Сегодня гостем нашей редакции любезно согласился стать председатель бюджетной комиссии Думы Новоуральского городского округа Константин Кутырев. Впрочем, об этой встрече мы договаривались загодя, в пору, когда Дума и администрация только еще приступали к рассмотрению проекта бюджета на 2010 год. Тогда же мы оговорили основную тему будущей беседы. Ну, а коль скоро все исходные данные известны и понятны, самое время перейти к сути дела.

 

— Константин Николаевич, помнится, встречаясь на исходе минувшего года, мы договаривались о том, что как только бюджет 2010 станет реальным документом, мы с вами обсудим его детали и перспективы города.  Бюджет принят и стал уже данностью. Насколько тяжелым был процесс согласования, ведь речь-то, в основном,  шла о необходимости ужиматься или, как это теперь принято называть, «оптимизировать расходы»?

К.К. —  Процесс был рабочим, и бюджет мы приняли с третьего захода. Естественно, не обошлось без «подводных камней». Так, первая редакция документа была депутатами отклонена. Мы не согласились с той трактовкой, которую предложила администрация. Должен отметить, что в связи с изменениями законодательства новацией нынешнего года стало то, что План социально-экономического развития не был представлен на утверждение депутатам. Отныне это прерогатива городской администрации. В итоге, предложенный проект бюджета содержал обобщенные цифровые данные и определял основных получателей средств. Ну, а план социально-экономического развития, «расшифровывал», какие конкретно запланированы программы, детализировал расходы по ним. Вот поэтому, мы заблаговременно предлагали руководителям администрации при внесении бюджета детально расшифровать все мероприятия, входящие в утвержденные администрацией программы и, соответственно, объемы финансирования по каждому из мероприятий. Ведь депутаты должны отчетливо представлять, за что они голосуют. Однако, этого не было сделано, нам выдали проект, содержащий только лишь укрупненные цифры. В нем не было программ, не были расписаны мероприятия. Документ получился «слепым», поэтому и был отклонен. При этом Думой были выданы соответствующие рекомендации по доработке. Практически все они, кроме одной,  были учтены, и когда мы в первом чтении рассмотрели документ, он был принят за основу. Затем было сформировано сводное заключение по проекту бюджета, в которое вошли все предложения комиссий. Кроме того, были учтены предложения выступавших на заседании Думы представителей общественности и отдельных депутатов. Все  сформированные предложения были переданы на рассмотрение согласительной комиссии. И уже по результатам работы этой комиссии были внесены изменения по отдельным мероприятиям. После всех этих процедур 23 декабря мы окончательно приняли бюджет, успешно уложившись в установленные федеральным законом  сроки. Таким образом, бюджетный процесс прошел без существенных осложнений. А вот что касается наполнения «городской казны», то здесь выявились большие проблемы. Абсолютная величина бюджета ощутимо уменьшилась и  составила, по доходной части 2,1 миллиарда рублей.

 

— Ну, это, в общем-то, не совсем и провал…

К.К. — Согласен, если  сравнивать с нашими соседями, такими как Кировград, Невьянск, Нижний Тагил, это очень даже неплохо. Но ведь Новоуральск привык жить на широкую ногу. У нас бывало и поболее трех миллиардов в казне! Так что для нас такое вынужденное сокращение весьма ощутимо. Кстати, произошло оно вовсе не за счет падения собираемости местных налогов, тут у нас все в полном порядке: по вмененному налогу, налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу и части налогов на доходы – здесь даже обнаружился неплохой прирост. А вот в части объема финансовой помощи со стороны федерации и области наблюдается снижение, поскольку кризисная ситуация ударила по всем. Тот же бюджет Свердловской области в 2010 году уменьшился со 150 млрд. рублей до 100. Соответственно, нынче  мы получим меньшее количество средств. Включая и  традиционно направляемых на капитальные вложения, целевых. Это те деньги, которые  идут на капитальное строительство и ремонт.

 

— Значит, строить и ремонтировать не будем?

К.К. — Не стоит так драматизировать ситуацию. Если посмотреть цифры  капитальных вложений на следующий год по позициям, то можно отметить, что, несмотря на трудности текущего периода, мы планируем на 75 % увеличить объемы финансирования  капитального ремонта наших дорог. Всего  планируем  направить по этому разделу пятьдесят три миллиона бюджетных рублей (в 2009 году было 30 млн. рублей).

 

— Но ведь их придется откуда-то «отрезать»?

К.К. – Придется, и вот почему — общий объем финансирования по статье «капитальные вложения» в 2009 году составил  у нас 340 миллионов рублей, в текущем же всего 177. Мы потеряли ровно половину! И, тем не менее, нашли возможность увеличения объемов ремонта дорог, потому что проблема стоит очень и очень остро. Вместе с тем, пришлось отказаться от строительства социального дома, который планировался ранее. С другой стороны – в части строительства социального жилья Новоуральск достаточно продвинулся в благополучные годы. А вот строительство инженерных сетей в Южном микрорайоне будет продолжено. Это даст нам хорошую базу для дальнейшего развития жилищного строительства и решения самой злободневной проблемы новоуральцев – обеспечения жильем.  Мы планируем в 2010 году ввод 15 дома в мкр.22а, продолжается строительство 15 дома в мкр. 21. На правлении ФСР принят за основу перспективный план строительства жилья через МУ ФСР на 2009-2012. Также запланированы средства на капитальный ремонт жилого фонда. Имеется в виду доля муниципалитета, которой мы войдем в финансирование данных работ. Это состоится при одном условии —  если федерация выделит средства из соответствующего фонда реформирования ЖКХ.

 

— А что, этот вопрос пока еще окончательно не приземлен? Со слов первого заместителя Главы администрации Александра Писчасова,  мы знаем, что все документы оформлены и направлены в соответствующие инстанции. В чем может быть заминка?

К.К.- С нашей стороны никакой заминки нет,  просто соответствующие федеральные структуры должны принять свое решение. Только после этого средства передаются субъекту, а уже оттуда они поступают в территории. Можно сказать одно —  в прошлом году органы местного самоуправления Новоуральска очень хорошо поработали, все документы подготовлены (практически первыми в области!). Наши расчеты «потянули» на 700 миллионов рублей. Но рассчитывать, естественно, будем на то, что  дадут фактически. Вот тогда мы и сможем заняться проблемами состояния жилого фонда. А их довольно много: это и кровли, и подвалы, и коммуникации… Да что там, вы и без меня  прекрасно знаете, в чем нуждается большая часть наших домов.

 

— Константин Николаевич, мы начали, было, говорить о том, где придется экономить. Так по каким статьям, совершенно точно, придется ужаться, где мы понесем наибольшие потери?

К.Н. — В первую очередь – в части социальной поддержки. Традиционно эта доля расходов городского бюджета у нас была велика, мы до последней возможности сохраняли компенсацию услуг ЖКХ, бесплатный проезд, различные доплаты. Еще в прошлом году действовал льготный проезд для части жителей. Сегодня, в связи с жесткой нехваткой средств, придется значительную часть этих программ сворачивать. Бесплатного проезда точно не будет, запланированы лишь средства на льготный проезд в загородные садоводческие товарищества. Но только на летний период. Частично урезаны программы поддержки здравоохранения, теперь это полномочия ФМБА, однако сохранили финансирование  дорогостоящего лечения. Нынче это уже совсем другие деньги и возможности. Но здесь надо иметь ввиду, что Свердловская область перечислит в бюджет Новоуральска 125 млн. рублей на предоставление отдельным гражданам компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – это средства на так называемую монетизацию услуг ЖКХ. Наиболее затратная статья расходов – это, традиционно, образование. Но это вполне понятно, ведь дети у нас всегда в приоритете. Тут и финансирование средних школ, и финансирование дополнительного образования, дошкольного образования. На эту позицию запланировано более одного миллиарда. Таким образом, практически половина городского бюджета запланирована на финансирование образования.

 

— Кстати, очень много вопросов возникло у горожан по поводу возможного сокращения финансирования дополнительного образования, имеются ввиду спортивные секции, кружки, развивающие программы. Удастся ли это сохранить, ведь мы сами постоянно твердим о том, что детей надо занимать, вытаскивать их с улицы?

К.Н. – Только что мы говорили о том, что наиболее затратная статья расходов городского бюджета — это образование. Мы традиционно поддерживали и впредь будем поддерживать эту сферу. Всего расходов на образование предусмотрено 1 млрд. 126 млн. рублей . 390 из них пойдут на содержание дошкольных образовательных учреждений. Там, конечно, тоже проводятся оптимизационные процессы, но, тем не менее, самая защищенная статья расходов бюджета — это содержание дошкольников. В качестве примера: при себестоимости содержания ребенка в детском саду около десяти тысяч, родители фактически  платят не более двух тысяч рублей. Все остальное берет на себя муниципалитет. И есть значительная часть родителей, которые имеют индивидуальные льготы по оплате детских садов. А вот в Екатеринбурге размер родительской платы в отдельных садах доходит до 20 тысяч. Есть  и такие территории, где родители хотели бы отдать ребенка в детские сады, но мест нет, очередь составляет до 1,5 тысяч желающих. Это первое.

Во-вторых –  обязательные программы, утвержденные государством для учащихся средних школ города, тоже исправно финансируются. Содержатся здания, сооружения, оплачивается собственно учебный процесс. Тут же заработная плата учителей, пособия и все прочее. И третья позиция, которая вызывает больше всего вопросов, — дополнительное образование. Та  часть дополнительных образовательных услуг, которые входят в государственные программы, финансируется без всяких вопросов. А в той части, которая давалась сверх нормативов, мы предложили администрации и управлению образования подумать. В том смысле, что если у родителей есть заинтересованность  в дополнительных услугах, то необходимо увеличивать объем платных услуг.  Муниципалитет готов взять на себя часть расходов по особо востребованным детьми видам дополнительной образовательной деятельности, но и родители должны вносить свою лепту в общее дело. Потому что сохранять существующую базу в прежнем объеме, становится все тяжелее и тяжелее. Если поднять документы, то станет ясно, что за последние годы  доля средств, выделяемых на содержание системы образования, выросла с тридцати пяти до более чем пятидесяти процентов городского бюджета.

 

— Константин Николаевич, с теми, кто может платить, все понятно. Ну, а как быть с детьми из социально незащищенных семей, для которых вот эти секции, клубы, кружки — единственная преграда на пути в колонию?

К.К. — Я думаю, что будут созданы механизмы, разработаны соответствующие положения, согласно которым нуждающимся целевым образом будет оказываться определенная помощь. Ну, а если продолжить список «потерь», то можно сказать что есть вполне обоснованное снижение по разделу «культура». Хотя в целом все объекты в той или иной степени, финансируются.  И театр оперетты, и кукольный театр, и МДК «Строитель». Киноцентр «Нейва» практически самоокупаем. На стыке культуры и спорта у нас Концертно – спортивный комплекс. Средства на него тоже выделяются. Получает  финансирование и городской спорт.  Однако, и здесь в полный рост встают вопросы оптимизации расходов. Нужна ли нам сегодня такая «надстройка» как четыре самостоятельных детско-юношеских спортивных школы? Может, разумнее будет их  как-то объединить? Эти вопросы надо решать, и они будут решены.

 

— Ну вот, а вы говорили, что особых сложностей в бюджетном процессе не было.

 К.К. – Да это все рабочие моменты. А вот действительно, больным и сложным для депутатов оказался вопрос неравномерности финансирования муниципальных и комбинатовских дошкольных учреждений. Дело в том, что в сады ОДОУ УЭХК, наравне с детьми работников комбината, ходят и все прочие ребятишки. Более того,  «комбинатовские» дети составляют где-то около сорока пяти процентов от общего количества посещающих сады УЭХК. Нет, мы вовсе не собираемся разделять новоуральских детей по принципу «наш – не наш».  Но почему-то муниципальные дошкольные учреждения получали из городского бюджета в разы больше, чем комбинатовские, хотя средства из области приходят по количеству ребятишек. Вот тут и пришлось  провести соответствующую разъяснительную  работу. В итоге —  нашли компромиссное решение о выделении ОДОУ УЭХК дополнительных средств в объеме 40миллионов рублей из местного бюджета. Сделано это без уменьшения финансирования муниципальных детских садов.

Оставалась еще часть вопросов, которые невозможно было решить незамедлительно, их мы отнесли к приоритетам и договорились, что если вдруг появятся какие-то незапланированные доходы, они будут направлены именно на эти цели. Такая  практика существовала  в Новоуральске и раньше.

 

— Можно ли считать, что, приняв бюджет в «плановые сроки», депутаты полностью поддержали позиции городской администрации?

 К.К. – С учетом приятых администрацией корректировок – да. То есть, по большому счету, депутаты согласились с предложенной администрацией, логикой финансирования городского хозяйства в  2010 году. И это дает нам возможность вместе двигаться дальше. Бюджет принят в декабре, стало быть, у администрации было время провести конкурсы, разместить заказы. Таким образом, уже с первых чисел января городское хозяйство может успешно функционировать в полном объеме. Мы сделали для этого все, что необходимо.

 

— Тут мы с вами полностью согласны — депутаты свою функцию выполнили безупречно. И, тем не менее, год начался отнюдь не гладко. В новогодние каникулы утопавшие в снегах горожане ощущали себя брошенными на произвол судьбы. Что же случилось?

К.К. – Этот вопрос я бы адресовал городской администрации. Представительный орган принимает бюджет, муниципальные нормативные акты, а администрация – осуществляет хозяйственную деятельность. У депутатов в отношении того, как убирался город в январские праздники, тоже накопилась масса вопросов. Дабы получить ответы на них, мы специально собрали комиссию по бюджету. Пригласили на внеочередное заседание всех ответственных лиц: Александра Кузнецова, Александра Писчасова, Владимира Тюменцева,  Владимира Киселева, то есть практически всех, кто занят в этой сфере. Вот тогда и обнаружилась удивительная вещь: по отчетам, на улицах интенсивно работают грейдеры, снегопогрузчики, самосвалы, но, ни пройти, ни проехать при этом невозможно! Более того, мы специально пригласили начальника городского отдела ГИБДД, полковника Павла Кинева.  По его сводкам, в первую декаду января  число ДТП выросло в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это ведь о чем-то говорит? Наверное, не только водители виноваты в случившемся, но и те, кто несет ответственность за состояние дорожного покрытия? Был сделан запрос в ФМБА по части роста уличного травматизма, оказалось, что и этот показатель вырос на 30%. Люди падают, получают травмы… Вообще говоря, получается, что администрация с данной ситуацией не справилась. А вместе с ней и наши коммунальщики, и дорожные службы. Что можно сказать по этому поводу? Ну, во-первых, к объективным причинам можно было бы отнести аномальное количество осадков. Но именно в первые январские дни, дни самых обильных снегопадов, техники на улицах города попросту не было. А потом, когда она, наконец, появилась, стало очевидно, что ее недостаточно. Стали мы разбираться с техникой, сколько там у них тяжелых и сколько средних грейдеров. Оказалось, в работе был один тяжелый грейдер. Естественно, что нагрузка на него легла непомерная, и он вышел из строя! Скажете, объективная причина? Ничего подобного: в начале прошлого года Дума выделяла деньги на покупку второго тяжелого грейдера. Но почему-то он был куплен только к концу 2009 года, а когда в нем возникла острейшая потребность, оказалось что к эксплуатации он еще не готов. А вот что действительно можно отнести к объективным факторам, так это  снижение объемов средств, выделяемых на очистку города. Это тенденция, сложившаяся в течение последних трех лет, поскольку и размеры бюджета в этот период не росли. Так что приходится изворачиваться, искать, где сократиться, в том числе и на очистке.

 

— Кстати, об «изворотливости», в Интернете была выложена информация о саратовском главе, который своим личным распоряжением выгнал на улицы 70% городских чиновников. Вышли все, как один. Так  может и нам следует рассмотреть саратовский опыт?

К.К. – Можно, конечно,  подсказать Александру Алексеевичу, но я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Если чиновник будет махать лопатой на улице, в загоне останутся его прямые дела. И тут еще неизвестно, выиграет город или проиграет. А вообще-то, у нас есть механизмы организации общественных работ, потому что в чрезвычайных ситуациях  город и горожане должны подключаться к решению общих проблем. Взять хотя бы двор, в котором я живу: там жильцы без всяких понуканий сами прочистили проезды и пешеходные дорожки в пиковой ситуации. 

 

— Константин Николаевич, никто ведь не хочет «чиновничьей крови», просто уж больно хорош пример. И как знать, может, если бы массово вышли наши чиновники, то и горожане бы откликнулись?

К.К. — Я могу сказать, что свои выводы наша комиссия оформила в виде протокола, который был направлен главе администрации. Был и прямой разговор, в котором мы договорились о том, что необходимо состояние дорог привести к полному соответствию с государственными стандартами. Договорились и о том, что если перемен к лучшему не произойдет, мы назначим проверку контрольно — счетной комиссии. Так же, депутаты запланировали ежемесячно, на  заседании комиссии по бюджетной политике, курировать, вплоть до апреля, этот вопрос. То есть, мы будем отслеживать динамику и, если администрация справится, честь ей и хвала!  Ну, а если не справится, то  будем помогать, возможно,   нужны будут какие-то определенные действия депутатов. Может, придется сделать какие-то передвижки… 

 

— Думается, апрелем вам не ограничиться, там ведь еще бурный процесс таяния пойдет.

К.К. — А мы потому  и прихватываем апрель, это ведь период, когда существует реальная угроза возникновения паводка. Как не прискорбно об этом говорить, но  с периодичностью в двадцать лет город переживает такое бедствие. Все мы помним девяносто второй год, когда  произошло подтопление части территории комбината и  города. Не за горами 2012 год, то есть новый цикл. А работы по водотоку Бунарки  выполнены пока лишь частично. Администрация никак не может подступиться к приустьевой части и не только потому, что работы дорогостоящие, а еще и потому, что эти мероприятия надо согласовывать с Министерством путей сообщения.

 

— В общем, ухо придется держать востро?

 К.К. — Да, безусловно.

 

— Ну и, наконец, помните, на нашей последней встрече вы рассказали о том, что в российских ЗАТО началось «брожение умов» по поводу несоответствия текущему моменту закона о ЗАТО. Отозвалось ли оно Госдуме?

К.К. – Информации о том, что проект нового закона о ЗАТО рассматривался на заседании Государственной Думы, у меня нет. Я только знаю, что в середине декабря прошло еще одно подобное мероприятие в Заречном.  Оно как раз и было посвящено проблематике совершенствования нашей нормативно-правовой базы. Еще мне доподлинно известно о том, что в 2010 году будут изучаться все аспекты социально-экономического развития Новоуральска. В этом проекте участвует Росатом, с нашей стороны предусмотрено соответствующее финансирование  из средств городского бюджета.

 

 — Значит, мы не перестанем будоражить умы в московских «небожителей»?

К.К. — Ни в коем случае!

 

— Ну, и уж совсем под занавес – выживем с таким проблемным бюджетом?

К.К. — Считаю, что не только выживем, но и сумеем сохранить достигнутые позиции. Любая кризисная ситуация дает возможность проанализировать состояние дел, посмотреть на себя критически и найти новые пути оптимизации. Повод для оптимизма есть всегда. Скажем, сегодня мы стали жить сложнее, чем пару лет назад, но в сравнении с сопредельными территориями, мы выглядим достаточно привлекательно. У нас есть средства, есть действенный инструмент, в виде принятого депутатами бюджета. Дума дала в руки администрации необходимые полномочия для более гибкого подхода к распределению и перемещению имеющихся средств. Теперь дело за администрацией, которая по-хозяйски должна претворить все задуманное в жизнь. Надеюсь, что все у них получится.

 

— Ну что же,  спасибо за оптимистичный финал!