Встречи с заместителем председателя Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Владимиром Никитиным стали для нашей редакции традиционными. Вот и на минувшей неделе Владимир Федорович выкроил в своем плотном рабочем графике время для того, чтобы со страниц еженедельника рассказать вам о том, что происходит сегодня в области. Попутно мы обсудили с ним и главные городские проблемы. Впрочем, к чему пересказывать детали встречи, если вы можете стать участником разговора здесь и сейчас.

 — Владимир Федорович, во время нашей последней встречи мы условились, что обсудим некие промежуточные итоги работы нового губернатора и его команды. Прошло уже более полугода с момента вступления во власть, значит, есть о чем поговорить. Как, на ваш взгляд, работает команда Губернатора?

В.Н. Давайте сначала попробуем разобраться, полгода много это, или мало? С учетом того, что Губернатору и его команде для реализации задуманного отведено всего четыре года, то это много. По сути, восьмая часть срока уже позади. А с другой стороны, надо понимать, что во власть пришли новые люди. Заменены практически все ключевые министры. По-моему из старой команды остались только три-четыре человека. Причем сменился не только высший эшелон (то есть, министры), но даже и заместители. О мотивах таких кардинальных перемен говорить не хочу, поскольку это не моя компетенция. Но вот что меня беспокоит, так это то, что нарушился создаваемый поколениями областных политиков и управленцев принцип преемственности. Без него, на мой взгляд, будет нелегко сохранить достигнутое предыдущими поколениями.

Так вот, если отвечать на ваш вопрос в этом контексте, то прошедшие полгода для оценки складывающейся команды срок недостаточный. Поэтому говорить сейчас о каких-то успехах или просчетах я не считаю возможным. 

 — А может дело в сложившейся экономической ситуации?

В.Н. Ситуация действительно непростая. Однако не следует сбрасывать со счетов такие моменты, как компетентность и профессионализм. Если вы помните, где-то в марте у нас заговорили о том, что все налаживается, кризис пройден, и экономика области начинает расти. Но ведь понятно, что строить прогнозы, основываясь на показателях одного-двух месяцев, нереально. Экономика в нестабильные периоды подвержена колебаниям. Да, в марте бюджет получил дополнительные доходы, и мы работаем над их постатейным распределением. Но это, подчеркну, не значит, что пришло время кардинальных перемен в ситуации. Это скорее оперативное реагирование на колебания рынка. Так что «считать цыплят» нам еще рановато. А тут еще и период «обкатки» новой команды, сопряженный с апробированием новых технологий управления. Кстати сказать, здесь меня очень беспокоит один момент: одно дело, когда эксперименты проводятся в масштабе района или города. Но в масштабе такой большой области, как Свердловская, являющейся третьей по экономическому потенциалу в России, где сосредоточены огромные промышленные предприятия, холдинги я бы поостерегся делать столь резкие движения.

 — То есть, в этих вопросах вы — сторонник эволюционного пути развития?

В.Н. Да причем здесь я? Сама система управления диктует этот путь. Однако область пошла по иному. Не подумайте, что я отрицаю все, что делается пришедшей вновь командой. Есть в ее работе и достаточно положительных моментов. В частности выносятся на обсуждение совершенно новые программы. Например программа строительства детских садов. Существенно перерабатывается программа жилищного строительства. Теперь упор делается на индивидуальное малоэтажное жилье. Немало сделано в плане строительства областных дорог. Заново проработана соответствующая программа. То есть она была у нас и раньше, но с учетом текущих реалий многое изменилось. Мы, например, ждали, что новая команда добьется федеральных денег. Были озвучены цифры в 5-6 миллиардов рублей. Пока поступил только лишь один миллиард. И вот сейчас, во время пересмотра бюджета, надо заниматься изысканием как минимум одного-двух миллиардов в областной казне. Если я правильно понимаю, эта тема особенно близка новоуральцам, где практически в каждой семье есть автомобиль, а то и два.

 — Тут вы попали, что называется, в «болевую точку». Однако об этом чуть позже. А сейчас мы просим прокомментировать дошедшие до нас разговоры о существенных переменах, намечающихся в законодательной ветви областной власти.

В. Н. Да, эта тема сегодня активно обсуждается, живая дискуссия развернулась и в сети Интернет. Причем зачастую высказываются совершенно полярные мнения. Должен заметить, Устав Свердловской области никогда не был этакой «застывшей» конструкцией. Менялось федеральное законодательство, и мы вынуждены были вносить соответствующие изменения. Какие-то полномочия у нас изымались, какие-то делегировались вновь… Словом, текст и суть документа постоянно корректировались в соответствии с требованиями времени. И вот, относительно недавно в ходе пресс-конференции Губернатора один из журналистов спросил его о том, насколько глубоким изменениям будет подвергнут Устав области. Губернатор ответил, что кардинальных перемен не предвидится. Я с подобной трактовкой категорически не согласен, поскольку рассматривается вопрос реформирования законодательной ветви власти. На сегодняшний день у нас двухпалатный парламент и Палата Представителей избирается избирателями территорий. Следовательно, это – ни что иное, как прямое представительство этих территорий в области. Теперь же предполагается единое Законодательное Собрание. Уже создана рабочая группа, заместителем руководителя которой является ваш покорный слуга. На одном из заседаний представители ЛДПР высказали позицию, согласно которой все депутаты должны избираться только по партийным спискам, а коммунисты (что вобщем-то нетипично для них), напротив, высказались за сохранение прямых выборов. Но дело-то в том, что ЛДПР поддержал еще целый ряд представителей, действующих на территории области политических партий.

 — Так ведь это прямой путь к сокращению представительства населения?

В.Н. Именно так! О чем я и сказал членам рабочей группы. Ведь получается, что в Свердловской области насчитывается около семидесяти тысяч членов разных партий, а избирателей три с половиной миллиона. Разве можно лишить их права избирать того, кого знают и считают достойными? Второй немаловажный момент: система самовыдвижения сохранилась только в Палате Представителей. Таким образом, если человек уверен, что он будет полезным обществу, то он выдвигается и, в случае победы, работает в Верхней Палате без оглядки на партийную принадлежность. Отвечая при этом за свою работу лично, без ссылок на мнение выдвинувшей его партии. Вот и получается, что на сегодняшний день областной парламент является законодательным и одновременно представительным органом власти. Уберем представительство, остается только лишь законодательная функция. А ведь не секрет, что нажимать на кнопки при голосовании гораздо проще, если есть команда сверху. Покуда за Палатой Представителей подобного не замечалось. Ну а сегодня могу сказать, что на рабочей группе мы нашли правильное решение: половина депутатов должна избирается по партийным спискам, а другая половина – по одномандатным округам. Правда, были предложены разные новации например, давайте соберем трехмандатные округа. Новоуральцы, к счастью, с этим не сталкивались, а в Кировграде и Невьянске с подобной процедурой познакомились на деле. Там местные депутаты избирались по многомандатным округам. Так ведь люди даже не понимали, за кого они голосуют. Я и в администрации Губернатора доказывал, что этого не надо делать. Пока с моими доводами согласились и, надеюсь, что выборы пройдут по одномандатным округам.

 — Проводя аналогию, хотелось бы вспомнить, что на производстве в сфере охраны труда есть такое понятие – двухступенчатый контроль. Так вот, двухпалатный парламент, на наш взгляд, как раз и есть та самая дополнительная страховка от принятия непродуманных решений.

В.Н. Полностью согласен. Именно благодаря наличию второй ступени мы были подстрахованы от принятия решений, противоречащих мнению большинства избирателей области. Наш парламент так и задумывался 15 лет тому назад. Ведь по сути сама Палата Представителей законов не разрабатывает. Она рассматривает разработанные правительством или депутатами областной Думы законопроекты и либо одобряет, либо отклоняет их. Мы же в свое время так и называли верхнюю палату фильтр. Убежден, что перейдя к однопалатному законодательному собранию, мы этот фильтр просто-напросто потеряем.

 — Так проведение реформы — это окончательно принятое решение?

В.Н. – Пока оно находится в стадии проработки. Но я думаю, что к однопалатному парламенту мы все-таки придем. Хотя еще раз повторю: у этого решения есть много противников. Но знаете, здесь имеет место быть этакий «отголосок прошлого». Помните сакраментальную фразу: «Есть мнение…». При этом не озвучивалось, чье мнение, кто за ним стоит. Что можно в этой связи предположить? Может быть статусом нашего Законодательного собрания не совсем довольны в администрации Президента. Его двухпалатность напоминает о проекте создания Уральской республики. Наверно Москве хочется поскорее забыть эту историю. А может быть Государственной Думе не всегда удобно. Да, есть ряд законов, в которых при условии наличия двух палат должно быть детально прописано участие каждой из них. А это, как ни крути, дополнительная работа. Вот и продавливается не понятое на местах «мнение». Хотя при этом надо иметь в виду, что речь идет об одном из базовых элементов федерализма, прописанном в Конституции нашего государства. Кстати сказать, сейчас среди политологов (в том числе и зарубежных) идет дискуссия, каким же станет наше государство – унитарным, или все же федеральным? А ответ надо искать в действиях политических элит страны.

 — Это вне всяких сомнений. Но знаете что, будет печально, если мы спустя несколько лет будем разворачиваться назад и с мучениями восстанавливать утраченное. Согласитесь, что «российский маятник» — вещь изрядно надоевшая.

В.Н. Вы знаете, философы давным-давно сформулировали, что человеческая цивилизация развивается по спирали…

 — Спираль подразумевает рост уровня с каждым новым витком, а вот качание на одном месте вряд ли способствует движению вперед.

В.Н. Опираясь на многолетний опыт работы в областной политике, могу сказать, что здесь есть сходство с морем: свои приливы и отливы. Вообще говоря, цикличность процессов вещь объективная. Так что не будем терять оптимизма. В конце концов не стоит забывать о таком надежном инструменте контроля над работой политиков, как мнение избирателей. Как пример можно привести реакцию жителей области на «вброшенный» в общество проект создания Большого Екатеринбурга. Вроде бы заявлены самые благие намерения развитие нашей уральской столицы да и области в целом. Но почему никто предметно не объяснил людям, что это даст среднестатистическому жителю области? Почему до сих пор не организован референдум, проведение которого предписано федеральным законом? И вот реакция: в Березовском люди вышли на улицу. Впрочем, ни чего страшного здесь нет, в современной политике это нормальное явление.

 — Ну что же, а теперь от глобальных проблем — к «точечным». Вы уже заметили, что главной из них для Новоуральцев являются городские дороги. Ссылки руководства города на безденежье не вполне корректны. В схожей с нами ситуации живет вся страна, однако не везде дороги находятся в столь плачевном состоянии. Вопрос не только как к областному политику, но и как к жителю города: что делать?

В.Н.  Да, ситуация непроста. Разработанная три года назад программа предусматривала затраты на дороги области в размере семнадцати миллиардов рублей. В нынешнем же году мы мечтали заложить хотя бы пять-шесть. А получили на сегодняшний день всего один миллиард из бюджета области да федеральный кредит на миллиард. Рассчитываем из поступивших дополнительных доходов выкроить хотя бы еще миллиард-другой. Что касается города, то здесь, на мой взгляд, необходимо принять внутреннее политическое решение. Еще два или три года тому назад я заострял на этом внимание городских депутатов. А на одном из недавних заседаний сказал конкретно: для того, чтобы более или менее привести в порядок дороги, надо выделить миллионов сто. Вот что хотите, то и делайте при всех прочих болезненных моментах! В городе сто тысяч населения, под сорок тысяч автомобилей, в некоторых семьях даже не по одному. Следовательно, беспорядок на дорогах ощущает практически каждая семья. Вот и я вполне явственно ощутил. Недели полторы назад, выезжая из города через КПП Южного микрорайона, пробил на обочине сразу два колеса. Знаете, сгоряча хотел было остановиться, вызвать ГИБДД, составить протокол, судиться… Но потом подумал, что мне, депутату, по этому пути идти неловко. Вот жителям советую. А я буду писать соответствующие письма на городскую администрацию, в Думу. Меня обрадовало, что в городе появилась машина, которая заделывает ямы с использованием новой технологии…

 — Ну, появилась она достаточно давно и даже уже успела сломаться.

В.Н. Вот-вот, через пару дней она пропала из вида. Оказалось сломана. Это безобразие! Я в свое время сокрушался о дорогах Первоуральска. А сейчас думаю, неужели всем «уральскам» так не везет? Почему в Невьянске при их мизерном бюджете все более или менее в порядке? А потому что глава работает в нужном направлении. Весной у них не было денег. Так он приглашал руководителей предприятий, беседовал. Потом кто-то привозил машину щебня, кто-то давал несколько машин асфальта, кто-то помогал деньгами. Все для того, чтобы бегом, в краткие сроки сделать ямочный ремонт. А потом плановая работа на те небольшие деньги, которые были заложены в бюджете. А здесь, когда я в мае поинтересовался, почему не начали ремонт дорог, мне ответили, что еще и конкурсы не проведены. А ведь вопрос-то для города системный! В свое время одна из партий провела эпатажную акцию с автопробегом, митингом, угрозами в адрес руководителей города… Ну пошумели, покричали, да только ключевые вопросы так не решаются. Такого рода проблемы нужно выносить на обсуждение и коль скоро депутаты не могут принять окончательное решение, подключать разные партии. Пусть соберутся и оформят соответствующим образом рекомендации Думе о выделении достаточного количества средств. Так ведь и в большой политике делается: возникла проблема ­— объединенными усилиями готовится проект по ее решению. Я уже говорил о нехватке в области детских садов. Ну так ведь пришли к консенсусу и разработали программу. Теперь мы знаем, что нужны большие деньги 26 миллиардов. Но вместе с тем мы знаем, какие предпринять шаги. Вот и здесь нужно действовать аналогичным способом. Нельзя, чтобы депутаты Думы только и делали, что «долбили» за бездействие администрацию. Надо сесть вместе, отбросить мелкие амбиции, свои узкие интересы и признать, что в городе возникла критическая ситуация. Давайте урежем здесь, ужмемся вот здесь, но решим хотя бы часть главной проблемы. Да, без областной поддержки с ней полностью не справиться. Понимая это, Законодательное Собрание три года назад вдвое повысило объем средств, выделяемых на ремонты для территорий. Но вот какая деталь обнаружилась: в большинстве городов дороги не были приняты на баланс. А раз они не находятся на балансе, мы при верстке бюджета их не учитываем. Значит на эти неоформленные дороги денег не будет. Поэтому я не зря говорю: проблема долгосрочная, необходимо все поставить на подотчет и принять на баланс. Естественно, что придется потратиться на организационные мероприятия. Но зато вопрос о том, как поддержать город в этой части, станет для области решаемым. Но и внутренние резервы придется поискать. А для этого придется идти на непопулярные решения. В чем-то ужаться, где-то просить подождать. Но при этом, выиграть в большом. Тогда и люди все правильно поймут.

 — Владимир Федорович, давайте в заключение обратимся к вопросу о бюджете 2011 года. Работа над ним уже начата?

В.Н. Пока только в теоретической ее части. Недавно вице спикер Государственной Думы Валерий Афанасьевич Язев провел с нами встречу и рассказал о тех новациях в бюджетном процессе, которые нас ждут в недалеком будущем. А именно: бюджет 2011 года будет разрабатываться в двух вариантах. Первый как обычно, то есть в соответствии с действующим бюджетным кодексом. Второй вариант проектный. Что это значит? Сегодня на защищенные федеральные программы в государственном бюджете заложено до 80% всех собранных средств. Остальные расходятся по запросам территорий. Кто-то попросил и сумел обосновать, у кого-то ЧП районного масштаба и так далее. Так вот, при формировании бюджета будущего года 80% средств будет распределено по программам. И если субъект федерации в программу не попал, то денег он не получит. Хочу заметить, что Свердловская область с этим припозднилась. Нас нет в целом перечне программ, и хорошо еще, что одиннадцатый год будет переходным, поскольку в этот период будут действовать оба варианта как программный, так и действующий. Надо понимать, что федерация настроена очень серьезно. Одна неверно поставленная запятая в документах может послужить причиной отказа в финансировании. А сроки подачи заявок? Это в области мы можем подождать до ноября, а то и до января. Там же все очень жестко. Словом, грядущий год отводится на то, чтобы регионы прошли «обучение», а затем полный переход на программный метод бюджетирования.

 — Ну а что же с нами и нашими дорогами?

В.Н. В июне и июле депутаты Законодательного собрания будут заниматься внесением изменений, распределяя поступившие дополнительные доходы. Предстоит достаточно жесткая борьба. Ведь когда мы принимали действующий бюджет, уже было понятно, что он будет «тяжелым». И все же мы последовательно расписали приоритеты. Теперь надо посмотреть, что нам предложит правительство. Одно могу обещать твердо: при любых обстоятельствах от своих планов мы отказываться не намерены. В конечном итоге намеченные депутатами к исполнению приоритеты – это требования территорий. Вот кстати надо помочь Новоуральску в ремонте дорог. Следовательно, необходимо выделить некую сумму денег, чтобы город хоть что-то получил. Удалось же нынче включить 8,5 миллионов рублей на детский сад в Южном микрорайоне. Этих денег в областном бюджете не планировалось, но мы понимали, что садик надо вводить.

 — Так будут ли учтены потребности Новоуральска в бюджете будущего года?

В.Н. Скажу так, если бы этого не случилось, то город потерял бы порядка 800 миллионов рублей. Но есть один существенный момент. В свое время, когда городской бюджет переходил на софинансирование областью, мне удалось убедить своих коллег депутатов и членов правительства в необходимости внесения в базу расходов по Новоуральску. Если вы помните, они превысили средние по области в два раза. Сейчас ни у кого не поднимется рука «резать» эту базу без веских на то оснований. Ну а что касается дополнительных расходов, то тут надо будет доказывать их необходимость в министерстве финансов. С конкретными расчетами в руках и полным пакетом документов: проектами, сметами, результатами экспертизы. Это вполне нормальный ход событий. Но надо учитывать и еще одно важное условие: как правило, такие деньги даются лишь тогда, когда муниципалитет берет на себя часть расходов. Таково требование времени и это вполне логично.

 — Ну что же, Владимир Федорович, спасибо за информацию и до следующей встречи на страницах «Теленовостей».