На Воронцовском золоторудном месторождении, расположенном близ Краснотурьинска, открыто два новых минерала. Минеральным видам, утверждённым Международной минералогической ассоциацией, дали названия походяшинит и гунгерит.
История этих открытий ведёт своё начало с 2016 года, когда горноспасатель из посёлка Калья Михаил Цыганко отобрал на южных отвалах Воронцовского месторождения несколько образцов породы, заинтересовавших его своей структурой. Страстный любитель геологии, основатель в Североуральске минералогического музея «Штуфной кабинетъ», Михаил Цыганко часто бывает на отвалах Воронцовского месторождения в поисках необычных камней. Отобранные образцы отправляет в Москву, в Минералогический музей имени Ферсмана, где их исследует минералог и коллекционер Анатолий Касаткин, а к описанию самых интересных образцов присоединяются, помимо российских учёных, их коллеги из Чехии и Нидерландов. Так что авторский коллектив этих открытий можно назвать интернациональным. На основе образцов, найденных горноспасателем из Североуральска, открыто уже четыре новых минерала. Описание двух последних далось особенно тяжело.
– Зарубежные учёные, участвующие в изучении этих минералов, признались, что такая сложная работа им выпала впервые, – рассказывает Михаил Цыганко, – Четыре года продолжалось изучение минералов. Из-за сложности кристаллической структуры один из них даже получил рабочее название «монстерит». Правда, в итоге минерал назвали гунгерит.
Свои названия новые минералы получили не случайно, а в честь людей, прославивших Северный Урал. Так, купец и промышленник Максим Походяшин построил в здешних краях три горных завода, поселения возле которых стали основой будущих городов Краснотурьинска, Карпинска и Североуральска. А ныне здравствующий директор Краснотурьинского краеведческого музея Юрий Гунгер – автор книги «Турьинские рудники», в которой подробно прослеживается история освоения Северного Урала, становление Богословского горного округа, развитие местной горнодобывающей промышленности.
– Уже привык за две недели, – шутит Юрий Гунгер по поводу того, что в его честь назвали минерал. – А вообще новость была неожиданной даже для меня, хотя и знал, что ведётся исследование минералов, найденных у нас.
Кстати, гунгерит – из тех новооткрытых минералов, которые ещё можно увидеть без микроскопа: на фоне серой породы выделяются оранжевые вкрапления кристаллов размером в сантиметр и больше. Для сравнения, открытый параллельно с ним походяшинит имеет размер в 100 микрон. И такова сегодня большая часть из открываемых минералов.
– Если в нашей экспозиции образцы минералов, открытых на Урале в XIX, XX веках можно поднять двумя руками, те же ильменит, крокоит, волконскоит, то сейчас большинство открытий – это микроуровень, – рассказывает директор Уральского геологического музея Дмитрий Клеймёнов. – В систематической коллекции их приходится представлять в виде микрозондовых препаратов, давать пояснительные фотографии.
С этим открытием по количеству новых минералов Воронцовское золоторудное месторождение сравнялось со знаменитым Берёзовским: оба дали миру по восемь минеральных видов.
– Рекордсменом по новым минералам на Урале до недавнего времени было Берёзовское золоторудное месторождение, – поясняет Дмитрий Клеймёнов. – Здесь ещё в XVIII веке был найден самый первый на территории России минерал – крокоит, его описал ещё Михаил Ломоносов. Это открытие породило другое – сибирская красная свинцовая руда, как называли крокоит, помогла открыть химический элемент хром. С этого и началась российская минералогия. Позднее там было найдено ещё семь новых минералов.
Больше новых минералов в России было открыто только на Камчатке, в районе вулкана Толбачик. А всего в мире, по словам Дмитрия Клеймёнова, каждый год регистрируется по 100–150 новых минералов. Около десяти появляются в России, из них один или два даёт Урал. В последние годы их поставщиком стало Воронцовское месторождение. Оно было открыто сравнительно недавно, в 1985 году. А его разработка началась в 1999 году. И учёные до сих пор спорят, как вообще такое месторождение образовалось.
– На Урале аналогов этому геологическому образованию нет. Большинство месторождений отрабатываются без находок новых или редких минералов. На Воронцовском за короткий срок найдено около 20 новых для России минералов и 8 открыто, – говорит Михаил Цыганко.
С точки зрения обывателя открытие новых минералов, тем более на микроуровне, не несёт практической пользы, но с этим не согласны специалисты, занимающиеся минералогией.
– Сейчас горнорудные компании переходят на освоение залежей с очень низким содержанием полезного компонента, – говорит Дмитрий Клеймёнов. – Поэтому часто они сталкиваются с присутствием в золоте, меди других минералов. Чтобы настроить процесс обогащения такой породы, нужно детальное изучение сопутствующих минералов.
Источник https://www.oblgazeta.ru/