На Среднем Урале состоялись памятные мероприятия в честь годовщины подвига летчика-испытателя самолета-ракеты БИ-1 Григория Бахчиванджи. По этому случаю на Урал прибыл Герой Советского Союза, генерал-полковник, председатель Союза десантников России Валерий Востронин. В мероприятиях также приняли участие первый заместитель руководителя администрации Губернатора Свердловской области Вадим Дубичев и председатель Свердловской региональной организации «Союз десантников России» по УрФО Евгений Тетерин.
Первый полет на БИ-1 – самолете с жидкостным ракетным двигателем – капитан Бахчиванджи совершил 15 мая 1942 года. Взлетал он из аэропорта «Кольцово» в Свердловске. Но разработка самого первого в СССР реактивного самолета шли в поселке Билимбае.
Валерий Востронин возложил цветы к памятнику Григорию Бахчиванджи в поселке Кольцово и посетил поселок Билимбай. На билимбаевском кладбище он возложил цветы на могилы родственников конструкторов, создававших БИ-1: Бориса Чертока и Михаила Миля.
У конструктора Бориса Чертока, который после войны стал правой рукой Сергея Королева, в Билимбае похоронена мать – Софья Явчуновская. После войны Борис Черток приезжал в Билимбай, но могилу матери не нашел. Два года назад по табличке было найдено захоронение Софьи Борисовны. Сделано порядка пятнадцати экспертиз, подтверждающих, что в этом месте была похоронена именно она. Сейчас восстановили могилу, поставили новое надгробие. Внук Чертока, москвич, работает в ракетно-космической отрасли, родившуюся дочь, пятого ребенка в семье, назвал в честь прабабушки – Софьей.
При поддержке администрации городского округа Первоуральск, данная поисковая работа велась Союзом десантников России, Фондом «Строганофф» и билимбаевским патриотическим клубом «Рысь».
«Великих людей у нас много: испытателей, конструкторов, космонавтов, – отметил Валерий Востронин. – Но мамы, которые их воспитали великими, еще выше по своему статусу».
На билимбаевском кладбище также похоронены малолетние сын и дочь создателя БИ-1 конструктора Михаила Миля. Дети умерли от голода один в 1941 году, другой два года спустя. Местные кормились с огородов, а конструкторов привезли в Билимбай зимой. В своей книге «Ракеты и люди» Борис Черток пишет, что им давали похлебку, как он ее называл «билимбаиху» – это варево из черной лапши и шестьсот граммов хлеба в день на человека. Это весь рацион эвакуированных. А у Бориса Евсеевича на тот момент было трое детей. Его дети выжили, но Михаилу Милю повезло меньше. Жили они в суровых условиях: сначала конструкторов привезли с семьями в пустой храм в Билимбае, где они спали на полу, а потом перевели в промышленное помещение на территории бывшего металлургического завода Строгановых.