У нас две новости – плохая и еще хуже. С плохой? Пожалуйста. С 1 июля плата за коммунально-жилищные услуги возрастет примерно на 15 процентов. По ежемесячным «жировкам» теперь будем платить в среднем на 750 рублей больше. Вторая: на состоявшемся в конце мая заседании Госсовета власть расписалась в полном бессилии навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве  и предложила общественности, то есть нам с вами, самим разбираться с ЖКХ.  
Создавать домовые советы, контролировать деятельность управляющих компаний (УК), судиться с ними. Владимир Путин на заседании Госсовета так и сказал: нужно привлекать инициативных, неравнодушных людей  к участию в процессах реформирования ЖКХ, создавать системы общественного контроля. И что добиться успеха в улучшении качества коммунальных услуг мы (то есть она, власть) можем только при поддержке людей. Мы прониклись призывов и решили помочь госвласти решить ее проблему.
Хотя, конечно, не все в наших силах. С президентом спорить не принято, но, на наш взгляд, он значительно переоценивает наши с вами возможности. В самом деле, что нас больше всего не устраивает в ЖКХ? Два момента: постоянный рост платы за жилье и коммунальные услуги и, второе,  их низкое качество. То, что до 50 миллионов россиян все еще живут в ветхих или аварийных домах, что горячей воды часто не бывает, а холодную без фильтра пить невозможно, что канализация у нас худая и трубы постоянно рвутся. 
Можем мы с вами остановить рост платы за услуги ЖКХ? Вряд ли. Поскольку они напрямую зависят от тарифов на газ, на электричество, на железнодорожные перевозки. А эти тарифы – прерогатива государства, оно их устанавливает. Устанавливает так, что они ежегодно растут на 15-20%. И, как заявлено правительством, будут такими же темпами расти еще года три. Соответственно, настолько же будет увеличиваться плата за услуги ЖКХ, поскольку котельные у нас в основном работают на газе, угле и мазуте, а электричество поставляет реформированное Анатолием Чубайсом РАО ЕЭС.
На Госсовете кто-то из его членов предложил на несколько лет заморозить рост этих самых тарифов. На что президент задумчиво заметил, что это может негативно сказаться на мировом имидже наших ведущих энергетических компаний, на том же Газпроме. Их развитие ухудшится, и западные партнеры нас не поймут, хотя мы больше всех в этом мире добываем и экспортируем нефти и газа. Ну, раз нельзя заморозить, тогда вот первый совет от общественности госвласти, поскольку нас призывают активно участвовать в реформировании  ЖКХ: раздайте – бесплатно – всем пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям по две-три акции Газпрома, поскольку он, как рекламируется, наше «национальное достояние», и добавьте к ним, для пущей верности, акцию Роснефти. Дивидендов, которые они получат по этим бумажкам, хватит, чтобы покрыть ежегодный рост тарифов – не все же менеджерам этих компаний жировать.
Вот и эксперт «РР», член Союза журналистов России Анатолий Беднов считает, что «заморозка» здесь не поможет. «Мой опыт как бывшего депутата горсовета показывает: однажды заморозив рост тарифов на какие-либо услуги, через определенное время приходится неизбежно повышать их, при этом происходит резкий и значительный ценовой скачок, – сказал он. – А это вызывает протесты со стороны населения. Думаю, что в итоге мы все равно придем к регулированию тарифов, поскольку «заморозка» – мера временная и не бесспорная.
Важно, чтобы людям был понятен сам механизм – из каких составляющих и каким образом складывается структура тарифа. При этом идеальной методики формирования тарифов, устраивающей решительно всех, наверное, нет. Опять же сошлюсь на свой опыт: городские депутаты решали, как взимать плату за пользование лифтами. Наверное, самый логичный вариант – исходя из количества лиц, проживающих в квартире. Но в итоге могут пострадать многодетные семьи. Решили за основу расчета взять метраж квартиры – и в итоге вызвали критику со стороны общественности: во-первых, ездят в лифтах люди, а не квадратные метры, во-вторых, пострадают пенсионеры и другие малообеспеченные категории населения, живущие в квартирах большой площади. То есть надо думать, тщательно взвешивать принимаемые решения, просчитывая их последствия. Необходимо активизировать работу по установке счетчиков, чтобы стоимость коммунальных услуг рассчитывалась не «с потолка», а на основании данных прибора учета. Доколе гражданам платить, например, за водоснабжение по завышенным нормативам – так, будто они ежедневно наполняют бассейн?»
Ему вторит и еще один наш эксперт, вице-мэр Дегтярска, кандидат экономических наук Александр  Предеин: «Заморозить тарифы» можно лишь при условии «заморозки» цен на газ, уголь, электроэнергию, прекращения индексации зарплат. Разумеется, все это – из области фантастики. Как известно, состояние жилья и качество услуг ЖКХ – это одна из самых больших проблем в России. Износ фондов составляет уже более 60%, а суммы в платежных документах продолжают расти».
Чтобы поправить дела, можно еще что-нибудь демонополизировать в этом жилищном и коммунальном хозяйстве. Если есть что. Говорят, это очень помогает. 
Во всяком случае, в этом уверен наш эксперт, депутат Госдумы РФ Александр Абалаков. На его взгляд, чтобы улучшить состояние дел, необходимо решить следующие задачи – провести демонополизацию отрасли и установить реальный общественный контроль над предприятиями. «Демонополизация представляется важнейшей и наиболее сложной задачей, – утверждает депутат. – Противники конкуренции всегда могут найти тысячи причин, почему развитие конкуренции в этой сфере невозможно. Здесь и «исторически сложившаяся инфраструктура», и технологические сложности, и многое другое.
Естественно, решить в одно мгновение эту задачу не удастся, но, принятая программа демонополизации отрасли смогла бы очень сильно поправить положение. Очень важно наметить вектор развития. Эти меры резко увеличили бы прозрачность отрасли. А прозрачность благотворно скажется на инвестиционной привлекательности и на размере тарифов в сфере ЖКХ».
Что касается модернизации и обновления основных активов ЖКХ, то и здесь, как нам, общественности, кажется, можно поискать выход. По словам Владимира Путина, только на первичное восстановление фондов требуется 9 триллионов рублей. Мол, деньги большие, и где их взять? В бюджете столько нет. Подскажем. К примеру, зачем надо было тратить 1,4 триллиона рублей на проведение зимней олимпиады в Сочи?  Там и так хорошо: море, солнце, сладкое вино и красивые женщины. Снег там бывает только два раза в год – на Новый год и на 8 Марта. Если уж очень захотелось покувыркаться в  снегу, то надо было проводить олимпиаду где-нибудь поближе к Полярному кругу, скажем, в Ханты-Мансийске. Вот там зима так зима, а простор какой!  Катайся хоть на санях, хоть на лыжах. Опять же – зачем к двухдневному заседанию АТЭС надо было строить мост на остров Русский стоимостью 32 млрд рублей, а потом сразу начинать его ремонтировать?  На этом острове и людей-то всего несколько десятков, их и вертолетом можно было бы возить.
И так, если поскрести по всей стране, сократить расходы на престижные, но бесполезные для россиян объекты, можно не один триллион найти. А если еще посмотреть, как деньги, выделенные на реконструкцию ЖКХ, тратят губернаторы, особенно ставленники Кремля, то вопрос о финансировании был бы уже давно решен. Недавно Счетная палата РФ проверила,  как в минувшем году расходовались деньги, выделенные на строительство,  реконструкцию, ремонт и обслуживание  водопроводов и канализации в Свердловской области. 
Оказалось, что на эти цели в регионе потратили за год 2,2 млрд  рублей. Из них 1,4  млрд были потрачены с нарушениями, 937 млн – неэффективно, а 11 млн – нецелевым образом. А если бы целевым, да эффективно, без нарушений, то проблем с ЖКХ в области было бы меньше. Это только по одной области, а если по всем субъектам Федерации посмотреть? Вот вам и деньги.
Но если и этих денег будет не хватать, то тогда, конечно, надо жилищно-коммунальное хозяйство сдавать в концессию.  Лучше все сразу, и лучше, к примеру, немцам или, на худой конец, финнам, если они пожелают. Они, надо полагать, сумеют навести у нас порядок. Ведь у них в стране ничего не протекает, и деньги, собранные с жильцов, не воруют, да и аварийного жилья вроде бы немного.
А у нас ведь воруют. И много. «Система ЖКХ контролируется очень многими службами или субъектами. Но у семи нянек дитя без глаза, – утверждает директор Института системных исследований и гуманитарных проектов, доктор философских наук Анатолий Гагарин. – Эта сфера оказывается крайне скандальной, коррупционной, а контроль – неэффективным. Безусловно, с этой сферой необходимо что-то делать. 
Проблема заключается в том, что сейчас прежние объемы финансирования через фонд содействия реформированию ЖКХ постепенно сокращаются. Так, в Свердловской области в 2013 году затраты на капремонт жилья превысят 770 миллионов рублей. Более 300 миллионов из них — это средства регионального бюджета. Фонд содействия реформированию ЖКХ перечислит 241 миллион рублей. Остальную сумму добавят муниципалитеты и собственники квартир. В 2012 году при затратах на ЖКХ в 1,1 миллиарда рублей, из Фонда ЖКХ было выделено 656,4 миллиона. Как видно, львиная доля затрат теперь ложится на самих жителей.
Соответственно, необходимо думать, где можно взять искомые инвестиции в чрезвычайно изношенный фонд ЖКХ. Концессии являются одним из наиболее перспективных направлений в этом плане, но, прежде всего, нужно определить, на каких условиях возможно привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную сферу, которая сегодня непрозрачна, практически бесконтрольна или слабо контролируется как самими жителями, пользователями услуг ЖКХ, так и контролирующими структурами, ведомственными и силовыми. Впрочем, в последнее время силовые структуры обращают внимание на многочисленные злоупотребления в этой сфере более активно, хотя это реагирование происходит «пост-фактум», когда, как говорится, «все уже украли…»
И вот еще  совет Госсвласти от общественности. Чтобы ускорить модернизацию ЖКХ,  замену и прокладку новых канализационных и водопроводных труб и свести воровство при этом к минимуму,  можно было бы мобилизовать молодых фронтовиков из ОНФ и сколотить из них строительные бригады.  И пусть бы они трудились круглосуточно зимой и летом во благо страны, наподобие Павки Корчагина из известной повести Николая Островского. Так  бы и «сталь заклялась», и реформирование ЖКХ шло бы быстрее. И воровства, быть может, стало бы меньше, все же «за идею» люди бы работали.
Теперь что касается контроля за всякими там жуликоватыми УК и прочими деятелями от ЖКХ. Мы, общественность, конечно, можем и тут сказать свое слово. Только нам для этого надо предоставить возможность. Надо повсеместно, хотя бы по одному на жилой квартал, установить телефоны-автоматы прямой связи с президентом Владимиром Путиным.  Мы же знаем, как быстро и эффективно наш президент умеет решать любые конкретные вопросы – достаточно одного его звонка какому-либо министру, и тут же прямые поставки товаров налаживаются, бюрократ-чиновник принимает, наконец жалобщицу,  выделяется квартира для большой семьи. Вот так и тут. Подходит какая-нибудь бабуля к автомату, набирает прямой президентский номер и сообщает, что у нее уже несколько дней течет вода из трубы в ванной, а УК мер не принимает. Или что в платежке у нее стоит огромная сумма за общедомовое потребление электричества Владимир Владимирович тут же перезванивает нужному министру или губернатору — и все, проблема будет решена незамедлительно. Самый что ни на есть действенный общественный контроль.
Да и при разработке законов по ЖКХ советы бабушек могут помочь. Участники Госсовета заметили у входа в зал, где проходило заседание, гору уже принятых законов и еще не принятых законопроектов. Так может быть эту гору надо удвоить, чтобы порядок навести? К примеру, депутат Госдумы РФ от партии «Справедливая Россия», член комитета по бюджету и налогам Михаил Сердюк считает, что не хватает еще закона об ответственности. «Мой коллега по фракции Александр Бурков на встрече с Владимиром Путиным сказал Президенту, что чиновники его просто обманывают, преподносят картину в «других красках» и не несут за это никакой ответственности. Вот это главный вопрос сегодняшнего дня».
Если уж действительно у нас коммунальное хозяйство оказалось бесхозным, то есть без хозяина, то мы, общественность,  поможем. Всем миром навалимся, чтобы государство выручить. Можем даже, если надо, еще какую-нибудь государственную программу модернизации и реформирования ЖКХ составить, если их еще не хватает. Мэр города Новоуральска Свердловской области, эксперт «РР» Владимир Машков вспоминает, что в свое время такая программа была разработана,  в реализации ее в качестве пилотного региона участвовала Свердловская область. «В этой программе были расписаны все источники финансирования и структурирования отрасли, в том числе практика концессионных соглашений, участие банков в софинансировании проектов ЖКХ, лизинговые схемы и т.д.- сказал он. —  К сожалению, сейчас эта программа затормозилась.
Кроме того, я думаю, что можно и нужно на какой-то период ослабить таможенные пошлины на завозимое в Россию оборудование для ЖКХ, которое не производится в РФ. Такие примеры тоже были – когда запретили вывоз кругляка из России, мы на определенный период ослабили таможенные пошлины по ввозу оборудования для переработки леса, и это оборудование пошло в Россию. Все это – я назвал только часть мероприятий – должно входить в соответствующую программу».
Вот примем такую программу, и тогда, конечно, как выразился на заседании Госсовета губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, будет у нас построена «система благочиния, добронравия и порядка».  Просим считать эти заметки нашим первым вкладом в общенародное дело.

Источник: http://www.gosrf.ru