9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией. Международный день борьбы с коррупцией — отмечается ежегодно 9 декабря, начиная с 2004 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.

Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней. В резолюции Генеральной Ассамблеи выражена просьба к Генеральному секретарю ООН поручить Управлению ООН по наркотикам и преступности (UNODC) выполнять функции секретариата Конференции государств-участников Конвенции. В дальнейшем ежегодно по поводу Международного дня по борьбе с коррупцией директор UNODC выступает с посланием. Обычно с подобным посланием по случаю других международных дней ООН выступает Генеральный секретарь ООН. По сообщениям СМИ, в России данный день проходит сравнительно незаметно. В некоторых странах в этот день проходят митинги, семинары и лекции на тему коррупции. Согласно барометру коррупции в России за 2007 год, по количеству взяток в этой стране лидирует милиция, а на фронте борьбы с коррупцией по сравнению с прошлым годом нет никаких изменений.

Из истории: 9 декабря 2003 года в г. Мерида (Мексика) был открыт для подписания один из официальных документов ООН — Конвенция против коррупции. С тех пор эта дата ежегодно отмечается как Международный день борьбы с коррупцией. Первым международно–правовым документом против коррупции является Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции.

Конвенция содержит целый ряд стандартов, мер и норм, которые могут применяться всеми странами в целях укрепления их правовых и нормативных режимов борьбы с коррупцией. В ней содержится призыв к принятию профилактических мер, а также законодательных мер, в результате которых самые распространенные формы коррупции, как в государственном, так и в частном секторе, были бы отнесены к категории уголовных преступлений.

Цели Конвенции заключаются в следующем:

1) содействие принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней;

2) поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней, в том числе принятии мер по возвращению активов;

3) поощрение честности и неподкупности, ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом. Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г.

Специальный представитель Генерального секретаря ООН Ханс Корелл, объявив о решении учредить Международный день борьбы с коррупцией, призвал представителей более чем 100 стран, собравшихся на конференцию, подписать Конвенцию. Она должна стать важным инструментом международного права для противодействия коррупции, «наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства». Листовка к Дню борьбы с коррупцией (Новгородская область) Россия в числе первых стран подписала Конвенцию. Как подчеркнул в выступлении на форуме глава российской делегации замминистра иностранных дел РФ Алексей Мешков, — «Россия ведет с коррупцией бескомпромиссную борьбу и готова к конструктивному взаимодействию на антикоррупционном фронте со всеми государствами и соответствующими международными организациями». Ведь коррупция — это сложное социальное, экономическое и политическое явление, которое, в той или иной степени, затрагивает все страны, вне зависимости от уровня развития. Она замедляет экономическое развитие общества и подрывает государственные устои. Поэтому в этот день во многих странах мира проходят демонстрации, встречи, конференции, семинары и другие мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией. И Россия здесь не исключение. Силами общественных организаций, образовательных учреждений, представителей власти, правоохранительных структур и вообще всех неравнодушных граждан во многих российских городах в этот день проводятся самые разные акции и мероприятия, печатаются листовки и плакаты, рассказывающие о вреде коррупции и методах борьбы с ней.

Начиная с 2008 г. каждые два года указом президента утверждается Национальный план противодействия коррупции. Борьба с коррупцией декларируется как одно из приоритетных направлений правоохранительной работы. В статистических формах различных ведомств сплошь и рядом – от полиции до судов – предусмотрены отдельные графы для учета преступлений коррупционной направленности. Однако на практике размеры взяток по коррупционным делам, доходящим до суда, до сих пор остаются весьма скромными – в 2014 г. в 80% случаев осуждения размер взятки не превышал 10 000 руб. (по данным Судебного департамента при Верховном суде РФ). Причем по сравнению с 2011 г. медианный размер взятки по направляемым в суды делам упал с 7500 до 2500 руб. в 2013 г. То есть в половине всех дел сумма взятки была ниже указанных цифр. Мы видим еще большее измельчение коррупционных дел.

При уменьшении фактических размеров взяток по направленным в суд делам наблюдается тем не менее, значительный рост количества тяжких и особо тяжких дел.

Особенно это касается дел о даче или получении взяток за совершение незаконных действий. Количество обвиняемых в получении или даче взяток за незаконные действия выросло в 5,5 раза (с 934 в 2012 г. до 5119 в 2014 г.), в то время как количество обвиняемых в совершении коррупционных преступлений небольшой тяжести сократилось в 3 раза.

Казалось бы, это должно быть позитивным сигналом – наконец, начали бороться пусть не с крупными коррупционерами, но по крайней мере, против заведомо нелегальных

противоправных действий и решений, принимаемых служащими за вознаграждение. Но такая тенденция, скорее, обусловлена не переориентацией правоохранительных органов на выявление наиболее общественно опасных случаев коррупции, а новым расширительным толкованием пленумом Верховного суда незаконности действий при взяточничестве, высказанным в середине 2013 г. Теперь этот признак охватывает любое отклонение от объема полномочий должностного лица, а также любое нарушение процедуры, даже если содержательно действие является законным, – например, когда нарушена процедура выдачи лицензии, хотя фактически получатель лицензии подходит под выдвигаемые требования. Учитывая чрезмерную зарегулированность любой деятельности, практически в любом принятии решения госслужащими можно найти нарушения. Соответственно, то, что раньше считалось преступлением небольшой тяжести с максимальным лишением свободы сроком до 2–3 лет, сейчас квалифицируется по более тяжким частям коррупционных статей. Рост количества дел о взятках за совершение незаконных действий связан с тем, что только тяжкие и особо тяжкие составы коррупционных преступлений напрямую обозначены в качестве показателя оценки деятельности территориальных органов МВД РФ, а именно МВД поставляет основной поток коррупционных дел (около 84% по открытым данным Генпрокуратуры). В итоге независимо от суммы при квалификации взятки за незаконные действия преступление считается тяжким и положительно учитывается при оценке сотрудников полиции.

С середины 2011 г. было выделено отдельно получение взятки в значительном размере (от 25 000 до 150 000 руб.), которое также является тяжким преступлением и может идти в зачет сотрудникам полиции по линии борьбы с коррупцией.

Однако перспективы более интенсивной работы правоохранительных органов в этом направлении неясны, так как стимулы работы располагают к выявлению и доведению до суда наиболее простых дел. Данные Судебного департамента показывают, что в суды ежегодно направляется примерно 100–110 дел о получении взяток в значительном размере на всю Россию. Получается, что ведомственная борьба с коррупцией, так же как и все последние годы, нацелена преимущественно на мелкие взятки. При этом сами мелкие взятки в ходе профессиональных игр юристов по толкованию закона в один миг превратились в тяжкие преступления, что благоприятно выглядит в отчетах, не более того.

Авторы – доцент кафедры уголовного права и криминологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) и младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.