На минувшей неделе наш круглый стол снова стал местом встречи с VIP – гостем редакции. Впрочем, то, что мы отрекомендовали Владимира Федоровича Никитина вот таким образом, скорее дань сложившимся в современном обществе стереотипам. На самом деле, Владимир Федорович наш давний знакомый и всегда охотно откликается на приглашение к беседе. Вот и нынче нам не пришлось долго обговаривать время встречи и согласовывать ее в высоких инстанциях. Все произошло вполне буднично, хотя задетые темы к разряду тривиальных не отнесешь. Впрочем, не будем превращать краткое вступительное слово в пространную аннотацию. Давайте ближе к делу.

 

— Владимир Федорович, помнится, во время нашей прошлой встречи вы анонсировали визит Александра Сергеевича Мишарина в наш город. Визит состоялся в декабре и был достаточно подробно освещен городскими СМИ, поэтому возвращаться к его деталям мы сегодня не будем. Давайте лучше поговорим о том, чем занят губернатор в настоящий момент и какими представляются ему перспективы области?

 

В.Н. – Начну с того, что в первом же выступлении перед депутатами Законодательного собрания губернатор изложил свой взгляд на положение дел в Свердловской области. Так вот, если  при Росселе в качестве основополагающего выдвигался тезис о том, что область находится едва ли не на ведущих позициях в государстве, то Александр Мишарин начал с реалий. Прямо скажу, довольно неприятных. И это вовсе не затем, чтобы принизить роль предыдущего руководства области, а с тем, чтобы четко обрисовать круг задач, над которыми он собирается работать.

 

— Можем предположить, что ничего нового для вас, политических старожилов, новый губернатор не открыл. Не так ли?

 

В.Н. – Совершенно верно. Кому как не депутатам Законодательного собрания знать о том, что в 2009 году заработная плата в области упала значительно ниже средней по России, резко снизились объемы промышленного производства. В простое или около того находятся металлурги, машиностроители, добывающая отрасль. Да что уж там греха таить, и по показателям социальной сферы мы никогда не поднимались выше 37-38 мест. Словом, особых поводов для гордости у нас нет. Но дело-то не в том, что Александр Сергеевич открыл нам нечто новое, а в том, что он дал  понять депутатскому корпусу, чем  намерен заниматься в первую очередь. Так же он, образно выражаясь, анонсировал программу работы нового правительства области. Сегодня его формирование   завершено, пришла практически полностью обновленная команда. Из «старичков» осталось, по-моему, четверо министров.

 

— Наверняка, дело здесь не в обязательном соблюдении традиции, согласно которой каждый новый губернатор должен набрать «свою» команду. Есть, как нам кажется, в действиях Александра Сергеевича более глубинные мотивы?

 

В.Н. – Мотивы, как вы их назвали, заключаются в том, чтобы постараться найти новые подходы к решению проблемы эффективного управления областью. Несомненно, старая система была востребована тем временем, в котором она существовала. Она вывела нас на определенные позиции, позволила сохранить область, о чем не раз говорил Эдуард Эргартович. Благодаря ей, была создана некая базовая платформа. Но для того, чтобы двигаться дальше, нужны новые тенденции, современное наполнение.

 

— И что же новое правительство, помогает губернатору в поиске новаций?

 

В.Н. — Давать оценку работе нового кабинета пока еще рановато, однако, некоторые выводы сделать можно. Участвуя каждый понедельник в заседаниях правительства, я наблюдаю за тем, как  там идет работа. Естественно, что пока идет напряженный процесс вхождения в дела, знакомства с общей ситуацией. Тут ведь надо понимать, что между фактом назначения и моментом, с которого  человек действительно становится «полновесным» министром, должно пройти время. Надо многое осмыслить, понять. Такой же путь проходит сегодня и губернатор.  Его нескончаемые  поездки по области связаны с тем, что Александр Сергеевич не намерен довольствоваться только лишь информацией, которую готовят и кладут ему на стол чиновники. Сегодня он старается понять, что реально происходит в области без присущей аппарату «лакировки». Вот и декабрьский визит в Новоуральск был, прежде всего, ознакомительным. А во-вторых, не зря же он в самом начале своей деятельности заявил о том, что он не будет избегать проблемных точек. Такой вот  «точкой» областного масштаба в нашем городе является АМУР. Впрочем, визит Александра Сергеевича начался с посещения комбината. Познакомившись с истинным положением дел, губернатор заинтересовался перспективами проводимой на предприятии реструктуризации. 

 

— А скажите, не рассматривает ли Александр Сергеевич комбинат в качестве одной из «точек роста» экономики области?

 

В.Н. — К сожалению, такие, как наш,  города на сегодняшний день подрастеряли свои прежние позиции. Виной тому —  изменения в экономическом климате. Тут ведь и зависимость от госзаказа, и сложившаяся на мировом урановом рынке конъюнктура. Сложно сегодня говорить о лидирующих позициях ЗАТО, хотя интеллектуальный да и технологический багаж, накопленный поколениями новоуральцев,  никуда не делся. И губернатор не раз говорил об этом в ходе встреч с депутатами. Он прямо заявил, что необходимо использовать потенциал города и комбината в интересах области. Нельзя держать под спудом то, что может стать отправной точкой для восстановления целого ряда отраслей.

 

— Ну а чем завершилось посещение «проблемной точки» областного масштаба — АМУРа?

 

В.Н. – Продолжительной и весьма нелицеприятной беседой с собственником. Александр Сергеевич в довольно жесткой форме сделал ему предупреждение, касающееся долгов по заработной плате. Правда, должен заметить, что на текущий момент там практически ничего не изменилось. Об этом я проинформировал губернатора во время нашей недавней встречи. Тогда же мы договорились, что вернемся к  этому вопросу сразу же по окончании выборной кампании. Так что сегодня я готовлю материалы для этой встречи. На позапрошлой неделе ко мне в приемную пришли сразу три группы работников АМУРа, как бывших, так и ныне работающих. В ходе беседы, стало понятно, что, помимо уже имеющихся долгов, копятся новые, по текущей зарплате. Еще раз повторюсь: новый губернатор последовательно вникает во все областные проблемы и ищет способы их решения. Что же касается правительства, то у меня здесь пока одно лишь только пожелание  — как можно быстрей выстроить свою собственную эффективную систему управления.

 

— Да уж,  сейчас не то время, когда можно сидеть и присматриваться не спеша.

 

В.Н. – Да в том-то и дело, что сейчас не те времена, когда можно было неспешно планировать пятилетки и, также не спеша,  подводить итоги… Слава Богу, наши нынешние министры работают совершенно в ином ключе!  Я тут беседовал с некоторыми из них. Так вот, на вопрос о том, чего бы им хотелось сегодня больше всего, многие ответили следующим образом – выспаться! При этом никакого пессимизма, каждый понимает, что время сейчас горячее.

 

— Ну что же, пока не поставят дело на должный уровень, придется со сном подождать. Еще один вопрос, Владимир Федорович, как себя нынче чувствуют областные законодатели?

 

В.Н. – У законодателей, как вы понимаете, первоочередным является вопрос о ротации. Каждые два года Нижняя палата Законодательного Собрания возвращается к этой горячей теме. Но, тем не менее, простоя в процессе законотворчества нет. Над проектами новых нормативных актов сегодня работают специалисты министерств и та часть депутатов, которая не ушла в предвыборные отпуска. Продолжают свою деятельность комитеты Верхней Палаты. Одним словом, идет подготовительный период. А уж когда пройдут выборы, и областная Дума будет полностью сформирована (по моим прикидкам это произойдет где-то в двадцатых числах марта),  начнется работа в штатном режиме. И, что немаловажно, никакой раскачки не будет, поскольку половина депутатов остается на своих местах. Таким образом, работает заложенный в свое время процесс преемственности. Но, как бы там ни было,  сегодня выборная кампания накладывает свой отпечаток на нашу работу. В частности и мне приходится отрываться от текущих дел, для участия в работе предвыборного штаба.

 

  Владимир Федорович, а не кажутся ли вам избыточными силы и средства, расходуемые на завоевание доверия избирателей?

 

В.Н. – Согласен, перегибы есть, особенно в части распространения агитационных материалов. Нехорошо, когда подъезды наших домов по колено завалены печатной продукцией. Но (может быть, я сейчас выскажу крамольную мысль!) не следует забывать и о том, что в стране идет процесс формирования политической культуры. Без нее мы не сумеем стать по-настоящему демократическим государством. Ведь вы посмотрите: еще несколько лет назад на политической арене страны «крутился» не один десяток «партиек» и движений самого разного толка. Доходило до курьезов вроде «объединения любителей пива». Сегодня у нас конкурирует несколько серьезных партий и три-четыре на подходе. Это ли не прогресс? Потихоньку в стране выкристаллизовывается стройная политическая система. Это я к тому, что ни по какому приказу или окрику она не может возникнуть, ее надо выстрадав, выстроить. Так что, на нынешнем этапе плотное общение с избирателем — не что иное, как осознанная необходимость. А перегибы – они уйдут со временем.   

 

— И все-таки, на наш взгляд, лучший способ агитации – это реальные дела. Партия, которая все обещанное воплощает в жизнь, не нуждается в навязчивой рекламе. За нее и так придут и проголосуют.

 

В.Н. — Тут тоже не все так однозначно. Ведь если вы назвались партией власти,  то надо быть готовым взять на себя и весь негатив. Получается так: что-то сделали хорошо, но при этом,  что-то и недоделали, где-то допустили ошибку… Я ведь не зря говорил о политической культуре, мы должны людям привить понимание того, что не все дается сверху. Один маленький пример: когда мы были в Китае, нас познакомили с некоторыми принципами, позволяющими Китаю развиваться нынешними темпами. Один из них  — никогда не отвергать сделанного предыдущими поколениями.  Извлечь уроки и исправить допущенные ошибки – это необходимо, но топтать свою историю китайцы не станут никогда. А самый главный принцип —  не ждать ничего сверху. Дескать, нам дадут Господь, царь, партия или губернатор… У них конфуцианский подход: все добудем своими руками. То есть, у тебя в наличии две руки, две ноги и голова, и ты обязан содержать себя сам да еще и близких при этом. Немного поразмыслив я понял, почему они так жестко подходят к этому моменту: представьте себе, что будет, если китайцы начнут заниматься социальной защитой на уровне, хотя бы, нашего государства? Да это же ни каких средств бюджета не хватит, даже если он будет больше американского. Китайцев ведь ни много — ни мало: полтора миллиарда! Вот такая самостоятельность и гражданская позиция. Так что, есть нам чему поучиться у восточного соседа.

 

— Ну что же, учиться будем, однако, и о своих традициях забывать не станем. А вам, Владимир Федорович, большое спасибо за интересный разговор.