Neyvapress.com/. На слушаниях по захоронению радиоактивных отходов Эколог от УЭХК рассказал собравшимся  о том, как они участвовали в конкурсах и проводили субботники. Другие докладчики от Росатома и УЭХК были ближе к теме, но оптимизма не внушили.

Представитель ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» рассказал, что они будут заниматься захоронением только отходов УЭХК, однако не упомянул о том, что УЭХК занимается вторичной переработкой ядерных отходов. Таким образом, ввозимые отходы используются в производстве для обогащения урана и далее превращаются уже в отходы УЭХК. Очень лукавая схема, вроде как ввозимые радиоактивные отходы формально являются сырьём.

Справка:

В Новоуральске планируется захоронение Гексафторида урана — это обеднённый уран, который является отходом обогащения природного урана. На УЭХК Гексафторид урана дообогащают и возвращают до 10% обратно, а остальное остаётся в НГО на хранение.

Для того, чтобы обойти закон запрещающий ввоз радиоактивных отходов в Россию, отвальный Гексафторид урана зарубежного происхождения переводят в федеральную собственность РФ и после этого он уже не рассматривается как зарубежный ядерный материал.

В результате, Росатом планирует построить на территории Российской Федерации 30 объектов захоронения РАО.

Вобщем было понятно, что слушания 18 июля в ДК УЭХК были простой формальностью для того, чтобы получить лицензию на эксплуатацию первой очереди объекта по захоронению радиоактивных отходов ( далее РАО ) и на это никто не собирался спрашивать согласие горожан. Тем не менее, желающим высказаться по этому поводу, предоставили возможность выступить.

Вот что сказала в своём выступлении жительница Новоуральска, общественный советник главы города по экологии Шишкина Елена Александровна:

— По нормам и правилам безопасности захоронения РАО, не допускается размещать пункты захоронения РАО в местах с высокой сейсмической активностью, а также в районах с активной промышленной деятельностью. Я думаю не будет ошибкой назвать территорию НГО и прилежащих территорий Кировградского ГО, посёлка Верх-Нейвинского с их промышленными предприятиями — районом с активной промышленной деятельностью. Вероятно будет правильнее строить пункты захоронения РАО в районах, более отдалённых от этих мест.

На это выступление первый зам. главы НГО Черепанов Дмитрий Михайлович высказал комментарий, что наш район не является территорией с активной промышленной деятельностью.

Следующий выступающий Белавин Владимир Леонидович высказал опасение по поводу безопасности захоронения РАО:

— Непроницаемость оболочки захоронения практически не достижима по разным причинам. Это сейсмическая активность, все помнят случай когда на УЭХК зафиксировали толчки земной поверхности. Это качество изолирующих материалов, в пункте захоронения предлагается использовать глину и щебень, которые хорошо удерживают воду, что увеличивает риск разгермитизации объекта захоронения РАО. К тому же, Урал изобилует грунтовыми водами, которые в случае аварии, принесут радиоактивные отходы в ближайшие водоёмы. Поэтому самая лучшая защита от возможного воздействия РАО — это время и расстояние, чем дальше от населённых пунктов, тем лучше. Свалка РАО негативно скажется на имидже Новоуральска. Вряд ли кто захочет работать и вкладывать инвестиции, а тем более жить в таком месте, где хранят радиоактивные отходы. Из этого можно заключить, что вреда от эксплуатации пункта захоронения РАО мы ожидаем много, а пользы для Новоуральска никакой.

Еще критичнее выступила Кочеткова Ирина Александровна:

Жители нашего города ничего не знали о строительстве Пункта Захоронения Радиоактивных Отходов (ПЗРО), хотя ещё в 2009 году администрация НГО предоставила земельный участок площадью более 46 000 м2 для этих целей УЭХК и без особой огласки провела общественные слушания. В 2010 году администрация НГО таким же образом дала согласие на строительство ПЗРО. В 2011 году начались работы по строительству ПЗРО, а 2013 году была построена первая очередь ПЗРО. В 2013 году работники УЭХК провели митинг, на котором единогласно высказались за ликвидацию ПЗРО на территории УЭХК и приняли резолюцию. Эта резолюция была направлена всем высокопоставленным лицам и президенту, но строительство ПЗРО не было приостановлено, мнение жителей Новоуральска проигнорировали и тем самым поставили крест на нашем городе, обрекая жителей на вымирание, ведь жилые районы города находятся всего в 4-х км. от пункта захоронения РАО. Пока строили ПЗРО об этом не писали в городской прессе, не обсуждали в общественных организациях Новоуральска, а вот когда построили, разрешили пообсуждать. Ведь уже ничего нельзя изменить. И как написано в представленных для ознакомления документах: в ходе общественных слушаний не может рассматриваться изменение места размещения ПЗРО. Но почему наши городские власти, наши депутаты не забили тревогу раньше? Не знали? Их это не касается? Или боялись, потому как большинство наших депутатов — работники УЭХК.

Я предлагаю провести более широкое обсуждение эксплуатации первой очереди ПЗРО и строительство других ПЗРО в СМИ, в Общественных организациях, и в итоге провести в Новоуральске референдум по вопросу размещения ПЗРО на территории Новоуральского ГО.

На слушаниях выступил только один законный представитель народа — это депутат Законодательного Собрания Свердловской Области, лидер фракции ЛДПР Сизов Денис Васильевич:

— Мне стало смешно, когда я прочитал вывод оценки воздействия на окружающую среду при эксплуатации ПЗРО. Там написано: «Ввод в эксплуатацию ПЗРО окажет положительное влияние на состояние окружающей среды Новоуральского городского округа». Меня беспокоит тот факт, что количество онкологических больных у нас увеличилось в 2 раза. Я предлагаю включить в список объектов экологического мониторинга онкологическую заболеваемость. Я поддерживаю предложение о проведении референдума по вопросу захоронения РАО и обещаю помочь с его проведением, но жителям Новоуральска надо поработать со своими депутатами в округах, чтобы они проголосовали в городской думе за его проведение. Я считаю, что сегодняшние общественные слушания нельзя признавать, т.к. в повестке нет конкретного решения — за или против эксплуатации ПЗРО, по закону именно это и требуется.

Основные характеристики Гексафторид урана

Гексафторид урана — кристалическое вещество, переходящее в газ при температуре +56,4 С. Это активное вещество, реагирующее с водой, включая атмосферную влагу. При взаимодействии с водой образуются плавниковая кислота, а также соединение фтора и урана. Гексафторид урана очень опасен для здоровья: при попадании в организм оказывает радиационное воздействие. Плавниковая кислота опасна при попадании на кожу. При вдыхании паров кислоты поражаются лёгкие и, с течением времени — почки.

Источник: http://neyvapress.com/