Волков Вадим Григорьевич, председатель Совета общественных организаций при Думе НГО, о выборе и выборах.

Вадим Григорьевич, полгода назад в одном из своих интервью Вы давали отрицательную оценку решению об увеличении численного состава городской Думы до 30 депутатов. И вот с 4 марта Дума НГО состоит из 30 человек (29 депутатов и один Глава округа). Ваше мнение о численном составе Думы изменилось?

А с чего оно должно измениться?! Причем, я уверен, оно совпадает с мнением большинства жителей Новоуральского городского округа, неоднократно заявленном на публичных слушаниях, на заседании Совета общественных организаций при Думе НГО, на заседании Новоуральского Совета ветеранов – все предлагали сохранить состав Думы НГО в количестве 20 депутатов. Это логично хотя бы потому, что 15 депутатов, избранные по одномандатным округам, имеют обязательства перед конкретными избирательными округами, имеют наказы избирателей, которые обязаны будут исполнять. Ситуация по депутатам от партий пока не ясна. К слову, ряд тех, кто стал депутатом Новоуральской Думы по спискам политических партий, баллотируясь по одномандатным округам, не получили поддержки горожан. Сегодня «партийцы» перед избирателями не отчитываются, нет такого механизма. Считаю, депутатам от партий, созданным депутатским комиссиям, Главе НГО нужно подумать над тем, как привлечь тех депутатов, которые прошли в Думу по партийным спискам, к работе на территории.

По итогам выборов мы провели заседание Совета общественных организаций и снова пришли к выводу о необходимости сохранения численного состава Думы в количестве 20 депутатов. Мы будем выходить с предложением по внесению изменений в действующий закон «О выборах». Численность депутатов городских Дум должна быть привязана к численности населения конкретного муниципального образования. А то сегодня получается, что в Нижнем Тагиле с населением в 400 с лишним тысяч человек Дума – 30 депутатов, и у нас 30, при том, что численность населения у нас 88 тысяч. Это не понятно и не разумно. Должно быть конкретное число для муниципальных образований до 50 тысяч населения, до 100, до 150 и т.д. Вот тогда все встанет на свои места. Самодеятельность на местах в данном вопросе к демократии отношения не имеет.

Выборная кампания новоуральских депутатов совпала с выборами президента страны. Относительно последних сломано копий гораздо больше, чем можно было себе представить. Главное обвинение, предъявляемое оппозицией – нечестные выборы. Как вы полагаете, в отдельно взятом Новоуральске возможно сфальсифицировать народное волеизъявление?

В период выборов обостряется политическая борьба. И все оппозиционные силы выходят со своими лозунгами и требованиями, вплоть до изменения политической системы. Это понятно – идет борьба за избирателя. Что до нарушений… Да, могут быть нарушения: кто-то пытался вынести, может быть, вынес один бюллетень. Может быть, какая-то группа молодежи организовала «вертушку», по которой проголосуют 10-15 человек… Но! На сегодняшний день, тем более когда выборы в Думу НГО были совмещены с выборами президента РФ и когда количество наблюдателей от всех партий было максимальным, говорить о фальсификации нелепо. Все избирательные участки были оснащены системами видеонаблюдения – это еще одна дополнительная форма контроля для всех участников избирательного процесса. Так что я считаю прошедшие выборы легитимными. Они отражают мнение новоуральцев.

Череда выборов для горожан не закончилась: сейчас на повестке вопрос о Главе администрации. Толков на эту тему мы тоже слыхали немало. Ваше мнение: чем должна руководствоваться конкурсная комиссия и Дума НГО при назначении нового Главы администрации?

Вообще, система двух Глав, определенная центром, сомнительна в таких муниципальных образованиях, как Новоуральский городской округ. Для миллионных мегаполисов разделение хозяйственных и политических функций вполне имеет право на существование. Но для нас, по-моему, излишне. Совет общественных организаций при Думе НГО рассматривает и этот вопрос, чтобы внести его на обсуждение депутатов ЗакСобрания Свердловской области, государственной Думы.

При тех объемах бюджета, которые есть в Новоуральском городском округе, вполне справится один Глава при хорошем первом заместителе, который будет непосредственно заниматься хозяйственной деятельностью данного округа. Но, к сожалению, это тема будущих выборов.

Кроме того, практика показывает, что в ряде муниципальных образований любви и дружбы между Главой округа и Главой администрации почем-то не наблюдается. Считаю, данная система может существовать только на выверенных (человеческих) взаимоотношениях. А это, извините, больше похоже на лирику, а не на четкую систему властных взаимоотношений. В Новоуральском городском округе несколько иная ситуация: существующая связка Главы округа и Главы администрации в течение трех лет показала бесконфликтную работу. Благодаря чему удалось достичь значительно более эффективного использования бюджетных средств. Кстати, этого я не могу сказать о предыдущем руководстве города, когда в течение 4 лет у нас деньги, которые выделялись из бюджетов вышестоящих уровней, просто не осваивались. И не осваивались в миллиардных объемах! Действовавший в течение последних трех лет тандем руководителей города доказал, что можно хозяйствовать значительно лучше. Мы исправляем положение в части строительства и содержания дорог, не снижаем темпов капитального строительства. Наш бюджет больше стал больше похож на бюджет развития, сохранив, вместе с тем, свою социальную направленность.

Что касается предстоящего конкурса на должность Главы администрации, я считаю, Главой администрации на ближайшие пять лет должен стать опытный хозяйственник, который детально знает проблемы округа, его, осведомлен в таких отраслях, как строительство. И еще он должен работать, не требуя от Думы НГО, вышестоящих бюджетов того, что они дать не могут, – дополнительных денег. При назначении Главы администрации нельзя допустить превалирования ни интересов политических партий, ни корпоративных интересов РосАтома. Значение должны иметь только профессиональные и личностные качества конкретного человека. Ну и, безусловно, характер, гарантирующий способность отстаивать интересы города.

Последние выборы, которые предстоят нам, состоятся в октябре 2012 года, город выберет высшее должностное лицо – Главу Новоуральского городского округа. Кого Вы видите на этом посту?

Я бы предложил, не называя пока конкретных имен, воспользоваться тем принципом, который лежал в основе формирования новоуральской власти еще в советские времена.

Политикой города (во времена СССР – горком партии, сейчас – Дума НГО) руководил представитель градообразующего предприятия – УЭХК. Он был осведомлен о перспективах развития отрасли, отвечал за взаимодействие города с высшими органами власти, что давало Новоуральску стабильное развитие. А вот хозяйственным руководителем (председателем Исполнительного комитета, в наше время – Глава администрации), который отвечал за жизнеобеспечение города, был строитель. Потому что руководитель строительной отрасли в своей профессиональной деятельности соприкасается с большинством направлений развития города. Сегодня строит медицинское учреждение – изучает вопросы и требования медицины. Завтра строит объект основного производства – осваивает соответствующие требования. Таким образом, опыт практической работы у строителя дополняет политический кругозор и вес первого руководителя города. Отсюда: Глава округа должен представлять основное предприятие города – УЭХК. А Главу администрации надо выбирать их крепких хозяйственников. И тогда все у нас получится.