Проблема детской и подростковой инвалидности с каждым годом приобретает все большее медицинское, социально-экономическое, нравственное и духовное значение.
В настоящее время в России насчитывается около 80 тыс. детей-инвалидов, что составляет 2% детской и подростковой популяции. По данным проведенных научных исследований, в ближайшие десятилетия Россию ожидает увеличение численности детей инвалидов.
Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.
Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений».
Четвертая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
В 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена патологией течения беременности, родов и первых дней жизни ребенка. В настоящее время имеется тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз.
Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка родителями значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание.
Воспитание в семье ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями связано с рядом вопросов, потребностью в дополнительной информации и ресурсах, в том числе медицинских.
К ним относятся:
— возможность получения своевременной и полной информации о заболевании ребенка, особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях;
— овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи;
— поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализация, получение путевки в санаторий.
Существует мнение, что даже самый безнадежный малыш – это заколдованный принц, живущий в своем удивительном мире. И этот мир просто другой.
Американским Центром раннего вмешательства разработаны рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
• Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
• Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
• Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
• Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
• Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
• Не бойтесь отказать ребенку в чем либо, если считаете его требования чрезмерными.
• Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят Вас.
• Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
• Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
• Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
• Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
• Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
• Не изводите себя упреками. В том, что у Вас больной ребенок, Вы не виноваты.
• Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно.
Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.