Значительно подстегнуть их может закончившийся в начале марта мораторий на удорожание бензина

Власти прогнозируют, что в текущем году инфляция будет ниже, чем в прошлом, однако пришедшие в движение цены на продукты питания и бензин могут нарушить эти планы. Мониторинг газеты «Московский комсомолец» показывает, что продуктовые цены начали расти бесконтрольно, а закончившийся в начале марта мораторий на удорожание бензина, заключенный между правительством и нефтяными компаниями, значительно подстегнет этот процесс.

Пока еще инфляция не ускоряется, но неизвестно, как долго это продлится. За последнюю отчетную неделю февраля она составила 0,1%. На таком уровне она держится уже пятую неделю подряд, о чем свидетельствует мониторинг Росстата. Специалисты счетного ведомства отмечают, что в прошлом году рост цен в целом за февраль составил 0,8%, а с начала года — 3,2%. В феврале 2012 года этот показатель достиг 0,4%, с начала года — 0,9%.

За прошедшую неделю статистики отметили удорожание сахара-песка и баранины (на 0,9%), соли и куриных яиц (на 0,6%), говядины, сухих молочных смесей для детского питания и водки (на 0,2-0,3%). Рост цен на овощи в среднем составил 0,3%, в том числе на капусту — 1,9%, морковь — 0,7%. Правда, одновременно с этим гречка и пшено подешевели на 0,7%, а подсолнечное масло — на 0,2%. Кроме того, цены на автомобильный бензин не изменились, а на дизельное топливо даже снизились на 0,1%.

Минэкономразвития, собиравшееся пересмотреть свой прогноз по уровню инфляции в марте 2012 года, оставило его без изменений — рост цен в этом месяце ожидается на уровне 0,5%. В минувшем году инфляция была минимальной за последние 20 лет — 6,1%. В этом году у чиновников еще более оптимистичные ожидания: согласно официальному прогнозу Минэкономразвития и Минфина, она составит — 5-6%.

Тем не менее, сдерживать цены на бензин государство больше не намерено. Во-первых, выборы прошли, во-вторых, по данным Росстата, оптовые цены на бензин в январе этого года упали на 10,5% после предыдущего снижения на 4,3% в декабре. Розничные цены в первый месяц года также снизились, но гораздо скромнее — всего на 0,3%, как и в декабре. Отраслевые эксперты уверены, что так будет и дальше.

Но участники нефтяного рынка еще в декабре жаловались, что вынуждены работать себе в убыток. А теперь, по окончании моратория, ничто не мешает им компенсировать неполученную выгоду из кошельков автовладельцев.

Собственно говоря, процесс уже начался. В преддверии весны стоимость наиболее популярных марок бензина на бирже за последнюю неделю, согласно данным аналитиков, выросла на 4,5-6%. Это явный признак скорого подорожания топлива и в рознице. Вряд ли власти, еще немного помнящие предвыборные обещания, позволят им подниматься безудержно, но и препятствовать, похоже, сильно не станут. Посему потребителям не стоит надеяться, что литр АИ-95 так и замрет на уровне немного ниже 30 рублей. Вероятнее всего, уже к середине лета оптовые цены на бензин поднимутся до максимума прошлого года. А следом подтянутся и розничные, вследствие чего психологический уровень в 1 доллар за литр топлива может быть преодолен достаточно быстро.

Более того, ряд экспертов предсказывает рост цены на АИ-95 вплоть до 34 рублей уже к осени 2012 года. Оценки по росту бензиновых цен к концу года колеблются в диапазоне 10-20%. Предотвратить такой сценарий мог бы новый договор между правительством и владельцами НПЗ, но, как уже упоминалось, власти в нем не заинтересованы.

Еще в феврале премьер Владимир Путин заметил по этому поводу. «Снизить цены мы можем, но это приведет к тому, что возникнет дефицит, «вымывание» товара. Буквально двух-трех дней будет достаточно. Компании просто не будут производить этот продукт, будут делать из нефти другие продукты и гнать их за рубеж», — считает премьер, прежде умевший решать такие проблемы.

Как известно, стоимость автомобильного топлива в России более чем наполовину складывается из налогов. В США их доля, по данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), составляет 15% от розничной цены, в Европе – 70-80%, в России — 55-65%. Казалось бы, можно слегка подвинуться в налогах и тем самым поставить цены на якорь, но такой вариант власти отвергали неоднократно.

Зато создается видимость борьбы с высокими ценами на топливо. На прошлой неделе, в частности, ФАС оштрафовала одну из ведущих топливных компаний на 1,4 млрд рублей за завышение цен на топливо в 2011 году. «В соответствии со статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях России, ФАС России назначила компании административное наказание в виде штрафа в размере 1,386 млрд рублей», — сообщает пресс-служба ведомства. Первоначально ожидалось, что компания получит претензии в 1,8 млрд рублей, однако позднее глава ФАС Игорь Артемьев сообщил, что сумма может уменьшиться, поскольку компания признала свою вину.

Получается, повинную голову меч не сечет. Ну или сечет на четверть меньше.

С прошлой недели оптовые цены на топливо пошли вверх, свидетельствует статистика ИАЦ «Кортес». Средняя по России оптовая стоимость бензина АИ-92 поднялась на 2,5% (до 26 420 руб./т, спот), летнее дизтопливо — на 3% (до 26 197 руб./т). Это рекордный рост с начала года, отмечают эксперты «Кортеса». Самый большой рост зафиксирован в Центральном федеральном округе, где дизель подорожал на 4,9% (до 26 883 руб./т), АИ-92 — на 4,2% (до 27 325 руб./т), АИ-95 — на 3,6% (до 28 267 руб./т). Снижения спотовых цен не было отмечено ни в одном регионе. На АЗС цены пока не менялись.

К апрелю рост цен докатится и до АЗС, считает директор по развитию «Кортеса» Павел Строков. Сейчас у нефтяников уже нет обязательств сдерживать стоимость топлива, поэтому компании постепенно приведут ее в соответствие с мировой конъюнктурой. Насколько существенным будет рост, зависит от цен на нефть, говорит эксперт. «В стране накоплены значительные резервы топлива, поэтому есть надежда, что стоимость топлива на внутреннем рынке будет расти умеренно», — говорит Строков, которого цитируют «Ведомости». Резкий скачок возможен в случае взлета нефтяных котировок, объясняет эксперт. А они могут подняться до $150 за баррель, сказал вчера вице-президент «Лукойла» Леонид Федун, правда, это возможно только в случае обострения ситуации вокруг Ирана.

В любом случае к концу года цены вырастут на величину акциза и инфляции, уверен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Это порядка 11%, или 2-3 руб. за литр, при условии умеренного роста цен на нефть, подсчитал аналитик Номос-банка Денис Борисов. Но более вероятным он считает подорожание в пределах 2 руб. за литр. Ожидается, что с 1 июля акциз будет повышен еще раз — на 1-1,5 руб., поэтому мартовский ценовой скачок не последний в этом году, предупреждает сотрудник одного из нефтяных холдингов.

Одновременно Минэнерго, Минфин и Минэкономразвития выступают против предоставления нефтяным компаниям компенсаций за недополученную выручку от сдерживания цен на топливо через снижение пошлин на дизтопливо и мазут, сообщает РБК daily, ссылаясь на свой источник в правительстве. Компании в ответ готовятся поднимать цены на своих АЗС, так как оговоренный с ними срок заморозки цен истек, а цены на нефть за это время выросли.

Российские производители продуктов питания тем временем, добившись запрета на ввоз сыра из Украины, от чего качество российского еще больше ухудшилось, принялись за белорусское молоко.

Национальный союз производителей молока направил открытое письмо министру сельского хозяйства Елене Скрынник и министру сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Михаилу Русому. «Союзмолоко» жалуется на то, что цены белорусских производителей молочных продуктов угрожают российским производителям и переработчикам. В письме приводятся рекомендуемые Минсельхозпродом Белоруссии цены для российского рынка. По данным «Союзмолока», цены по оптовым контрактам на сливочное масло составляют 108-125 рублей за килограмм, на сухое молоко — 144 рубля за килограмм, на сухую молочную сыворотку — 41,8 рубля за килограмм.

Молочники сетуют, что цена на сырое молоко в России достигает 15-16 рублей за килограмм против 11 рублей в Белоруссии. По мнению организации, это является «основой беспрецедентного конкурентного преимущества белорусских молочных продуктов перед аналогичными российскими». «Союзмолоко» выступает за разработку специального механизма регулирования рынка совместно с белорусской стороной и предлагает исключить сухое молоко и сухую сыворотку из перечня продуктов, которые поставляются из Белоруссии. Союз подчеркивает, что все эти меры направлены на стабильность единого молочного рынка Таможенного союза и сбалансированность цен.

К разочарованию российских производителей, ответ министерства был отрицательным. На прошлой неделе Скрынник заявила, что изъять из баланса торговли молоком и молочной продукцией с Белоруссией в 2012 году сухое цельное молоко и сухую молочную сыворотку невозможно. «У нас же Таможенный союз — у нас согласованы формы и уровни поддержки», — негодовала министр. Скрынник также отметила, что целесообразнее было бы рассматривать случаи нарушения баланса с точки зрения объемов ввозимой продукции. «Конечно, если они ввозят больше, чем у нас согласовано в балансах, — это уже тема для беседы», — считает глава Минсельхоза.

Вернемся еще раз к продуктовому мониторингу МК. Вопреки всем сообщениям статистического ведомства, ряд продуктов на столичных прилавках за прошедший месяц серьезно прибавили в цене. И в сетевых супермаркетах, и в магазинах шаговой доступности мука и мучные изделия в среднем подорожали на 2-3 рубля, куриные яйца — на 4-5 рублей, серьезно дорожает сахарный песок и мясо птицы. Зато картофель, гречневая крупа и растительное масло пока стоят на месте.

Тем не менее, отраслевые эксперты считают, что ключевую роль в обуздании инфляции в этом году должны сыграть именно продовольственные цены. Как известно, в 2010 году из-за резкого удорожания продуктов после летней засухи инфляция ускорилась на 1,8%.

В декабре 2010 года цены на овощи достигли рекордно высоких значений, а год спустя — абсолютного минимума. Следовательно, в ближайшее время по законам рынка цены на продовольствие должны увеличиться, чтобы общая картина за 3 года оказалась сбалансированной.

Не следует забывать также о грядущем летом повышении цен на ЖКХ, вслед за которыми могут подтянуться и цены на общественный транспорт, почему-то не подорожавший, как это обычно бывает, в начале года.

Источник: http://www.km.ru