6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик передал своим Указом право производства предварительного следствия Министерству охраны общественного порядка СССР (позднее МВД СССР). По сути введение этого Указа в действие означало начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Накануне профессионального праздника ветеран следственного отдела Новоуральска Лариса Николаевна Черемных рассказала о службе в ОВД.

Лариса Николаевна Черемных — подполковник юстиции в отставке прослужила в органах внутренних дел 27 лет, затем работала простым специалистом, в том же следственном отделе еще шесть лет.

В 1977 году по комсомольской путевке в милицию города Пермь, когда возникла инспекция по делам несовершеннолетних, тогда Лариса Николаевна была направлена из школы города Кунгура, где работала учителем начальных классов. За плечами было педагогическое училище и она уже была студенткой Пермского университета, но затем оставила три курса исторического факультета и поступила на юридический, который спешно окончила.

Когда пришла в отделение кадров милиции города Кунгура, познакомилась с девушкой по имени Людмил, с которой очень сдружилась. Та так же как она прибыла по направлению. Прошли военную врачебную комиссию, вновь подошли в кадры, и специалист заверила, что осталось дождаться приказа. На что приятельница Людмила говорит: «Ну все, теперь на три года». На что 22 летняя Лариса изумленно спросила: «Как на три года? А если я не справлюсь? Вдруг не понравится…?». Тогда Лариса вернулась в кадры, чтобы уточнить срок службы и услышала в ответ: «Какие три года? Двадцать пять лет!».

Период трудоустройства на новую работу пришелся на конец августа и начало нового учебного года. У молодого педагога Ларисы Николаевны был первый выпуск ребят, которых она отучила с первого по третий класс. На тот момент она уже уволилась и ждала приказа о назначении на должность, но к ней прибежала завуч школы и сказала: «Новая учительница должна со дня на день подъехать, но «на носу» 1 сентября и первоклашек некому принять, и попросила ее, пока она не приступила к работе, приди на первое сентября». И вот наступило 1 сентября, она провела с новоиспеченными школьниками День знаний. Столько цветов и положительных эмоций.

«И вот еду я в автобусе с охапкой цветов и плачу. Понимаю, что всего этого больше не будет никогда, хотя все это мое — школа, дети, уроки…», вспоминает Лариса Николаевна.

Итак, в инспекции по делам несовершеннолетних в Перми она прослужила 10 лет и до того она полюбила эту работу, этот ритм, постоянный контакт с людьми. На ее участке было 45000 человек.

В Новоуральск приехала к мужу и перевелась в следственный отдел в 1994 году в следственный отдел. На тот момент коллектив состоял примерно из 15 сотрудников. Начальником следствия был Анастасов Василий Александрович.

Моим направлением работы были тяжкие составы – истязания, побои (кропотливая работа). В общем, преступления против личности.

Вот один случай: Был квартирная кража на улице Советской. Подозрение пало на одного из знакомых, который бывал в этой квартире. Подозреваемых установили, задержали. Хозяева квартиры и один из их знакомых подозревали одного и того же человека. Он дал признательные показания, взял на себя вину. В ходе расследования уголовного дела, сбора доказательства и т.д. Вещи были найдены и возвращены хозяевам. Все вроде бы сошлось, и можно было закончить дело и передавать в суд, но что-то не давало мне покоя. Я решила сделать выход на место происшествия. Подозреваемый растерялся и меня, как следователя, это очень насторожило, не понравилось. Он путался в показаниях, плохо ориентировался. Мы стали с ним разговаривать, и все же удалось докопаться до истины, и доказать, что кражу совершил не он, а другой человек, который сначала по делу проходил просто свидетелем. Когда не виновного отпустили, надо бы видеть его лицо.

Лариса Николаевна разговорилась и вспомнила еще одно уголовное дело, когда от следователя зависит очень многое. Ведь умение слушать, анализировать, и не принимая ни чью сторону, добраться до истины.

— Проникающее ножевое ранение. Потерпевшим оказался ранее неоднократно судимый мужчина. В местах лишения свободы в общей сложности он провел порядка 26 лет. По отбытии наказания сошелся с женщиной, взял ее фамилию. В больнице он побыл совсем не много. Расследовать это уголовное дело поручили мне. Потерпевший дает показания, что он сидел на лавочке возле дома и у него произошел конфликт с неизвестными. Якобы попросили закурить, срока и ударили ножом.

Жена подтвердила, что он пришел бледный, она попыталась ему оказать первую помощь – помыла, забинтовала, но понаблюдав за супругом, заметила ухудшение самочувствия и вызвала скорую помощь.

Вроде бы ничего подозрительного, все «гладко», но нашего следователя насторожили подробности событий и возникли новые вопросы. Во-первых, в больнице он пролежал не долго, хотя ранение получил серьезное? Во-вторых, почему жена сама взялась обрабатывать рану? В-третьих, скорая медицинская помощь была ей вызвана спустя только пять часов, не сразу. Все это настораживало. Лариса Николаевна настолько расположила к себе этого потерпевшего, что у них состоялся очень доверительный и откровенный разговор. И она в первый раз увидела, что такой матерый, ранее неоднократно судимый человек просто заплакал.

Так, потихоньку выяснилось, что это жена ударила его ножом в ходе конфликта.

Конечно, обоих супругов в этой ситуации понять можно. У нее к нему были претензии, что он не хочет работать. В чем-то она его недопонимала, учитывая его сложное прошлое и свое понятие жизни и быта. Он тоже ни как не мог решиться от нее уйти. В итоге уголовное дело было расследовано и передано в суд, но в дальнейшем было прекращено по примирению сторон.

В этой ситуации, следователь, как специалист, была удовлетворена своей работой, что смола дойти до истины.

Так какими же качествами должен обладать настоящий следователь?

— В первую очередь нужно уметь почувствовать, что человек говорит не правду. Обязательно перепроверять любую информацию. Не упускать сомнительное из вида. Нужно чутье.

В конце беседы Лариса Николаевна честно призналась, что на службу до сих пор тянет, хотя она на заслуженном отдыхе с 2010 года. Первое время вскакивала ночью, ей казалось, что раздался звонок, но потом понимала, что она на отдыхе. Гражданские коллективы это не то. В правоохранительных органах это братство, все друг за друга горой.

За долгие годы службы в органах внутренних дел Ларисе Николаевне довелось работать в трех разных коллективах и везде ей очень везло с коллегами. Она с удовольствием вспоминает их всех, как своих старших коллег-наставников, так и молодежь, с которых в какой-то мере ей довелось делиться опытом.

МУ МВД России по Новоуральскому ГО и МО «п.Уральский»