Транспортная стратегия Свердловской области одобрена без замечаний, первой среди субъектов Российской Федерации. Сегодня председатель правительства Свердловской области Денис Паслер и министр транспорта и связи региона Александр Сидоренко представили на коллегии министерства транспорта России транспортную стратегию Свердловской области до 2030 года. Руководил заседанием коллегии министр транспорта России Максим Соколов.

«Правительство Свердловской области уделяет особое внимание теме стратегического планирования. Мы разработали и до конца года утвердим областным законом долгосрочную стратегию социально-экономического развития региона до 2030 года. Транспортная стратегия стала первым из разработанных в регионе отраслевых документов такого рода. Это связано с большой значимостью транспортно-логистической отрасли для экономики и социальной сферы. Несколько цифр: по объемам пассажирских и грузовых перевозок Свердловская область находится в числе ведущих регионов России. Ежегодная погрузка на Свердловской железной дороге в границах области составляет около 60 миллионов тонн. У нас свыше 30 тысяч километров автомобильных дорог, третий в рейтинге российских аэроузлов аэропорт «Кольцово». Доля транспортной отрасли в структуре валового регионального продукта превышает 10 процентов», – рассказал Денис Паслер. Было отмечено, что транспортная стратегия области выстроена в едином ключе с аналогичной федеральной стратегией и в целом соответствует ее задачам. Но в то же время учитывает региональную специфику. Так, на первое место правительство Свердловской области ставит задачу формирования сбалансированной эффективной транспортной инфраструктуры региона. Второй задачей является обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в сфере грузовых перевозок для удовлетворения собственных нужд области. Третья цель заключается в обеспечении доступности и качества транспортных услуг для населения.

Четвертая цель стратегии направлена на интеграцию региональной транспортной системы в мировое транспортное пространство и формирование на территории Свердловской области транспортного узла международного значения, то есть на глобальное позиционирование области.

В обязательном порядке учтены установкам, заданные на федеральном уровне в части повышения уровня безопасности и снижения негативного воздействия региональной транспортной системы на окружающую среду в Свердловской области.

Целевые индикаторы отражают варианты развития транспортной системы Свердловской области. В стратегии проработаны два сценария. Основным определен инновационный сценарий, отличающийся более высокими показателями развития транспортной и логистической инфраструктуры, развитием межрайонных и межрегиональных связей, а также транспорта общего пользования.

«Приоритетным для Свердловской области является развитие Екатеринбургского железнодорожного узла и ликвидация узких мест на Транссибе, а также в направлении на Челябинск. Это позволит сохранить высокие темпы развития региональных транспортно-логистических компаний и снять ограничения обслуживания населения пригородным

железнодорожным транспортом. Одним из наиболее значимых проектов для бизнес-сообщества области является строительство железной дороги «Полуночное – Обская – Салехард». Она откроет возможности более интенсивного освоения природных богатств северного Урала, укрепит стратегические, в том числе оборонные, позиции России в Арктике», – рассказал министр транспорта и связи Свердловской области Александр Сидоренко.

Он отдельно остановился на вопросах увеличения эффекта от развития распределительного потенциала Екатеринбургского транспортного узла, в частности, по контейнерным грузам. Темпы роста контейнеризации в области за последний год составили 1,08 млн. тонн в год, что значительно превысило план 0,61 млн. тонн в год. Уже в 2014 году в области превышены показатели объема контейнерных перевозок, запланированные на 2020 год. В связи с этим, транспортной стратегией заложено содействие развитию контейнерных и контрейлерных перевозок в Свердловской области – внешнеторговых, межрегиональных и межрайонных. Планируется увеличение доли грузов, перевозимых в контейнерах, минимум до уровня, заложенного федеральной транспортной стратегией – в 8,8 процента. А в идеале, при реализации в Свердловской области распределительного транспортного узла, достижимы уровни контейнеризации и в 10 процентов.

Анализ фактических условий дорожного движения по данным ГЛОНАСС и математическое моделирование развития Свердловской области показали, что основные затруднения на автомобильных дорогах общего пользования федерального и регионального значения возникают на подъездах к городам и при проезде через них. Поэтому важнейшее значение имеют Южный и Северный обходы города Екатеринбурга, а также обходы других городов, прежде всего, на федеральных автомобильных дорогах.

Стратегией предусматривается наращивание строительства сельских автодорог. К 2030 году постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием планируется обеспечить 145 сельских населенных пунктов, из них 44 – в период до 2021 года.

«Вне дорожного хозяйства наиболее ресурсоемким инфраструктурным проектом на транспорте является развитие метрополитена в Екатеринбурге. Первая очередь метрополитена строилась практически без поддержки федерального бюджета. За период 2000-2014 годов объем перевозок метрополитеном увеличился в 1,8 раза и достиг 51,9 млн. пассажиров в год. Екатеринбург – компактный город с высокой плотностью населения 1,4 миллиона человек, и создание метрополитена в нем является насущной необходимостью. Строительство второй очереди заложено в Транспортную стратегию Российской Федерации, и в сложившихся условиях, требует приоритетной поддержки», – подчеркнул Денис Паслер.

Речь также шла о строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань –Екатеринбург (ВСМ-2), которая имеет большое значение для интеграции Свердловской области в единое транспортное пространство России. Отдельным направлением является создание трехуровневой интегрированной скоростной транспортной системы в Свердловской области. На верхнем – межрегиональном уровне – скоростные и ускоренные поезда, прежде всего на направлениях на Челябинск, Пермь, Тюмень, Курган, Уфу, которые позволят сконцентрировать пассажиропотоки из смежных регионов в аэропорте «Кольцово». На региональном уровне – интегрированная система ускоренных пригородных электропоездов по направлению от Екатеринбурга к крупнейшим городам области (Нижний Тагил, Первоуральск, Каменск-Уральский, впоследствии Серов, Красноуфимск).

На муниципальном уровне – прежде всего, интегрированные транспортные системы городов Екатеринбург и Нижний Тагил.

Общий объем финансирования мероприятий стратегии рассчитан на период 2016-2030 годов, и составляет 931,8 млрд. рублей. Из них 204,2 млрд. рублей – за счет средств федерального бюджета, 290,8 млрд. рублей – за счет средств областного бюджета, 68,7 млрд. рублей – за счет средств муниципального бюджета и 368 млрд. рублей из внебюджетных источников.

«В условиях нестабильности формирования дорожных фондов (в 2014 году Свердловская область недополучила более 3 млрд. рублей от акцизов) регион нуждается в субсидиях федерального бюджета на реализацию ключевых мероприятий. Возвращение к системе

акцизов, существовавших по 2013 год в значительной степени, снизит потребность региона в субсидиях», – отметил председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.

Обсуждение транспортной стратегии Свердловской области коллегией министерства транспорта России длилось порядка двух часов. Результатом серьезного конструктивного диалога стало принятие стратегии федеральным ведомством. Это официальный старт начала реализации главного транспортного документа региона.

«Сегодня министерством транспорта России принято важнейшее для Свердловской области решение: коллегия министерства и министр Максим Юрьевич Соколов одобрили нашу транспортную стратегию до 2030 года. Согласованы главные направления развития. Это важнейшая отправная точка реализации транспортной стратегии, которая даст Свердловской области такие важнейшие результаты, как повышение подвижности населения на 33 процента. Повышение транспортной доступности по области на 12,5 процентов, а в агломерации Екатеринбурга – на 24 процента. Снижение аварийности, количества ДТП. Снижение в 4 раза выбросов загрязняющий веществ и так далее. Наша стратегия принята первой среди субъектов Российской Федерации», – сказал председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.

Елена Воронова,

пресс-секретарь председателя

правительства Свердловской области