«За дороги – ответят!», такой суровый вердикт вынесла на днях газета «Нейва». Однако, по прочтении материала так и не пришла ясность в том, кто именно и чем ответит, за царящий в городе дорожный «беспредел». Да и вообще, хотелось бы более детально разобраться в истинных причинах происходящего. Вот по этой причине мы и обратились за комментарием к председателю бюджетной комиссии Думы НГО и стороннику партии «Единая Россия», Константину Николаевичу Кутыреву.

— Константин Николаевич, хотим задать вопрос, ставший для новоуральцев риторическим: что будет с нашими дорогами? Газета «Нейва» на высокой ноте сообщила о создании очередного чрезвычайного штаба. Так ли уж нужна эта «чрезвычайщина» и что на самом деле происходит?

К.К.- Действительно, недавно Глава НГО создал очередной чрезвычайный штаб. То у нас был штаб по борьбе с кризисом, теперь вот — «штаб по борьбе с дорогами»… Хотя, на мой взгляд, все это надо делать в плановом порядке. Вообще говоря, по большому счету, это и не проблема Главы округа, а вполне заурядный хозяйственный вопрос, которым в рабочем порядке должна заниматься городская администрация. Голова должна болеть у господ Кузнецова и Писчасова, а также, у руководителей структур, занимающихся благоустройством.

-Может быть, определение «чрезвычайный» избрано для того, чтобы расшевелить тех, кто не хочет исполнять свои обязанности?

К.К. — Все значительно проще, в очередной раз вполне житейский вопрос доведен до состояния «чрезвычайной ситуации». Естественно, что решать его сегодня придется в соответствующем режиме. Если же говорить предметно, то при планировании бюджета на 2010 год депутаты поддержали предложение администрации, согласно которому 53 миллиона рублей из средств, выделяемых федерацией по программе развития ЗАТО, должны были быть израсходованы на ремонт городских дорог. Однако, при прохождении процедуры согласования нашего бюджета Министерство финансов запретило нам расходовать эти средства так, как мы считали нужным. В принципе, им трудно возразить, поскольку федеральное финансирование направлено на создание инфраструктуры, способствующей росту и развитию городского хозяйства. Образно выражаясь, это вложения в будущее города. Что же касается дорог, то их, по мнению центра, просто не следовало доводить до крайней степени изношенности. Ну а ремонт – это не что иное, как текущая хозяйственная деятельность, которую любой город должен осуществлять за счет собственных средств. Вот так от пятидесяти трех «плановых» миллионов осталось всего лишь четырнадцать. Исходя из этого, были подготовлены соответствующие сметы, которые предполагают следующие направления работ: ремонт улицы Дзержинского, от стелы до Заречной, а также, улицы Чурина и привокзальной площади. Естественно, возник вопрос, а что же делать с остальными дорогами? Тут и возникло у администрации решение о привлечении сторонних инвестиций, а точнее – займов. Предложение опять было поддержано депутатским корпусом, который прекрасно понимал, что медлить с ремонтом дорог нельзя. Есть в авиации такое понятие – «точка невозврата». Это когда самолету не хватает горючего на обратный путь. Так вот, в нашей дорожной эпопее, мы приблизились к этой самой точке. Еще немного, и мы потеряем всю городскую дорожную сеть. После этого ее попросту придется строить заново. Что же касается привлечения кредитов, то это сложившаяся практика, которую успешно используют многие муниципалитеты и все здесь вполне логично. Но есть вопрос, который мне не дает покоя — почему эти предложения «созрели» только в апреле, когда уже следовало бы начать проведение конкурсов на выполнение работ?

— Ну, тут-то, как раз, все очень по-русски: гром грянул, и за ним последовало крестное знамение.

К.К. — Вот именно! Меж тем, времена, когда Россия полагалась на привычное «авось» давно прошли. Совершенно очевидно, что сегодня при формировании бюджета, необходимо готовить различные сценарии развития событий. Всегда надо прогнозировать, что обещанных средств может и не быть. В принципе, все было понятно с самого начала: в пору финансового обострения Москва излишеств не позволит. Следовательно, как только центром было принято решение об урезании средств, тут же надо было вносить проект решения об изменении бюджета и привлечении кредитов. Однако, сегодня мы имеем то, что имеем. Объявлен конкурс для привлечения кредита на 30 миллионов рублей. Будет выбран банк, предложивший лучшие условия, с ним администрация и заключит договор. Полученные средства пойдут на расширенный ремонт. Здесь уже предполагаются работы на улице Комсомольской, приведение в порядок перекрестков, и участковый ремонт дорог.

— Константин Николаевич, и снова определяющим становится слово «будет». Это настораживает. Ведь получается, что Дума в апреле дала добро на заимствование, и уже тогда можно было начать какие-то действия. А сейчас месяц уйдет на проведение конкурса среди банков, следом — конкурс на проведение работ… Таким образом, реально ремонт начнется в конце июля или начале августа. Не поздновато ли?

К.К — Безусловно, приступить к работам можно было значительно раньше. Однако, ваши предположения по срокам не совсем верны. На состоявшемся 19 мая заседании чрезвычайного штаба, Глава округа доложил о том, что найден вариант, при котором, конкурсы на проведение дорожных работ могут быть проведены до принятия решения конкурсной комиссии о том, какой банк выступит кредитором. То есть, работы будут оплачены из средств местного бюджета, а восполнены они будут за счет привлеченных кредитов. Так что, при хорошем раскладе, дорожники выйдут на улицы в конце июня. Если же говорить о ямочном ремонте, то строка «ремонт дорожно-мостового хозяйства», с объемом финансирования в два миллиона рублей, осталась в бюджете неизменной и администрация вполне может их осваивать без всяких проволочек. Вот только, и здесь не обошлось без проблем — в прошлом году администрацией была приобретена специальная дорожная техника, в том числе и весьма дорогая машина для производства ямочного ремонта. Нынче, едва выйдя на улицы города, она сломалась. По словам специалистов, «полетел» какой-то подшипник, в результате чего из строя вышел едва ли не основной агрегат машины — компрессор. Техника встала на прикол.

— Интересно, а что за зиму нельзя было подготовить ее должным образом, и вообще откуда возникают все эти проволочки и неувязки? Если взглянуть на «послужной список» нынешних руководителей администрации, то все они — выходцы из депутатского корпуса. Так вот, будучи народными избранниками, они отчетливо видели способы решения проблем. Оказавшись же в органах исполнительной власти, как-то сразу «огрузли»?

К.К. — Ну, сам факт прихода депутата в исполнительную власть, наверное, не является гарантией хорошей работы на новом месте. Другое дело, что работа в депутатском корпусе приносит определенные знания, навыки, приучает к ответственности за принятие решений, формирует понимание структуры городского хозяйства. А дальше, каждый использует полученные навыки управления в соответствии с собственным разумением. Как пример — сейчас в управленческой среде только и разговоров, что о нехватке средств… На самом деле, это не так. Недостаточность бюджетных средств фактор, конечно, существенный, но не определяющий. В течение прошлого и текущего годов, я побывал в таких городах ЗАТО, как Саров и Северск. Должен заметить, что дороги у них в хорошем состоянии. Улицы прибраны, фасады домов — отремонтированы. Так что, дело не столько в деньгах, сколько в том, насколько эффективно работает администрация. При этом, надо понимать, что глава города, должен четко организовать взаимодействие всех органов местного самоуправления. При соблюдении этих условий, имеющихся денег будет вполне достаточно, для того, чтобы содержать город в нормальном состоянии. Надо научиться умело использовать существующие ресурсы. А не так, как это сегодня делается в Новоуральске – решения не принимаются месяцами, постоянно наступаем на одни и те же грабли…

— Вы говорите, дело не в деньгах. Как тут не вспомнить профессора Преображенского, еще во времена оны заметившего, что разруха начинается в головах. Как же нам победить именно эту, «умственную» разруху?

К.К. — Начать с выработки стройной системы. А пока, ежедневно, или еженедельно будет собираться созданный Главой, чрезвычайный штаб по наведению порядка на дорогах. Хотя, повторюсь, это не вопрос Главы. Это обычная хозяйственная деятельность, которой должны заниматься вполне определенные руководители администрации.

— Понятно, а то ведь дошло до того, что состояние городских дорог привело в замешательство, приехавшего к нам недавно президента корпорации «ТВЭЛ». Юрий Александрович публично признался в том, что наши дороги заставили его испытать такое волнение, какого он не испытал при перелете. Тогда нам пришлось, что называется, «утереться».

К.К. — Да, но и из этой ситуации отцы города пытаются извлечь некие преференции. Насколько мне известно, в адрес Юрия Александровича Оленина направлено письмо, в котором говорится о том, что было бы неплохо, если бы государственная корпорация помогла нам тридцатью — сорока миллионами, а мы бы привели в порядок ведущие на промплощадки комбината дороги. А то ведь, какая жалость – на одной из них двадцать лет не было ремонта, на другой – с момента ввода в эксплуатацию…

— Пожалуй, вот таким образом и расписываются в собственном бессилии. Ну да ладно. У нас другой вопрос, правда он к теме дорог не относится, но хотелось бы прояснить вот что: как-то поутихли разговоры о выделении городу 700 миллионов из федерального фонда реформирования ЖКХ. Это тоже обоснованное кризисом снижение ожиданий?

К.К. — Надо сказать, что сделанное ранее заявление о столь большой сумме, было, в определенной степени, блефом. То есть, все службы, которые занимаются ремонтом жилого фонда, настойчиво озвучивали цифру 700 миллионов, делалось это с тем, чтобы проиллюстрировать гигантский объем проделанной администрацией работы по подготовке необходимой документации. Меж тем, сразу понятно было, что средств, в таком объеме, нам никто не выделит. Все прекрасно знали, что в предыдущие два года Свердловская область очень скоро осваивала средства федерального фонда реформирования ЖКХ. Порой даже с опережением и сумма на 2010 год, заведомо должна была быть меньше. Таким образом, реально мы могли рассчитывать, в лучшем случае миллионов на сто. Впрочем, и эта сумма была бы как нельзя кстати, ведь это существенная поддержка для нашего строительного комплекса, который переживает очень нелегкие времена. Судите сами — сегодня фактически заморожены многие, связанные с капитальным ремонтом программы. Ощутимо затормозилось в прошлом году строительство жилья. Правда, сегодня в этой части наблюдается некоторое оживление. Однако, темпы вызывают опасения. От плановых цифр по вводу жилья в 2009 году, мы смогли достичь где-то 30%. Есть существенные проблемы с вводом объектов капитального строительства. Несмотря на крупные финансовые вложения, выполнение по этому показателю составило только 17%. В реальном исчислении – планировали ввести на 450 миллионов, по факту – на восемьдесят. Это очень серьезные потери, так что, надо последовательно добиваться эффективного использования каждого полученного рубля.

— Подводя черту под нашим разговором, хотим спросить о том, что все-таки, необходимо сделать в части отладки механизма исполнительной власти. Может рекомендовать им почаще общаться с руководством тех городов, где все в порядке?

К.К. — Безусловно, надо внимательно изучать опыт наших соседей. В частности – Невьянска, поскольку состояние дорог в этом небогатом городе гораздо лучше, чем у нас. Ну так и давайте применять их опыт к нашим условиям! Нечего стесняться, надо ехать, знакомиться и перенимать лучшее. Затем, ехать в Северск, Саров, смотреть что предпринимают они, находясь в сходных с нашими, условиях. Нельзя вариться в собственном соку. Это первый момент. Второе – надо активнейшим образом работать с регионом, и с федерацией. Вот, например, на последнем заседании штаба я поинтересовался, а какие меры предприняла администрация к тому, чтобы выделяемые областью на ремонт дорог средства, поступили в полном объеме? Ответ звучал следующим образом – мы писали письма… Но ведь каждому известно: хочешь получить отказ – ограничься письмом. А если хочешь получить результат, надо терпеливо «обивать пороги», разговаривать, доказывать. При этом, на каждом из этапов надо подниматься на более высокий уровень. Работать с депутатами областной, Государственной Думы. Выходить на уровень премьера областного правительства, губернатора. Нельзя сидеть и ждать у моря погоды. Ведь в нашем случае, речь идет не только о городских, но и прилегающих дорогах. Скажем, до Елани можно добраться, разве что на танке. Еще три года назад, Эдуард Россель был готов взять эти дороги на баланс области. Сегодня Глава НГО заявляет, что это был лишь предвыборный блеф. Какая разница, сказано, что готовы забрать – иди и добивайся! У вас готовы паспорта дорог? Ну так и нечего рассылать их по почте, надо ехать в область и договариваться, напоминая об обещаниях бывшего губернатора. Личные контакты, в конечном итоге, решают если и не все, то очень многое. Так было, есть и будет! В подтверждение могу привести слова Брониславы Самуиловны Лившиц, которая вспоминая об относительно благополучных временах (50 – 60 годы) сказала, что даже тогда большинство городских проблем решалось исключительно на личных контактах. Но при одном условии – никаких эмоций, только веские, заранее подготовленные аргументы. И никто с тех пор личных коммуникаций не отменял. В общем, надо работать до седьмого пота, а еще, не замалчивать существующих отрицательных моментов. Это, кстати сказать, относится и к части депутатского корпуса. Меня удивило, как на одном из последних заседаний Думы ряд городских депутатов с пеной у рта доказывали остальным, как у нас все хорошо, и замечательно, а если поддержать действия администрации, будет и того лучше! При этом они как будто забыли и про состояние дорог, и про устранение здоровой конкуренции в сфере управления коммунальным хозяйством. Забыты и возникшие в социальной сфере вопросы. Словом – полный ажур!

— Так ведь это одна из старых российских традиций — докладывать то, что хочется слышать начальству. Однако, будем надеяться, что дела сдвинулись с мертвой точки. Другой вопрос, как скоро и в каком объеме будут решаться проблемы. Люди ждут реальных дел, а не очередных «чрезвычайных» мер.

К.К. — Согласен, у нас ведь достаточно много автолюбителей, одного только личного автотранспорта зарегистрировано более 30 тысяч единиц. Поэтому, вне зависимости от того, что говорят городские руководители, каждый из тех, кто ездит по нашим дорогам, сам дает реальную оценку действиям властей.

— Вот-вот, как бы наши автолюбители не превратились в «автонелюбителей», оппонирующих городским властям. Хватит уже с нас противостояний! Ну а вам, Константин Николаевич, большое спасибо за содержательную беседу.