Два опасных колеса

Весна и лето – именно то время, когда на улицах среди оживлённого транспортного потока довольно часто  можно встретить мотоциклиста, мопедиста или велосипедиста.

Скутер, мопед – сравнительно недорогое по стоимости, удобное средство передвижения в условиях городских пробок. Скутер в настоящее время не подлежит прохождению государственной регистрации и даже не требует наличия специального права управления, при условии соответствия его характеристик пункту 1.2 ПДД РФ.

ПДД РФ

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД РФ скутер и мопед квалифицируются как «двухколёсное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом не более 50 куб см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/час».

Водитель скутера, являясь участником дорожного движения, согласно пункту 1.3 ПДД РФ – обязан знать требования правил, сигналов светофора, знаков разметки, также выполнять распоряжения регулировщика.
На дорогах общего пользования скутером, как и мопедом, разрешено управлять лицу, достигшему возраста 16 лет. Водители скутеров должны двигаться по обочинам или краю проезжей части по ходу движения транспортных средств. В соответствии с пунктом 19.5 ПДД РФ на скутерах и мопедах при движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства должен быть включён ближний свет фар. На скутеристов также распространяются дополнительные требования, предъявляемые ПДД РФ к водителям мопеда.

В соответствии с пунктом 24.3 ПДД РФ водителю скутера (мопеда) запрещается:

• перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками;

• перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

• двигаться по дороге без застёгнутого мото — велошлема;

• поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (и другие требования – подробно пункт 24.3 ПДД РФ). ВАЖНО: для того чтобы скутеристу повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайным движением или же на дороге с двумя и более полосами для движения – ему нужно сойти со скутера и «превратиться» в пешехода – соответственно пересечь перекрёсток по линии тротуара под разрешающий сигнал светофора вместе с остальными пешеходами.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Лица, управляющие скутерами, в случае нарушения ими Правил дорожного движения РФ привлекаются к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 12.29 КоАП РФ.

В случае если лицо, управляющее скутером, совершило нарушение ПДД РФ в состоянии алкогольного опьянения, на него распространяется санкция части 3 статьи 12.29 КоАП РФ.

В случае если по вине лица, управляющего скутером, вследствие нарушения ПДД РФ причинён лёгкий или средний вред здоровью потерпевшего, в действие вступает часть 2 статьи 12.30 КоАП РФ. В случае причинения тяжкого вреда здоровью действуют нормы уголовно-процессуального законодательства РФ.

В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Помимо «достоинств» веломототехники один из основных её недостатков, – полная незащищённость водителя. И если в отношении мотоциклиста однозначно удостоверяется знание им Правил дорожного движения соответствующим документом и наделяют его правом управления данным транспортным средством, то в отношении лиц, управляющих скутером или мопедом, – документальные доказательства знания ими Правил дорожного движения пока отсутствуют. Соответственно, значительно возрастает риск участия в дорожно-транспортных происшествиях лиц, управляющих скутером или мопедом. Наиболее распространённые нарушения, совершаемые скутеристами, – неправильное расположение на проезжей части, нарушение очерёдности проезда, непредставление преимущества в движении.

Поворот налево (на дорогах с одной полосой движения в направлении движения) – одна из сложнейших ситуаций для скутериста. Наиболее безопасный способ поворота налево – это прямой поворот:

• пересечь перекрёсток по прямой линии;
• остановиться у тротуара или края проезжей части, убедиться в безопасности;
• когда дорога свободна (на нерегулируемом перекрёстке) или горит разрешающий сигнал светофора (на регулируемом) пересечь дорогу пешком;
• продолжить путь на скутере по правой стороне дороги.

Скутерист может повернуть налево также из левого ряда, аналогично другим транспортным средствам:

• при движении по правому краю проезжей части скутерист должен заблаговременно подать сигнал поворота;
• убедившись в безопасности, перестроиться к разделительной осевой линии дороги;
• пропустить движущиеся навстречу или справа (на равнозначном перекрёстке) транспортные средства;
• когда перекрёсток свободен, по вернуть налево и занять место вдоль разделительной осевой линии;
• предупредить о манёвре перестроения к правому краю проезжей части;
• убедившись в безопасности, перестроиться в правый край и продолжить движение.

ШЛЕМ ЛУЧШИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР СКУТЕРИСТА!

Степень травматизма увеличивается без мотошлема. По данным, приведённым исследователями стран Европы, мотоциклетный шлем снижает риск и тяжесть травм головы приблизительно на 72%, а вероятность летального исхода – на 39%.

«ВОЗРАСТ РИСКА»

Говоря об управлении скутерами, безусловно, невозможно не затронуть тему детского дорожно-транспортного травматизма. Несмотря на возрастное ограничение управления скутером, к сожалению, находятся не только подростки, которые управляют вело-мототехникой, но и их родители – которые покупают своим детям 14-15 лет мопеды и скутеры.

Вместе с тем ограничение возраста управления скутером или мопедом не случайно. Родителям несовершеннолетних, приобретая для своего подростка скутер, НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ следующее:

1. У подростков физические и когнитивные функции находятся в процессе становления, поэтому они не могут в полной мере ориентироваться в сложной дорожной обстановке, оценить дистанцию и скорость транспорта, вовремя совершить манёвр или уступить дорогу.

2. В этом возрасте у подростков проявляется так называемый подростковый максимализм – время, когда подросток стремится к испытанию своих возможностей, ему важно в этот период не уронить себя в глазах сверстников. Эти стремления реализуются в рискованном вождении, превышении безопасной скорости – всё это происходит на фоне недостаточного опыта вождения и полного отсутствия умения контролировать ситуацию.

3. Физические особенности: сравнительно малые размеры и вес ребёнка. Подросток вынужден прилагать определённые физические усилия, чтобы управлять скутером.

4. В случае дорожно-транспортного происшествия риск повреждения жизненно важных органов от удара элементами конструкции транспортного средства у детей значительно выше, чем у взрослых.

КАЖДЫЙ ВПРАВЕ ВЫБРАТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ

Безусловно, скутер удобное, маневренное средство передвижения, однако нужно понимать, что в условиях дорожного движения лицо, управляющее скутером, – это наиболее уязвимая категория участников дорожного движения и риск гибели или получения серьёзных травм максимален.

Если вы всё же решили передвигаться на скутере – в целях собственной безопасности и безопасности окружающих вас людей внимательно изучите Правила дорожного движения, соблюдайте скоростной режим, заранее подавайте сигналы о маневрах и, конечно же, используйте мотошлем.

Дмитрий Буньков