Внедрение механизма энергосервисных контрактов, а также развитие государственно-частного партнерства в сфере спорта высших достижений, могут стать успешными  шагами на пути снижения неэффективных расходов и повышения качества управления государственными финансами. Об этом шла речь на заседании рабочей группы по повышению эффективности управления государственными и муниципальными финансами, которое прошло в региональном Минфине под руководством заместителя губернатора Свердловской области – министра финансов Галины Кулаченко.

Напомним, тема качественного управления государственными финансами стала одной из ключевых на инвестиционном форуме «Сочи-2017».

«Мы неплохо завершили 2016 год с точки зрения собираемости доходов, бюджетных расходов, и мы в группе регионов с хорошими показателями ведения бюджетного процесса. Это отмечается и на уровне министерства финансов Российской Федерации, и на уровне Правительства России», – подчеркнул по итогам форума губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.

Отметим, рабочая группа по повышению эффективности управления государственными и муниципальными финансами действует на постоянной основе с 2012 года, координируя работу получателей бюджетных средств в части механизмов их эффективного использования. Сегодня министерства и ведомства региона предлагают свои «рецепты» экономии: от сокращения управленческого персонала до сдачи в аренду неиспользуемых помещений в учреждениях и передачи части услуг на аутсорсинг.

Еще одним шагом к снижению неэффективных бюджетных расходов может стать расширение практики внедрения в госучреждениях региона энергосервисных контрактов. Как уточняют в МинЖКХ, для госучреждений, которые содержатся за счет бюджетных средств, энергосервис может стать не только основой энергосбережения, но еще и достаточно серьезным инвестиционным механизмом. Ведь в  рамках энергосервисного контракта все мероприятия проводятся за счет привлеченных источников финансирования, освобождая организацию и от первоначальной траты бюджетных ресурсов и от кредитования. Затраты же инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой уже после внедрения энергосберегающих технологий.

Как пояснил заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Андрей  Кислицын, сегодня в регионе есть вся необходимая нормативная база для реализации энергосервисных контрактов, создан инвестиционный аналитический портал «Биржа энергосервисных контрактов» и министерство готово оказывать всестороннюю поддержку всем, кто планирует включиться в эту работу. Правда, пока таких участников немного.

«Одна из проблем бюджетных учреждений Свердловской области в том, что у них отсутствует для этой работы квалифицированный персонал или средства на техническое обслуживание энергосберегающих технологий. Хотя эффект очевиден. Так, например, в одной из муниципальных больниц появление систем автономного обслуживания позволило за первый сезон их использования сэкономить учреждению порядка 2,3 миллиона рублей, а еще через год – 4 миллиона», – уточнил Андрей Кислицын.

Также он пояснил, что сегодня 11 уральских муниципалитетов – «пилотники» по выполнению мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Участие в таких программах выгодно для местных бюджетов, так как увеличивает их оценку расходных полномочий. Так, например, в 2017 году объемы расходных полномочий Серовского городского округа на эти цели составляет 159,6 миллиона рублей, Режевского – 40,3 миллиона, Полевского – 39,7. Сегодня «пилотные» муниципалитеты могут стать первыми, кто наглядно продемонстрируют выгодность энергосервисных контрактов.

«Давайте будем системно и серьезно заниматься этими вопросами, показывать нашим учреждениями бюджетный эффект от энергосберегающих мероприятий, а если это необходимо – проводить для них обучающие семинары», – предложила вице-губернатор – министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко.

Еще одним вопросом для обсуждения стали предложения министерства физической культуры и спорта Свердловской области по реализации поручения Президента РФ в части поэтапного сокращения финансирования профессионального спорта и увеличению финансирования спорта массового. Одно из них – возможность введения налоговых преференций для предпринимателей, участвующих в финансировании деятельности профессиональных спортивных команд. Вопрос стал дискуссионным: «когда мы финансируем спорт высших достижений, есть ли «привязка» к результату? Если, например, спортивная команда постоянно проигрывает, мы можем уменьшать ее финансирование? Ведь каждое из наших госучреждений «привязано» к выполнению задания и единые правила должны распространяться на всех получателей бюджетных средств», – обсуждали участники совещания.

«Давайте прорабатывать предложения в адрес федеральных органов власти по введению льготного налогообложения для организаций, участвующих в финансировании деятельности профессиональных спортивных команд. Кроме того, важно стимулировать работу по привлечению спонсоров для финансирования профессиональных спортивных команд, улучшению их маркетинговых стратегий, повышению качества работы их финансовых служб», – резюмировала Галина Кулаченко.

Отметим, мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов регулярно проходят в регионе в соответствии с поручением губернатора Евгения Куйвашева и имеют ощутимый результат. Так, по предварительным итогам 2016 года, бюджетный эффект от реализации таких мероприятий областной Минфин оценил в размере 19,4 миллиарда рублей.

ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ