Минобрнауки РФ планомерно проводит политику сокращения числа высших учебных заведений, пытаясь перевести количество в качество. Рособрнадзор исправно выполняет команду «фас», вооружившись критериями мониторинга оценки вузов. За 2 года набор абитуриентов запретили 50 высшим учебным заведениям и филиалам, еще у 16 приостановили действие лицензий.

Год назад ряд критериев, например, количество квадратных метров на обучающегося, пытались оспорить. Но руководителям университетов доходчиво донесли — проще отказаться от филиалов, чем доказывать их состоятельность. Нужны ли подразделения крупных вузов в небольших городах и может ли дистанционное образование обеспечить то самое качество, о котором беспрестанно говорят в Минобрнауки РФ, разбирался корреспондент «Уралинформбюро».

На августовском педсовете в Свердловской области директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев заявил, что укрупнение высших учебных заведений и ликвидация филиалов в небольших городах продолжится.

По его словам, в 2015 году на каждые 10 выпускников среднеуральских школ пришлось 8 бюджетных мест в вузах. И это перебор. К 2020 году в области должно остаться пару ключевых вузов, готовящих бакалавров, и один — магистрантов.

«Мы продолжим сокращать филиалы, где уровень образования очень низкий, а занимаются тем, что продают дипломы», — подчеркнул А.Соболев.

«Дипломы здесь не продают? Я могу сказать, что самая бойкая торговля здесь, в центре» — возмутился высказыванием чиновника сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», преподаватель УрФУ Дмитрий Трынов.

По его словам, необходимость в филиалах вузов продиктована географическими и экономическими реалиями, иначе высшее образование перестанет быть доступным жителям небольших городов. «Россия — большая страна, филиалы создавались для того, чтобы хороший, большой вуз мог предоставить свои курсы, программы и отчасти своих преподавателей в отдаленные регионы», — поясняет Д.Трынов.

Один из таких вузов — Тюменский государственный нефтегазовый университет. Он начал разрастаться в 90-е годы, чтобы у школьников в городах Югры и Ямала была возможность получить профильное образование и найти работу дома.

«Вуз приблизил образовательный процесс туда, где работали управления нефтедобывающих предприятий, в города, где была хоть какая-то инфраструктура. Поддержали абитуриентов и не пустили в криминальную сферу, ребята были привязаны к образованию», — рассказал «Уралинформбюро» руководитель отдела по связям с общественностью ТюмГНГУ Владимир Битюков.

По его словам, сегодня выпускники филиалов уже не устраивают работодателей. Предприятия не хотят доучивать молодых специалистов у себя.

«Чтобы получить качественное образование, нужен серьезный профессорско-преподавательский коллектив, и в каждой деревне его просто не собрать. Люди будут приезжать издалека, читать оптом установочные лекции, разве это качество? Нужна мощная лабораторная, научная база», — подчеркнули в ТюмГНГУ.

В сентябре 2015 года был закрыт филиал ТюмГНГУ в Новом Уренгое. Педагогов сократили, а 223 студентам предложили продолжить обучение в Тюмени или дистанционно.

Именно дистант, по мнению чиновников от образования, обеспечит доступность высшего образования для тех абитуриентов, кто не может позволить себе жить в большом городе. Но здесь далеко не все гладко.

«Дистанционная форма не проработана технологически. Она ни нам, преподавателям, неинтересна, ни студентам. А интересна только работодателю, который хочет сэкономить на этом денег и положить их в карман в себе», — уверен Д.Трынов.

К вопросу об отсутствии интереса к дистанционному образованию у педагогов. Преподавателям УрФУ сократили часы лекций у заочников и попросили «подарить» вузу права на разработанные курсы. Они в электронной форме выкладываются на сервер.

«Это кабальные условия, на которые люди соглашаются, чтобы хоть какие-то копейки зарабатывать. Когда электронный курс перестает быть твоей собственностью, тебя можно заменить на любого другого», — рассказывает Д.Трынов.

Что же касается студентов, дистанционная форма возможна далеко не по каждому профилю. К примеру, для будущих педагогов она неприемлема. «100% дистант в педагогическом вузе невозможен. Это люди, готовящиеся к работе с детьми, и проведение практических занятий предполагает живое общение с преподавателем», — рассказала «Уралинформбюро» проректор по учебной работе УрГПУ Светлана Минюрова.

Уральский государственный педагогический университет закрыл филиалы в Каменске-Уральском, Новоуральске, Серове, Красноуфимске. Большая часть студентов, учившихся в них, — это уже работающие воспитатели детсадов и учителя школ. По каким-то причинам они не получили специальное высшее образование. И сейчас Минобрнауки РФ вынуждает их идти доучиваться — без диплома грозит увольнение. И если раньше преподаватели ездили к ним «на дом», то теперь студенты будут вынуждены добираться в Екатеринбург на сессии и лекции.

«На занятия приглашаем в субботу и воскресенье, сессии делаются в каникулы. Для этих конкретных людей мы готовы восстановить филиалы, если такая форма обучения будет одобрена нашим учредителем — Минобрнауки РФ. И если бакалавриат возможен в каких-то программах дистанционно, то магистратура, к примеру, по направлению «психология», нет. В нынешних условиях качественное образование можно получить только в Екатеринбурге», — говорит С.Минюрова.

Вот и получается, что Минобрнауки РФ, сокращая филиалы вузов, не только печется о качестве высшего образования, но и перекрывает доступ к нему. С одной стороны, такая политика оправдана, особенно в индустриальных регионах, где нужны не юристы и экономисты, а квалифицированные рабочие. Осталось за малым – вывести на современный уровень преподавание в колледжах и училищах, чтобы их выпускники соответствовали требованиям работодателей.

Ирина КАЛИНИНА

http://www.uralinform.ru/analytics/society/237467-uchene-svet-a-vuzov-tma/