Проблема детской и подростковой инвалидности с каждым годом приобретает все большее медицинское, социально-экономическое, нравственное и духовное значение.

В настоящее время в России насчитывается около 80 тыс. детей-инвалидов, что составляет 2% детской и подростковой популяции. По данным проведенных научных исследований, в ближайшие десятилетия Россию ожидает увеличение численности детей инвалидов. 

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду. 

Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности. 

Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией. 

Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений». 

Четвертая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям. 

В 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена патологией течения беременности, родов и первых дней жизни ребенка. В настоящее время имеется тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз. 

Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка родителями значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание. 

Воспитание в семье ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями связано с рядом вопросов, потребностью в дополнительной информации и ресурсах, в том числе медицинских. 

 

К ним относятся:

— возможность получения своевременной и полной информации о заболевании ребенка, особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; 

— овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; 

— поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализация, получение путевки в санаторий.

 Жизнь не останавливается с рождением ребенка-инвалида — она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость. 

 

Существует мнение, что даже самый безнадежный малыш – это заколдованный принц, живущий в своем удивительном мире. И этот мир просто другой.

 

Американским Центром раннего вмешательства разработаны рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:

• Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все. 

• Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни. 

• Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним. 

• Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений. 

• Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами. 

• Не бойтесь отказать ребенку в чем либо, если считаете его требования чрезмерными. 

• Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят Вас. 

• Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками. 

• Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. 

• Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

• Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. 

• Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. 

• Не изводите себя упреками. В том, что у Вас больной ребенок, Вы не виноваты. 

• Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно.

 Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.