Главный тезис образовательной концепции Владимира Жириновского: снизить «бешеную» нагрузку в школе: «Мы давим молодое поколение, оно вырастает больным. Занятия должны заканчиваться в два часа дня. А потом – бесплатный обед и для школьников, и для студентов. Никакого домашнего задания. Пусть дети отдыхают, дайте им больше свободного времени».
Школа должна быть трёх типов: мужская, женская и смешанная. Какую предпочесть, дети могут выбирать сами. 9 классов обязательны, остальные – по выбору учеников. Обучение в школе, по мнению Жириновского, надо продлить до 12-го и, возможно, 13-го класса. С 10-го начинать профориентацию, чтобы к концу учёбы дети могли более осознанно выбрать будущую профессию.
«В вузы надо разрешить поступать всем желающим без экзаменов, – убеждён лидер ЛДПР. – Тех, кто не справится с программой, отчислят. Жизнь всё расставит по местам. Чтобы в престижных вузах не возникало ажиотажа из-за слишком большого количества студентов, им можно предоставить право проводить собеседование и отбирать самых достойных. Студенты должны получить возможность выбирать дисциплины: допустим, из двухсот 50 обязательных для изучения. Но только тех, которые им действительно интересны и пригодятся в дальнейшем».
Ещё одно неожиданное предложение кандидата Жириновского – перестать навязывать изучение иностранных языков: «Это потеря времени впустую. В американских вузах никто не заставляет изучать чужой язык, а в России хотят поклоняться Западу. Если бы мне вернули молодость, я бы не стал изучать ни один из тех четырёх языков, которые знаю, – ни английский, ни немецкий, ни французский, ни турецкий. Где мне использовать эти знания? Лучше бы изучал право, экономику, искусство, а всё, что надо, мне переведут».
Очень много Владимир Жириновский говорил о национальном вопросе. Чтобы в стране не возникало на этой почве конфликтов, надо активнее заниматься просвещением, с раннего возраста разъяснять детям, что они живут в многонациональной стране, рассказывать об обычаях и традициях других народов и конфессий. «На телевидении раз в неделю можно было бы проводить всероссийский урок, который вёл бы министр образования», – предложил Жириновский.
Кто мог бы стать новым министром, лидер ЛДПР пока затрудняется сказать. Для него очевидно одно: Министерство образования и науки надо разделить на два ведомства. Первое, которое следует назвать министерством просвещения, должен возглавить «уникальный человек», которого уважали и хотели бы слушать учителя.
Выступление Сергея Миронова оказалось более сдержанным и основанным на страхах и мифах вокруг образования, которые бродят в обществе. В его концепции три постулата: бесплатность, общедоступность и фундаментальность. «После вступления в силу 83-ФЗ (закона о бюджетных учреждениях) никто не гарантирует, что образование останется бесплатным, – предупредил лидер “Справедливой России”. – Уже сейчас родителям приходится доплачивать за все факультативы в школе, почти все кружки. Из 7,5 миллиона студентов в России больше половины – 4,5 миллиона получают высшее образование за деньги. Я против определения: образование – это услуга. Это не услуга, а обязанность государства».
Миронов предлагает увеличить расходы государства на образование и науку до 7 процентов ВВП. Откуда взять деньги? По его мнению, руководство страны сегодня не проявляет политической воли для пополнения бюджета. Например, если бы ввели госмонополию на производство и оборот этилового спирта, то это принесло бы дополнительный доход в казну в размере не менее полутриллиона рублей.
Деньги нужно прежде всего направить на повышение зарплаты учителей – она должна увеличиться как минимум в 4–5 раз. Чтобы повысить престиж профессии учителя, необходимо предусмотреть целый комплекс преференций для работников образования – снабдить бесплатно каждого педагога современным ноутбуком, предоставить возможность раз в месяц посещать музей за счёт государства и т.д.
Сергей Миронов также предложил отказаться от ЕГЭ и перевести его сдачу на добровольную основу: «Единый госэкзамен не решил ни одну проблему образования: не избавил нас от коррупции, не повысил эффективность работы школы. Наоборот, сегодня никто не заинтересован в истинных результатах ЕГЭ. От них зависит судьба губернаторов, директоров, учителей. Все хотят представить результаты своей работы в более выигрышном свете».
Вместо ЕГЭ Миронов считает необходимым ввести независимую систему оценки качества образования. Экзамен у школьников должны принимать комиссии в составе педагогов школ и вузов из других регионов, чтобы они не знали, куда собирается поступать ученик, и не были заинтересованы в результатах.
Сергей Миронов высказался и против перехода российских вузов на двухуровневую систему образования: «Мы навесили на себя все обязательства Болонского процесса, как хомут на шею. Работодатели до сих пор не понимают, кто такие бакалавры. Российская инженерная школа – наше конкурентное преимущество. Нам надо её сохранить и развивать, придерживаясь пятилетнего срока обучения как стандарта высшей школы».
В конце выступления Миронов честно признался, что он не очень большой специалист в вопросах образования. Есть люди, которые намного лучше разбираются в этой теме. И один из них, которого он назначил бы министром образования, – Олег Смолин.
Интересы Михаила Прохорова в Общественной палате представляла его сестра Ирина Прохорова. Первым делом она похвалилась, что её кандидат подготовил «первую народную программу», которая была вывешена в сети для обсуждения. Поступающие замечания учитываются до сих пор, хотя до выборов остались считанные дни. Оказывается, по многим вопросам кандидат ещё не определился и продолжает менять своё мнение. Например, в выдержках из президентской программы Михаила Прохорова, которую раздали участникам круглого стола, предлагается «отменить ЕГЭ и разработать совместно с учительским сообществом более приемлемую форму контрольного экзамена».
Ирина Прохорова пояснила: это старый вариант документа. Её брат не против ЕГЭ. Отказаться от госэкзамена и вернуться к старой системе будет гораздо сложнее. Главный недостаток нынешнего ЕГЭ в том, что он слишком формализован и не учитывает специфику разных предметов. Нужно пересмотреть принципы его организации, и тогда всё будет хорошо.
В целом концепции развития российского образования у Михаила Прохорова, судя по всему, нет. И это не его проблема. «У нас в стране нет модели будущего, – сказала Ирина. – Пока мы не определимся, в какой стране хотим жить, какого человека для какого государства готовить, концепции образования не будет».
Все реформы образования воспринимаются обществом в штыки, потому что они пытаются увязать в себе противоречащие друг другу тенденции. С одной стороны, речь идёт о попытках сделать школу современной, развернуть её к новым технологиям, а с другой – сокращается количество часов по базовым предметам. В России существенно недооценивают роль гуманитарной составляющей в образовании. В то время как её надо усиливать.
«Мы пока системно не определили, что было хорошего в советском образовании, что надо сохранить, а что – изменить, – считает Ирина Прохорова. – Мы совершаем традиционную российскую ошибку – всё сломать и построить заново. В программе Прохорова говорится, что необходимо сохранить лучшие традиции и развивать образование согласно концепции развития общества как открытого, цивилизованного и богатого интеллектуальными ресурсами».
Школьную часть президентской программы Владимира Путина изложил Владимир Бурматов, первый зампред комитета по образованию Госдумы РФ и завкафедрой политологии Российского экономического университета им. Плеханова.
В целом предлагается продолжить начатые в последние годы реформы. Первая мера, которую обозначил представитель премьер-министра, связана с доведением средней зарплаты учителей до средней по региону. В основном эта задача решена. Но это не значит, что увеличение дохода педагогов на этом закончится. Сделан только первый шаг. Скоро прибавку получат и преподаватели вузов. «Это крайне важно, – подчеркнул Бурматов. – Мы должны избавиться от ситуации совместительства, которое крайне негативно сказывается на качестве работы вузовских сотрудников, о чём могу судить по своей кафедре».
Стипендия студентов возрастёт до 5 тысяч рублей. Кандидат Владимир Путин надеется, что благодаря этой мере студенты (хотя бы первых курсов) перестанут тратить время на подработку и сосредоточатся на учёбе.
ЕГЭ, конечно же, отменять не будут. Но устранят его минусы. «Мы не знаем, как конкретно надо реформировать систему оценки знаний учеников, – признался Владимир Бурматов. – В этом вопросе надеемся на экспертов. Без их помощи не обойтись. При комитете по образованию Госдумы уже создали 18 экспертных советов. Будем их привлекать к решению этих вопросов».
Финансирование системы образования сохранится в полном объёме. Все социальные обязательства, которые связаны с реформами, бюджет вытянет. Оппозиционеры ссылаются на то, что сегодняшний консолидированный бюджет образования (3,2 триллиона рублей) недостаточен. «Можно обещать и 15, и 20 процентов ВВП. Но наш кандидат не может давать пустых обещаний, хотя, возможно, это прибавило бы ему рейтинга, потому что ему придётся выполнять свои обязательства», – объяснил участникам круглого стола Владимир Бурматов позицию Путина по вопросу повышения расходов государства на образование.
За 10 минут до окончания круглого стола Тина Канделаки ещё раз попыталась связаться с лидером КПРФ. Но тот так и не согласился подъехать в Общественную палату.
Эту встречу телеведущая устроила, чтобы понять, каковы образовательные концепции кандидатов в президенты. Предвыборная кампания подходит к концу, а вопросы образования никто детально не обсуждал. Между тем, именно от них зависит развитие страны, её будущее. И позиция кандидатов по этому вопросу для многих избирателей могла бы стать определяющей при выборе президента, считает Канделаки. Насколько они были убедительны – решать каждому из вас. Но у меня осталось ощущение, что концептуально судьба российского образования выглядит туманно.