Екатеринбургу протяженность дорог возросла в 2,2 раза.

Елена Воронова
Пресс-секретарь председателя
правительства Свердловской области