Прокуратура ЗАТО г. Новоуральск призывает граждан к бдительности и информирует, что за последние 3 месяца 2017 года в г. Новоуральск вновь участились случаи так называемого «телефонного мошенничества».
Как правило, злоумышленники используют следующие схемы мошенничества:
1. Потерпевшим (как правило, преклонного возраста женщинам) на стационарные и мобильные телефоны звонит неизвестный, представляется близким родственником (чаще всего сыном, зятем), говорит быстро, отрывисто и имитирует сильно взволнованный голос, использует старые психологические уловки, обращаясь со словами: «Мама помоги, спаси…!», в связи с чем у потенциальной жертвы возникают определенные сложности с опознанием его по голосу. Затем «псевдосын» сообщает, что с ним произошла неприятность: он совершил ДТП с гибелью сбитого им пешехода либо причинил телесные повреждения третьему лицу в драке, после чего передаёт трубку телефона другому мошеннику. Затем второй мошенник представляется инспектором ГИББД, следователем, повторно сообщает, что сыном совершено преступление, но за определенную сумму денег (как правило, от 20 до 100 тыс. руб.) эта проблема будет решена и уголовное дело данным должностным лицом будет закрыто. В дальнейшем злоумышленники перезванивают и просят зачислить запрошенную сумму денег через банкомат на номер указанного мобильного телефона, положить на названный ими расчетный счет в банке, либо передать таксисту, который не осведомлен о преступных намерениях мошенников. При этом в ходе разговора злоумышленники упирают на то, что деньги необходимо перечислить немедленно, буквально в течение 1, максимум 2 часов. Потерпевшие, озадаченные поиском значительных сумм, не всегда догадываются перезвонить свои родственникам либо обратиться в правоохранительные органы для проверки правдивости сообщаемой им информации об инциденте с участием их родственников. Граждане, находясь в сильном душевном волнении, выполняют указания преступников. В данной ситуации гражданам, подвергшимся психологической атаке, необходимо не терять голову, для выяснения обстоятельств происходящего следует незамедлительно связаться с родственником и сообщить в милицию. Кроме того, даже если Вам не удаётся связаться с родственником, необходимо помнить, о крайне низкой вероятности достоверности всего сообщенного Вам, так как подобные случаи с участием работников правоохранительных органов по всей России единичны и в настоящее время практически невозможны. Поэтому в любом случае необходимо о полученном звонке сообщить в полицию, и в дальнейшем действовать согласно рекомендациям сотрудников полиции с целью изобличения виновных лиц в совершенном преступлении.
2. Потерпевшим поступает звонок либо приходит смс-сообщение о том, что им выпал крупный денежный выигрыш либо они выиграли в лотерею ценный приз (автомобиль, ноутбук и т.п.). Звонки совершаются, как правило, от имени одной из известных радиостанций (например, «Европа-плюс») и сообщается, что абонент находится в прямом эфире. При этом от потерпевших требуют перевести определенную сумму денег на какой-либо номер сотового телефона, либо банковским переводом. Перечислить деньги требуют также незамедлительно, в противном случае «приз» будет передан другому «претенденту». Вторая уловка – просят заплатить якобы «налог на доходы» с выигранной суммы. Доверчивые граждане на радостях выполняют инструкции мошенников, которые достаточно детальны (указывают даже к какому терминалу подойти и какие кнопки нажимать), но «приз» так и не получают. В данной ситуации необходимо иметь в виду, что на радиостанциях все розыгрыши призов в прямом эфире только тогда, когда Вы предварительно сами звоните и участвуете в соответствующем радиошоу. При этом никогда не требуется перечислять каких-либо сумм, чтобы «зарезервировать» приз, а обязанность по уплате налога на доходы с выигрыша всегда исполняется выигравшим лицом самостоятельно и только после получения выигрыша. Что касается различного рода лотерей, то необходимо помнить, что всегда необходимо сначала приобрести лотерейный билет, то есть затратить определенную сумму, в противном случае проведение различного рода лотерей теряет всякий экономический смысл.
3. Потерпевшим поступает звонок либо приходит смс-сообщение о том, что их банковская карта заблокирована, зачастую от имени Центрального Банка России. От потерпевших требуют срочно пройти к ближайшему банкомату любого банка, вставить карту и действовать в соответствии с дальнейшими указаниями «сотрудника Центробанка». Потерпевшие, находясь в смятении, бегут к банкомату, нажимают клавиши в соответствии с инструкциями, в результате чего либо переводят деньги на счет, указанный мошенниками, либо регистрируются в системе удаленного банковского обслуживания (как правило – «Сбербанк онлайн») и сообщают мошенникам код доступа в систему, после чего злоумышленники самостоятельно переводят со всех счетов и вкладов потерпевших денежные средства в свою пользу. В данной ситуации необходимо помнить, что работники Центрального Банка никогда не работают с физическим лицами (то есть гражданами), и тем более не звонят им и не рассылают сообщений. Кроме того, работника банка никогда не требуют сообщать пароли или пин-коды. Получив подобное сообщение необходимо просто игнорировать его, а при возникновении малейших сомнений для их выяснения нужно самостоятельно перезвонить в банк по номеру, указанному на банковской карте.
Раскрываемость уголовных дел об указанных преступлениях крайне низка, так как мошенники действует через подставных лиц, используют для связи абонентский номер сотового оператора связи, зарегистрированный на лицо без определенного жительства, давно умершего или проживающего в отдаленных уголках России. Деньги преступники успевают снять в ближайшие часы в банке либо офисе сотовой компании со счета в другой области, используя поддельные паспорта.
Заместитель прокурора ЗАТО г. Новоуральск
Зеленин Д.С.