Новоуральский театр музыки, драмы и комедии поставил «Евгения Онегина», объединив оперу Чайковского и пушкинский «роман в стихах». Неожиданно. Ещё неожиданнее — театр вывел на сцену Онегина в весьма почтенном возрасте. Немощного и осознавшего в полной мере собственную драму.

Опера и роман в стихах, как известно, заканчиваются любовным разрывом Татьяны и Онегина. Его словами про «жалкий жребий» свой. Но в тот момент буйствует скорее гордыня. Не прибавив к Пушкину ни слова (кто бы осмелился?!), театр «дописал» то, что для читателя и зрителя остаётся обычно вопросом: а что стало с Онегиным после? Режиссёр Валерий Долганов решил показать то, «что стало». Немощный, в одиночестве переживающий свои страдания Онегин берёт в руки письмо Татьяны, и… ретроспективой разворачиваются воспоминания — сюжет Пушкина и музыкальная драма Чайковского.

Жанр литературно-драматической фантазии, избранный театром, позволил использовать достоинства труппы и смикшировать то, в чём она не дотягивает до академической оперной.

Спектакль родился в непростой для коллектива период: театр менял статус и жанр, почти год работал в ситуации ремонта здания. Выход на сцену был ограничен. Но режиссёр и труппа использовали даже этот «минус»: «Евгений Онегин» играется в театральном фойе, в котором колоннада и балкон прямо-таки созданы для интерьера дворянской усадьбы. Эффект усилили, зачехлив колонны черновиками и рисунками Пушкина. Оркестр — на одной площадке с актёрами. В трёх шагах — зрители. В иных сценах (например, именин в доме Лариных) зрители оказываются в буквальном смысле поглощены действием. Становятся как бы его участниками. А это добавляет «нерва» перипетиям «Онегина».

Как к любому эксперименту, к новоуральскому «Евгению Онегину» возможны претензии. И они есть. В частности, по выразительности и аргументированности киновставок. По тому, от чьего лица идёт повествование. Почтенный Онегин открывает спектакль своими воспоминаниями — стало быть, он главный? Вместе с тем в спектакль введён персонаж «от автора». Цитируя с книгой в руках пушкинский «роман в стихах», он соединяет таким образом фрагменты оперы. Получается, сюжет раскручивается «от автора», в третьем лице?..

Но это нюансы. В целом хрестоматийный сюжет, превратившийся в «осуждение Онегина», вызвал большой интерес. После первого спектакля зрители сами (!) попросили актёров и режиссёра остаться, обсудить необычную трактовку. А сегодня «Онегин» проходит при неизменных аншлагах. Спектакль — не к дате, не для того, чтобы облегчить отрокам познание школьной программы, но… Может, потому и интересен?

Источник: http://www.oblgazeta.ru