В этом году почти вдвое больше компаний практикуют программы для женщин и работающих мам, показывает исследование компании PricewaterhouseCoopers

Заметно возросла доля женщин на таких ключевых постах, как генеральный и финансовый директор.

За последнее время значительно увеличилась доля представительниц прекрасного пола, пришедших или назначенных на руководящие посты (42%), в частности на такие ключевые позиции, как генеральный директор (21% в текущем году и 13% — в 2011 г.), финансовый директор (60% в 2012 г., 49% — в прошлом году). Высокой остается доля женщин на позициях главного бухгалтера, директора по персоналу, директора по маркетингу.

Высокая лояльность к компании является преимуществом кандидатов-женщин в глазах работодателей. В 53% опрошенных компаний женщины работают дольше, чем представители сильной половины человечества.

Около 40% участников опроса отметили, что представители прекрасного пола по сравнению с мужчинами продолжительнее занимают одну и ту же должность и работают без продвижения по карьерной лестнице. По сравнению с результатами опроса в 2011 г., доля респондентов, отметивших этот факт, увеличилась на 13%.

43% респондентов отмечают работоспособность и трудолюбие в качестве основного преимущества кандидатов-женщин. Каждый третий считает, что они готовы работать за меньшее вознаграждение.

Главной причиной отсутствия программ поддержки женщин в российских компаниях 48% участников исследования считают незаинтересованность руководства. Тем не менее за прошедший год почти вдвое возросла доля компаний, которые практикуют программы для женщин и работающих мам. Все больше работодателей предоставляют работающим мамам возможность трудиться из дома один или несколько раз в неделю (45% — в 2012 г. , 36% — в 2011 г.).

Значительно возросла доля работодателей, предоставляющих медицинскую страховку детям и семье (35% — в 2012 г., 21% — в 2011 г.). Возросла доля компаний, где есть программы адаптации для женщин после возвращения из декретного отпуска (с 9% до 10%).

Среди тех компаний, которые осуществляют выплаты дополнительные к обязательным, почти в 2 раза выросла доля предприятий, практикующих ежемесячные выплаты (65% в 2012 г. против 38% в 2011 г.). Увеличилась доля компаний, которые предоставляют женщинам единовременные выплаты по возвращении из декретного отпуска (12% в 2012 г. по сравнению с 3% в 2011 г.). Однако опрос показал, что доля компаний, предоставляющих дополнительные единовременные выплаты женщинам при выходе в декретный отпуск, уменьшилась с 82% в 2011 г. до 53% в 2012 г.

10% компаний уже имеют, а 3% планируют принять официальную политику (стратегию), связанную с положением женщин в компании и их карьерным продвижением. Четверть респондентов ответили, что на их предприятиях есть внутренние информационные ресурсы, ориентированные на женщин. То есть, по сравнению с результатами прошлогоднего опроса, наблюдается резкий рост (тогда лишь 6% компаний обладали подобными ресурсами).

К числу самых актуальных вопросов взаимоотношений работодателей и женщин почти половина участников опроса относят организацию рабочего времени и графика сотрудниц, имеющих маленьких детей. Без малого четверть респондентов считают актуальными вопросы, связанные с дальнейшим профессиональным развитием, а также адаптацией женщин в компании после их возвращения из декретного отпуска.

Любопытно и другое исследование по женскому вопросу – от международной организации Grant Thornton International (GTI) . В нем отмечается, что руководящий состав российских компаний почти наполовину представлен женщинами, что является наивысшим показателем в мире. Правда, есть и неоднозначная закономерность: чем более развита экономика и лучше в ней обстоят дела, тем меньше женщин в руководстве компаний, и наоборот

Опрос GTI охватил 11 500 человек из 40 стран мира. В России, как выяснилось, из 11 человек высшего звена средних и крупных компаний пять (46%) — женщины. Это самый высокий показатель среди исследованных стран. Годом ранее участие россиянок в управлении компаниями было на 10 п.п. меньше. В первой тройке со значительным отставанием от России следуют Грузия (38% женщин в руководстве компаний) и Италия (36%). В среднем в мире этот показатель составил 21%.

По мнению партнера «Грант Торнтон Россия» Сергея Тишакова, гендерные различия сказываются при разрешении критических ситуаций: мужчины действуют более линейно, в то время как прекрасная половина часто фиксирует такие нюансы, о которых в учебниках ничего не говорится.

Судя по данным исследования, российские женщины-руководители в работе особых привилегий не имеют: на то, что компания предоставляет гибкий график работы, в частности дистанционное участие, почасовое расписание, указали только 43% российских респондентов, а 54% ответили отрицательно. Для сравнения: легче всего варьируется режим работы в Швеции — 85%, а менее гибко в Японии — 16%. В среднем в мире гибкость трудовых будней отметили 52% респондентов.

Доля женщин на руководящих постах в российских компаниях, %

Главный бухгалтер – 72
Директор по персоналу – 68
Финансовый директор – 60
Директор по маркетингу – 45
1-й заместитель генерального директора – 23
Директор по производству – 8
Председатель совета директоров – 5

Конкурентные преимущества женщин при устройстве на работу, %

Более высокая лояльность по отношению к работодателю – 53
Более работоспособны и трудолюбивы – 43
Готовы работать за меньшее вознаграждение – 30
Уровень образования выше, чем у мужчин – 23

Наличие программ для женщин/женщин с детьми в российских компаниях, %

Гибкий рабочий график – 63
Возможность работать из дома – 45
Медицинская страховка для семьи и детей – 35
Страховое покрытие беременности и родов – 20
Образовательные программы для женщин – 20
Программы коучинга и поддержки – 13
Корпоративные ясли/сад/школа/кружки – 5

Источник: http://www.km.ru