Правила продажи дистанционным способом утверждены постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612. Кроме того, отношения, возникающие между покупателем и продавцом при заключении договора купли-продажи дистанционным способом регулируются ФЗ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей».

 

Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Обращаем внимание на запрет продажи дистанционным способом

— табачной продукции

— алкогольной продукции

—  драгоценных и редкоземельных металлов и изделий из них; драгоценных камней и изделий из них; стратегических материалов; ядов; наркотических средств и психотропных веществ; спирта этилового; отходов, содержащих драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни; лекарственных средств, за исключением лекарственных трав;

Особую актуальность в настоящее время имеет практика продажи товаров дистанционным способом посредством сети интернет

В соответствии с требованиями раздела 3 п.4 ГОСТ Р 57489-2017 НС РФ «Руководство по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет» информация о продавце, размещаемая в интернет-магазине, должна иметь следующие сведения:

— адрес места нахождения юридического лица, указанный в едином государственном реестре юридических лиц;

— адрес (или адреса) места нахождения юридического лица, по которому осуществляется возврат товара, а также прием заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений или отправлений покупателей и других заинтересованных лиц, если этот адрес отличается от адреса, указанного в едином государственном реестре юридических лиц;

— адрес места нахождения индивидуального предпринимателя, по которому осуществляется возврат товара, а также прием заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений или отправлений покупателей и других заинтересованных лиц;

— режим работы продавца (юридического лица или индивидуального предпринимателя);

— информацию о своих контактах в сети Интернет: номера телефонов и иные возможности оперативной связи;

— ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);

— если продавцом является индивидуальный предприниматель, он обязан разместить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа;

— режим функционирования специалистов интернет-магазина (продавцов, консультантов).

 

В Интернет-магазине должна быть размещена следующая информация о товаре:

— максимально детализированная информация об основных потребительских свойствах товара;

— наименование изготовителя товара;

— изображение (фотография) товара;

— габариты товара;

— место изготовления товара;

— срок службы или срок годности и гарантийный срок;

— цена товара;

— условия приобретения товара;

— условия доставки;

— порядок оплаты товара;

— срок, в течение которого действует предложение о заключении договора (о продаже товара на данных условиях);

— акции, касающиеся цены и условий приобретения и/или доставки товара, с указанием срока их действия.

Продавцы обязаны размещать информацию обо всех дополнительных предметах, составляющих полную комплектацию товара, включая пакет инструкций по эксплуатации, сборке (разборке), элементы энергопитания, сопутствующие аксессуары, расходные материалы, разноракурсные фотографические снимки, полностью соответствующие описательным характеристикам товаров.

В случае если товар подлежит обязательному подтверждению соответствия согласно законодательству, продавцы обязаны размещать активные ссылки на действующие сертификаты соответствия и декларации о соответствии в доступном для ознакомления формате непосредственно в разделах, касающихся описательных характеристик товаров.

 

Порядок возврата товаров, приобретённых дистанционным способом регламентируется «Правилами продажи товаров дистанционным способом», утверждёнными постановлением Правительства РФ.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 574892017 НС РФ «Руководство по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет», продавцам рекомендуется:

— указывать тот способ связи с покупателями, который может обеспечить наиболее оперативное осуществление возврата товаров надлежащего качества, соответствующих заявленным характеристикам (п.11.2);

— предоставить покупателям возможность выбора наиболее удобного для них способа связи для возврата товаров надлежащего качества, соответствующих заказу покупателя (п.11.3);

Продавцы должны информировать покупателей товаров с индивидуально-определенными свойствами о том, что покупатель в соответствии со ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем (п.11.8).

Продавцам рекомендуется предоставлять покупателям возможность выбора технически возможного для продавца способа возврата денежных средств покупателю (п. 12.7 ГОСТ Р 57489-2017).

 

За нарушения требований законодательства в сфере торговли предусмотрена административная ответственность согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Обращения граждан в сфере нарушения прав потребителей в пределах своей компетенции рассматривают и разрешают территориальные органы роспотребнадзора.