Таня рыдает, прислонившись к холодной стене. В этих слезах такое взрослое, неутешное горе, что я теряюсь. А учительнице это не положено, даже если она только год как из института… Таня — гордость школы и предмет насмешек для одноклассников. В 15 лет нос картошкой, растянутый свитер и книжная речь — это стопроцентное одиночество. Даже если ты блестяще учишься, если ты самая умная девочка в классе.
До сегодняшнего дня была у Тани подруга — тихая девочка Света. И в одночасье не стало единственной подруги, а стала беда. Света принесла в школу тетрадь с Таниными стихами и на перемене пустила ее по партам. И сама Лена Королева — королева класса — громко зачитала несколько строк и подмигнула Свете. Та покраснела от удовольствия — сама Королева обратила на нее внимание! — а Таня под общий смех выбежала их класса и вот теперь рыдает в туалете, уткнувшись в холодный кафель.
— Почему она это сделала? Почему? — девочка поворачивает ко мне красное, опухшее от слез лицо. Я молчу. О ужас — я вспоминаю кое-что из своего школьного детства.
"Моя дочь была со всеми? Она тоже участвовала в этой травле? Вы, должно быть, ошибаетесь… Зачем ты это сделала, Маша?" — вспоминаю я дрожащий мамин голос. Тогда, 10 лет назад, у меня с родителями был долгий разговор — о том, что такое порядочность, дружба, уважение. И лишь одного слова, самого важного, там так и не прозвучало. Это слово — смелость. "Будь смелой, — должна была сказать мне мама. — Не бойся быть не такой, как все".
Помните фильм "Чучело"? Когда я смотрела его в детстве, то рыдала от жалости к главной героине. И при этом абсолютно не проводила параллели между ней и толстенькой Мариной, которую мы всей нашей девчоночьей компанией доводили до слез. Вроде мы не были извергами и садистами — просто обычными детьми, которые боятся стать изгоями, "чучелами". Выбирают для этой роли другого, травят его и, прячась в спасительную толпу, надеются, что обезопасили себя.
В выпускном классе, где я проходила институтскую практику, была девочка Алина. Старомодные платья, последняя парта. Всегда одна. Помню ее сочинение: "Больше всего в жизни хочу, чтобы у меня была Настоящая Подруга". И как зачитывает его дрожащим от жалости голосом моя коллега, молоденькая учительница Наташа. После этого сочинения она начинает опекать Алину и даже дружить с ней, забыв слова нашей преподавательницы по педагогике: "С детьми не нужно дружить, их нужно учить!" Наташа дружит с Алиной по-настоящему, приглашает в гости, зовет в кино, доверяет свои секреты.
А надо заметить, что Наташа — предмет тайных воздыханий всех мальчишек в 11 "Б". За это ее не любят девчонки. И вот Алина, воспользовавшись этим, пересказывает одноклассницам секреты, что ей в порыве откровенности доверяла "училка". Впервые тихий Алинин голосок звучит уверенно, впервые ее с интересом слушают те, с кем она и не мечтала заговорить. А из зала ей: "Давай все подробности…" Алина "дает".
Наташу класс встречают гаденькими вопросами о том, почему ее бросил любимый, Наташа смотрит на Алину и теряет дар речи.
Конец у этой истории банален — Наташа уволилась, звездная слава Алины скоро померкла, место за партой рядом с ней по-прежнему свободно.
Что мне сказать Тане? Что как Алина не купила любовь одноклассников, так и эта подлая Светка ее не купит? Слабое утешение. Таня ждет ответа на свое "почему", а я должна его найти — я ведь учительница, елки-палки.
Из лекций по психологии всплыло понятие "референтная группа". Это люди, мнение которых для человека важнее всего. Так вот, для подростка это почти всегда одноклассники, причем сильные и популярные. Они могут не нравиться, раздражать — но быть "своим" среди них хочет практически каждый. Ради этого они — не буду говорить "все", но многие — пойдут на предательство, на отказ от себя, на гадкий поступок. Более того: за сомнительное удовольствие побыть "своим" они готовы платить вполне реальными достижениями. Дружбами, успехами в учебе, да мало ли чем еще. Слиться с массой — это так приятно, это так легко! Кто сказал, что это детское желание? Почитайте про психологию масс — многие светила затрагивали эту тему: найти сильного и прислониться к нему, и передоверить ему принятие решений, и черпать в нем — точнее, в стае с сильным вожаком — свою уверенность. Вот, например, фашизм.
Таня слишком умна, чтобы я кормила ее сказками про "все будет хорошо". Я говорю ей про референтную группу, и она серьезно слушает, кивая. А я думаю о своем.
Вспомните себя — в любом классе был девочка или мальчик, который мог сказать всем остальным: "А я не буду сбегать с урока!" и остаться за партой. И именно они были лидерами, а остальные — "на подпевках". Когда лучшая девочка из нашей "компании" неожиданно подружилась с Мариной, мы тут же прекратили шутки про "бочонок с мотором" и признали, что "Маринка — просто полненькая, а так — нормальная девчонка".
Вот только как объяснить ребенку: стремясь быть "как все", ты хочешь быть ближе к лидеру. Но чтобы стать лидером, надо уметь быть собой. Хотя это ой как страшно и ой как трудно, когда тебе 14 лет… да и потом тоже.
Хотите знать, что было с Таней дальше? Она не изменилась, только замкнулась еще больше. Закончила школу и поступила в один из лучших столичных вузов. Мне говорили, что она блестяще учится и что наконец-то ее оценили — видимо, она попала в свой круг.
А что со Светкой — даже и знать не хочу.
Источник: http://tata.ru