В пятницу, 30 марта состоялось заседание министров финансов стран еврозоны, на котором обсудили вопрос повышения объемов фондов, обеспечивающих финансовую стабильность региона. Накануне появились исследования и расчеты, которые озадачили и аналитиков, и налогоплательщиков. Во-первых, не удается отыскать следы уже потраченного на спасение еврозоны триллиона евро. Во-вторых, скоро может понадобиться не полтриллиона, а уже целый триллион евро — вдвое больше денег, — чтобы стабилизировать ситуацию.

Европейский комитет по статистике подвел итоги февраля и сделал печальный вывод: кредитование домохозяйств и бизнеса растет непозволительно медленно. Это означает, в частности, что целый водопад ликвидности, пролившийся из денежных резервуаров Европейского Центробанка в последние несколько месяцев, так и не достиг конечного потребителя – заемщика.

Хуже того, динамика отрицательная. Если в январе рост кредитования в целом составлял 1,5%, то в феврале – всего 1,1%. Особенно скверные данные поступают из самых проблемных стран еврозоны – Португалии, Испании и Ирландии, где кредитование не только не растет, но даже и сокращается. Это неудивительно, поскольку обремененные долгами страны всячески сокращают государственные расходы, что не может не сказываться на состоянии денежного рынка. Плохо еще и то, что кредитование в Германии — стране, которой долговой кризис коснулся в наименьшей степени, — едва растет.

Все эти сведения и выводы приведены в ежемесячном отчете Европейского ЦБ.

Обычно появления этого документа никто с волнением не ожидает – рутинная статистика, никогда никаких сенсаций. Но на сей раз пресса и аналитики проявили к отчету удивительный интерес. Понятно: февральские данные должны были прояснить судьбу 1 трлн евро, который был распределен в декабре ЦБ ЕС между европейскими банками в виде трехлетних депозитов под нерыночно низкий процент.

Одной из причин такой нехарактерной расточительности ЕЦБ стала страшноватая статистика конца прошлого года – как выяснилось, три месяца подряд предложение денег в еврозоне снижалось. Такого никогда в истории финансового объединения не случалось. Многие экономисты и аналитики выражали надежду, что триллион евро снимет напряженность в банковском секторе и покончит с серьезнейшим кредитным дефицитом, который буквально засушивал экономику еврозоны. Но эта надежда не сбылась.

Мартин ван Флиет, старший аналитик группы ING, счел нужным осторожно предупредить клиентов: «Риск кредитного кризиса в некоторых частях еврозоны отнюдь не исчез после массированных вливаний ЕЦБ». Хотя, продолжает он, показатели кредитования и улучшились по сравнению с прошлогодней ситуацией, то обстоятельство, что в феврале кредитов было выдано меньше на 8 млрд евро, чем в январе (даже с учетом календарного фактора), заставляет пессимистически смотреть на перспективы еврозоны.

Михаэль Шуберт из Commerzbank возражает голландскому коллеге:
расстраиваться рано, действия ЕЦБ совершенно правильные, просто деньги пока не дошли до потребителя. Показательной, по мнению Шуберта, будет еще только мартовская статистика, плюс, говорит он, не надо забывать, что ушибленные кризисом европейцы – и как частные лица, и как менеджеры и владельцы бизнеса – не очень-то стремятся брать деньги в долг, даже если у банков есть, что им предложить.

Председатель ЕЦБ Марио Драги излучает оптимизм: по его уверениям, деньги в самое ближайшее время дойдут до бизнесов и домохозяйств. В частности, считает Драги, резко должны увеличить кредитную активность небольшие региональные германские банки, служащие традиционным источником денег для важнейшей составной части экономики еврозоны, а именно – германского малого и среднего бизнеса. «Не то чтобы эти деньги непременно должны быть взяты в кредит немецкими предпринимателями, это не обязательно, — говорил Драги, — но факт в том, что эти деньги совсем рядом с ними».

Еще не прояснилась окончательно судьба потерянного триллиона, а эксперты Berenberg Bank в своем новом исследовании доказывают, что надо готовить еще пару триллионов – теперь для стабилизации еврозоны в случае банкротства уже Италии, дабы предотвратить распространение «заражения» по другим странам. Эксперты старейшего частного банка Германии уверены, что в таком случае потребуется самое малое 1,7 трлн евро. Однако таких денег пока нет. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рекомендует властям еврозоны увеличить совокупный объем фондов, обеспечивающих финансовую стабильность региона, до 1 трлн евро. Пока во временном Европейском фонде финансовой стабильности (EFSF) есть 440 млрд евро. Этим летом должен заработать постоянный механизм финансовой стабильности (ESM) в объеме 500 млрд евро, достигнута предварительная договоренность об увеличении ESM до 700 млрд евро. Но пока решение об увеличении объемов фондов до 1 трлн евро не принято. Министры финансов стран еврозоны планируют только обсудить этот вопрос 30 марта.

Судя по проекту планируемого заявления, по итогам встречи ожидать можно следующего.

Если странам еврозоны понадобятся новые программы помощи после того, как постоянный фонд начнет действовать в июле, то средства им предоставит ESM, а не EFSF, который прекращает действовать в июле 2013 года. «ESM будет основным инструментом для финансирования новых программ с июля 2012 года, — цитирует Reuters проект заявления. — EFSF будет, как правило, использоваться только для финансирования тех программ, которые были начаты до этой даты… До середины 2013 года он сможет организовывать новые программы в исключительных случаях, после единогласного решения глав государств или правительств еврозоны, особенно в случае, если мощность ESM окажется недостаточной». По поводу размеров фондов эксперты считают так: «С середины 2013 года максимальный объем кредитования ESM составит 500 миллиардов евро. Следовательно, в отсутствии новой программы EFSF, объединенная кредитоспособность ESM и EFSF составит 700 миллиардов евро после середины 2013 года».

Иными словами, запланированной мощности может не хватить на меры спасения зоны евро, если Berenberg Bank не ошибся, а он прежде в ошибочности суждений замечен не был.

Детали своих расчетов раскрыл изданию Financial Times Deutshland экономист банка Berenberg Кристиан Шульц. На Италию придется потратить 710 млрд евро, из них 680 млрд пойдут на финансирование госбюджета и 30 млрд — на рекапитализацию банков. На Испанию — 490 млрд евро кредитов, из которых 420 млрд пойдут на финансирование только до 2014 года. Маленьким странам тоже потребуются кредиты и гарантии по кредитам, а самое позднее в 2016 году опять начнет просить денег Греция.

По поводу того, сколько еще надо будет вложить в Грецию, проводил недавно подсчеты немецкий журнал Spiegel. Кредитная программа для Греции оканчивается в 2015 году. И сразу же Афинам может понадобиться еще минимум 50 миллиардов евро, считают источники журнала. Дело в том, что уже в январе 2012 года из-за более глубокой, чем ожидалось, рецессии доходы греческого бюджета упали на 470 млн евро по сравнению с запланированными, а расходы выросли на 951 млн евро. То есть греки продолжают жить не по средствам, и выхода из ситуации не видно.

Источник: http://www.km.ru