Еще в конце прошлой недели в Министерстве финансов России вышел весьма любопытный документ, содержащий предложение о том, что излишне большой долг региона, отказ в следовании жестким рекомендациям Минфина и угроза банкротства субъекта федерации или отдельного муниципалитета должны среди прочего стать формальным основанием для отставки губернаторов и мэров. Подобная инициатива, воспринятая экспертами скептически, однако, лишний раз заставляет обратить внимание на финансовые проблемы Свердловской области и угрозу социальной нестабильности, являющиеся непосредственными показателями «эффективности» губернатора и всех муниципальных властей. 

Как сообщают федеральные информ-агентства, предложение было изложено в направленном в правительстве письме замминистра финансов Михаила Котюкова в правительство России. В письме указаны дополнительные критерии для увольнения глав регионов, сводящиеся к неисполнению ими «финансовой дисциплины» и плачевное состояние бюджета субъекта федерации. Примечательно, что инициатива предлагает прямое и оперативное – практически чрезвычайное – вмешательство Минфина в сферу финансов проблемного региона. Эксперты тут же связали это с серьезной «пробуксовкой» в регионах плана претворения в жизнь масштабных предвыборных обещаний Владимира Путина, подразумевающих повсеместное увеличение социальных расходов и индексацию зарплат бюджетникам.

Конкретно, для повышения ответственности региональных и местных властей за осуществление собственной финансовой и бюджетной политики письмо чиновника предлагает ввести более оперативный механизм восстановления платежеспособности областей. А именно, регионы и муниципалитеты, просроченная задолженность которых превышает 10% от запланированных на год доходов, или имеющие общий долг больше годовых доходов, обяжут подписывать т. н. «соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности». Субъекты федерации такие договоры должны заключать с Минфином, муниципальные образования – с правительством своего региона. И вот если данные соглашения исполняться не будут, глава региона должен быть отправлен в отставку.

Следует отметить, что главным критерием неэффективной долговой политики региона должен стать госдолг более 50% годовых доходов субъекта, а это очень большой показатель, и сегодня в стране областей в таком положении мало. Но важно здесь добавить – пока мало. Ведь, по правде говоря, Минфин беспокоится не зря:  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года долги российских субъектов выросли на 1,2%, а муниципалитетов – на 20,7%. В шести регионах долг уже превышает 50% доходов, у 54 – долг составляет ок.20%. Самые крупные должники: Москва (234 млрд. руб.), Московская область (106 млрд.) и Татарстан (80 млрд. руб.).

И хотя Свердловской области далеко до таких астрономических цифр – ее долг к настоящему времени составляет 20 млрд. руб., но – и это главное – он, «благодаря» заимствованиям (одному из «наследств», доставшихся нынешнему губернатору Евгению Куйвашеву от предшественника Александра Мишарина), имеет опасную тенденцию к росту.

По данным регионального Минфина, до 2015 г. предполагается увеличить предельно допустимое значение государственного долга до 46,5 млрд. рублей в 2012 г., до 59 млрд. рублей в 2013 г. и до 73,6 млрд. рублей в 2014 г. Таким образом, могут сбыться опасения некоторых экспертов о том, что такая, мягко говоря, несбалансированная финансовая политика способна привести к печальным результатам. К тому же, нельзя забывать, что на Среднем Урале сейчас не самая благоприятная социальная обстановка (вспомним многочисленные голодовки и митинги в ряде муниципалитетов с закрывающимися заводами: Верхняя Синячиха, Североуральск, Новоуральск, Краснотурьинск и др.), и местная власть в лице правительства не сильно пока отличилось в успешном решении этих проблем.

Политологи почти единодушно говорят, что инициатива замминистра не проработана и неясна, но главное это то, что критерии оценки деятельности губернаторов – именно с финансовой и экономической точки зрения – должны быть, и что, если инициатива получит дальнейший ход, главы регионов и городов (и в том числе Свердловской области) должны понимать и нести свою ответственность за проводимую неэффективную хозяйственную политику. 

Источник: http://vedomosti-ural.ru