Вчера вечером, 5 апреля, на фестивале «Искусство науки – 2012» состоялась лекция Шаши Мартыновой, генерального директора и соучредителя сети магазинов Magic Bookroom. После школы она подумывала поступить в цирковое училище, но по настоянию родителей пошла на химфак МГУ и не жалеет об этом. Её стремление к свободе и самовыражению нашло свой выход в книгоиздательстве и создании необычных книжных магазинов.
 
Почему Вы хотели поступить в цирковое училище, что Вас привлекает в цирке?

– Я сильно увлекалась Славой Полуниным и драматической клоунадой. В первую очередь, это не цирковое, а театральное искусство. Артист, драматический клоун даёт людям уникальную возможность сидеть в тёмном зале и смотреть, как взрослый, интересный, умный человек совершенно свободен на глазах у изумлённой публики. При этом не нужно рисковать самому, можно подглядывать за шоу свободных людей.

Клоунада – это пространство личной свободы и возможности быть тем, кто ты есть, без ущерба для окружающих. Это пространство бесстрашия, к которому всегда очень тянет и на которое так трудно решиться. Кажется, любой из нас хотя бы иногда хочет ощутить себя свободным и при этом не порицаемым. В конечном счёте, всё, что я делаю последние 15 лет в своей учебной и трудовой жизни, помогает мне быть свободнее, чем я была год, два, десять лет назад.

Я стараюсь выбирать проекты, в которых всё придумываю сама, «с нуля», и распоряжаюсь этим самостоятельно. Если я нахожусь в партнёрских отношениях – а большинство проектов в моей жизни были партнёрскими – я стараюсь сделать так, чтобы отношения были равными. Если же партнёры старше в смысле опыта, жизненной мудрости и прочего, то здорово, когда можно использовать их опыт и наставничество без насилия над собой.

Какими проектами Вы занимались?

– Первый проект, над которым мне повезло работать, – энциклопедия издательства «Аванта+» для школьников, – был придуман, конечно, не мной, но там у меня было много личной свободы. Это случилось сразу после вуза. У меня не было опыта, но имелась совокупность профессиональных знаний. Я занималась томом по химии. Он продолжает допечатываться до сих пор.

Дальше я пять лет занималась молодёжной политикой, добровольческими проектами, программами обучения и работы за рубежом.

Потом было издательство Livebook. Меня пригласили рулить этим проектом с тем, чтобы я делала всё, как я считаю правильным, – с экономической, идеологической и любой другой точки зрения. Я до сих пор признательна людям, которые придумали Livebook и имели достаточно смелости доверить мне, юному менеджеру, это чудесное дело. А сейчас появился Magic Bookroom – проект полной свободы. Мы придумали сам проект – тогда нас было четверо, теперь пятеро, учредителей – и продолжаем его администрировать так, как нам нравится.

Magic Bookroom – это книжные магазины, в которых я имею честь 2,5 года трудиться в качестве генерального директора. Сейчас магазинов уже три: «Додо», «Джаббервоки» и «Квази». Эти магазины – в первую очередь пространство сказки для взрослых, литературной фантазии, абсурда. Мы его городили для таких же, как мы, а впоследствии выяснилось, что есть немало людей, желающих найти «своё» место в пределах Москвы, которая стремительно становится неродной даже для тех, кто в ней родился.

Проект Magic Bookroom придумывался для того, чтобы в Москве оставались такие места – назовём их «пространствами идеального побега», – где много чтения, свободы и радости, где можно быть чудаком.

Magic Bookroom – это же не просто магазины, что там ещё происходит?

– Мы проводим кинопоказы, литературные читки, лекции и семинары, детские занятия, научно-популярные и просветительские мероприятия. Мы ориентируемся на то, чего хотят наши гости. И так уж получилось, что у нас совпадают увлечения. Если, к примеру, нам – организаторам (в том числе мне лично) – интересно послушать про портретную фотосъёмку, мы приглашаем специалиста по портретной съёмке, который проводит мастер-класс. У нас есть лекторий по джазовой музыке, уже третий год там читает лекции Макс Ротшильд, известный джазовый гитарист. Мы бы хотели сделать такие же лектории визуальному искусству, естественным и точным наукам. На очень популярном уровне, с практическими приложениями – примерно то, что в хороших физ-, хим-, матшколах рассказывают классе в одиннадцатом. С возрастом люди накапливают определённое количество наблюдений за жизнью, которые позволяют понимать естественные законы, и природные, и социальные, благодаря приобретённому жизненному опыту. Поэтому теперь, в 25 и старше, после вуза, и гуманитариям было бы интересно послушать объяснения даже простых базовых законов физики. Главное, чтобы про них рассказывал хороший популяризатор.

Как возникли эти заведения, почему Вы именно так решили строить свой бизнес?

– Формат книжного магазина-клуба придумали в своё время основатели «Проекта ОГИ». На мой взгляд, в Москве подобных мест недостаточно для такого большого города и такого количества читающей образованной молодёжи. Эту идею я вынашивала с середины нулевых, но только к 2009-му она оформилась – после того как я, очень удачно съездив в Лондон на книжную ярмарку, увидела, как это устроено в Сохо. Там я посмотрела на книжные магазины всего на полтысячи наименований, нишевые, для небольшой, но очень сплочённой и заинтересованной именно в этом сегменте литературы аудитории.

Это не бизнес в общепринятом смысле, здесь нет и, в общем, не может быть заметных прибылей или ещё каких-то привлекательных с точки зрения обычного бизнеса вещей. Это в первую очередь выполнение неких внутренних жизненных задач, то, что хочется делать, то, что не обременяет, а делает жизнь профессионально осмысленной. С моей стороны, этот проект затеян ради такого осмысления. Это, строго говоря, социальный проект, работа на популяризацию чтения.

Мы предполагали, что нашей аудиторией будут в основном люди в возрасте от 15 до 35. Нам хотелось сделать уютное пространство, куда люди бы приходили, как домой. По-моему, у нас получилось.

На фестивале «Искусство науки – 2012» Вы читаете лекцию. О чём Вы будете рассказывать?

– Я буду говорить о малом бизнесе в сфере культуры. Как его устраивать, с чего начинать. Я чуть-чуть коснусь чисто технических вопросов – бухгалтерских, менеджерских и прочих. Но большую часть времени буду говорить о том, что можно делать в поле культуры, как понять, надо ли данному конкретному человеку этим заниматься, а если надо, то чем именно.

Продолжаете ли Вы работать с издательством?

– У меня остаётся консультативный голос: я рекомендую Livebook книги к изданию, в основном – переводные, мы вместе работаем над аннотациями и обложками, я делюсь контактами переводчиков, редакторов и других полезных профессионалов, с которыми стоит работать.

Вы издавали – и довольно много – научно-популярную литературу. У Вас к ней какой-то особый интерес?

– Так уж вышло, что я с большим почтением и любовью отношусь к химии, физике, математике. На мой взгляд, прикосновение к этим дисциплинам приносит много пользы уму: воспитывает его, увеличивает операционную мощь, даёт набор методологических инструментов, применимых во всех сферах жизни человека – от ежедневного быта до абстрактных размышлений об устройстве всего на свете.

Большая радость, что есть, например, премия «Просветитель», поощряющая издание научно-популярной литературы, и становится слышно всё больше голосов талантливых популяризаторов науки. Интерес к их книгам в последние годы заметно вырос.

Я обожаю свою дисциплину. Я ни секунды за свою жизнь не пожалела, что окончила химический факультет. На мой взгляд, химия, физика, математика – дисциплины мировоззренческие. Популяризация естественно-научного и точного знания мне кажется невероятно важной образовательной составляющей. Но что гораздо важнее – это становление мировоззрения, возмужание (в том числе – духовное). Это возможность и прихода к вере – для тех, кому это актуально, – через интеллектуальную работу. Когда человек знает, что происходит в современной физике, химии, от микроуровней до наблюдаемого мира и дальше, до астрономии, далёких звёзд, когда у него есть возможность со всем этим соприкоснуться и уместить у себя в голове (хотя бы на любительском уровне) – это даёт возможность принимать осознанное решение о собственных религиозных убеждениях. Это делает человека глубже, шире, мудрее. Соответственно – человечнее, духовнее. Я совершенно согласна с философами-гуманистами в том, что человек, богатый и мистическим опытом, и научным знанием, по-настоящему является «ренессансным человеком». Наука имеет возможность вступать в диалог с абсолютно иррациональным пространством религии. На стыке этих двух пространств мышления и чувствования рождается подлинная мистика, постижение мира без посредников.

В чём Вы видите возможность для их диалога?

– Вера находится за пределами рационального ума, не постигается рационально. Собственно, там, где заканчивается «рацио», начинается вера – неверифицируемое знание, чувственный опыт, не подкреплённый научной аргументацией. Любые теософские споры и рассуждения всё равно продолжают играть на поле рационального, Аристотелевой логики, если угодно. Молитва и медитация находятся за пределами рационального.

Верующие учёные для себя эту дилемму решают по-разному. Мой преподаватель по физике в университете, кандидат физико-математических наук, профессор, на семинарах по квантовой механике, когда начинались вопросы «А дальше что? А почему так? Зачем всё это?», отвечал одинаково: «С некоторыми вопросами – к Господу Богу».

Понятно, что подобный взгляд – вполне популистский. Но, как мне кажется, здесь и начинается диалог, когда учёный признаёт, что не абсолютно всё постижимо инструментами рационального и есть много других способов постижения мира. Ум – один из них, очень могущественный и развитой, но человеком освоен даже не весь массив рационального знания. Есть большое пространство личного опыта, какие-либо разумные объяснения которому – даже в пределах грубых моделей – наука дать затрудняется. Безусловно, рациональное знание – великий инструмент, но у него есть свои ограничения. Наука оперирует моделями, а любая модель всегда является приблизительной, грешит неточностью. С другой стороны, настоящий воспитанный рациональный ум является существом невероятной – религиозной – дисциплины. Существуют йогические практики воспитания ума и сугубо умственных упражнений, с помощью которых можно достигать высоких состояний сознания. Мне кажется, где-то здесь и возможен диалог интеллектуального знания и иррационального постижения. Хотя, конечно, это предмет для отдельного разговора.

Источник: http://www.strf.ru