Вечером, накануне ЕГЭ по русскому языку, я сидела за компьютером и готовилась. Вдруг в соцсети пришло сообщение от одноклассницы: огромная ссылка и к ней приписка: «Это ответы». Там были фотографии листов, на которых от руки написаны ответы на тесты. Оказалось, что все уже решают появившиеся в Сети КИМы, точнее решать всем лень, их просто сверяют с ответами.
Когда я подошла ко входу в школу, собравшиеся шушукались и что-то друг другу передавали. Уверенная в своих знаниях, я даже не думала списывать, однако поинтересовалась, кто и как собрался это делать. Выяснилось, что у моей одноклассницы маленькие шпаргалки, разложенные по карманам пиджака на чётные и нечётные варианты. Она сразу спросила, видела ли я сообщение от неё с предполагаемыми ответами. Я кивнула.
— Ты их списала или телефон берёшь? — допытывалась она.
— Я вообще не собиралась ими пользоваться, — ответила я.
Такого презренного взгляда ещё никогда не видела. Я сомневалась и спросила знакомую из параллели, берёт ли она с собой телефон.
— Конечно! Мало ли что? — с недоумением воскликнула она.
Вот и я подумала: «Мало ли что?» — и решила тоже взять телефон с собой. Конечно, я выключила все возможные звуки, вибрацию и мигания. Куда положила — не скажу. Но поверьте, было не видно.
Раздался голос дежурного на участке.
Телефоны выключите и положите на входе.
«Да-да», — подумал каждый из нас.
Тест я написала быстро, не прошло и двух часов. Но сомнения в паре вопросов всё-таки были. Именно поэтому я поспешила выйти. У туалета стояла очередь. Дождавшись, я зашла в кабинку и закрыла дверь на щеколду. Затем достала своё средство коммуникации и сверила ответы. Часть «В» вся сошлась. Есть! Интересующие вопросы части «А» тоже. Всё убрала на прежнее место и вышла. Правда, старалась особо не радоваться, а то все выходят с такой счастливой улыбкой, что кажутся наблюдателям подозрительными.
Мне было интересно, поймают ли кого-нибудь. Но этого не произошло. Одним словом, списать реально. Более того, списать можно прямо в аудитории и прямо с телефона. Сама была свидетелем ситуации, как парень ещё при входе выключил свой навороченный гаджет и сдал преподавателю. Было забавно увидеть его с маленькой «дореволюционной» «Нокией» под партой. Забавно, что его не заметил ни один из двух педагогов, читающих книжки. Но всё зависит от педагога. На экзамене по математике на меня смотрели в упор, это даже начало смущать. Зато на парня, выходившего четыре раза, они даже не обратили внимания. Вот вам и Единый государственный экзамен.
Даша Строгая
На экзамен по русскому языку мы шли с ответами — они, как и КИМы (контрольно-измерительные материалы), ещё с вечера были в Интернете. Найти ссылку на них в поисковике или на сайте «ВКонтакте» не составляло труда.
Ответы были перемешаны, но, несмотря на это, все списывали, причём очень благополучно. И дело даже не в ловкости рук, а в том, что учителя позволяли это делать. Лично у меня надзиратели были не строгие и, когда меня поймали со шпаргалкой, просто попросили её убрать.
Но это ещё ничего, мою одноклассницу, которая во время ЕГЭ пошла в туалет, в коридоре поймала учительница и дала ей бумажку, чтобы та смогла списать. Всё-таки ЕГЭ — необъективная и глупая форма экзамена.
Milkyway
На первый ЕГЭ нашу параллель одиннадцатых классов провожали чуть ли не с фанфарами, учителя наказывали нам не волноваться, ведь мы всё учили. Нам строжайше было сказано, что процедура экзамена отточена до мелочей, всё будет честно, ни о каких подсказках и речи быть не может. У нас даже телефоны забрали. У меня в тот момент в душе была незыблемая вера в нашу систему образования. На деле же вышло сплошное разочарование. Я открыто говорю, что не пользовалась никакими подсказками и не пыталась «выловить» варианты тестов заранее — я привыкла рассчитывать только на себя. Но некоторые поступали по-другому. Да, телефоны у нас забрали, но разве проблема выйти в коридор и списать в туалете? Ведь до такой степени никто не будет следить. На математике мальчик, который, мягко говоря, и сдачу в магазине сосчитать не сможет, вышел через час с небольшим, в то время как другие корпели все без пяти минут четыре часа. И его смех в коридоре был слышен даже через закрытые двери. Вывод напрашивается сам собой: не своим умом он решил заработать баллы.
Я не называю имён, не хочу обличать никого. Нечестность останется на их совести, и рано или поздно, может, им воздастся по заслугам. Но мне до слёз обидно, что честные ученики впоследствии могут не поступить в вуз, а таким находчивым личностям это удаётся. Списывание — это очень серьёзная проблема Единого государственного экзамена. Но, видно, в нашем обществе её нельзя решить. Все лежит на совести людей, зависит от их уровня морального воспитания, ответственности. А у нас с этим проблемы. Мы оспариваем Дарвина: эволюция встала на путь деградации.
R.K.
Комментарий
Лидия Яранцева, учитель русского языка и литературы гимназии № 120 г. Екатеринбурга
ЕГЭ нынешнего года — это один сплошной фарс. Перед экзаменом по русскому языку в Интернет были выложены КИМы, и до сих пор перед каждым экзаменом они продолжают выкладываться. Чтобы скачать их, не нужно платить денег, они в свободном доступе, любой человек может их найти. Об этом открыто говорят ученики и педагоги. Моя знакомая учительница рассказывала, что перед экзаменом ребята принесли какой-то КИМ и она сказала: «Ну коли нашли, так давайте быстренько прорешаем. Они прорешали, и у четырёх человек попался именно тот вариант».
На этом фоне кажутся смешными заголовки новостей вроде «нашли томскую школьницу, которая выложила в сеть сканы КИМов, у неё аннулировали результаты». В том, что информация утекает, обвиняют каких-то единичных людей, а КИМы всё продолжают выкладываться. Мне кажется, что если бы в Министерстве образования и науки РФ не хотели, чтобы это было выложено, такой ситуации бы не допустили.
Прошло то время, когда все чего-то боялись. Сейчас у учителя и у администрации школы совершенно разные задачи. Учитель хочет, чтобы тот, кто учился, получил оценку, адекватную своим знаниям, а тот, кто не учился, её не получил. Администрация школы поставлена в условия, при которых плохие результаты на ЕГЭ — это серьёзный удар по репутации. И негласно там должны радоваться, что все написали тест, да ещё и на хорошие баллы. Но в масштабах всей страны получается, что какой-нибудь двоечник приносит с экзамена 90 баллов. А ученик, который в поте лица занимался, подтягивая свою четвёрку до пятерки, получает честные 80 баллов. Слёзы. Разочарование. Несправедливость.
Я без всякого экзамена знаю, на что способен каждый из моих учеников. Грамотность проверяется очень просто. Садится человек, будь ему 15, 20 или 40 лет, и пишет текст на пару страниц. Грамотный делает максимум две орфографические и несколько пунктуационных ошибок в сложных случаях. Но если этот человек элементарно не может предложение составить, делает ошибку за ошибкой, какое нам дело до его показателей на ЕГЭ?
Мы, учителя, наблюдаем эту ситуации со стороны, потому что участвуем в чьём-то эксперименте. Что толку от усиленных занятий, серьёзного подхода к учёбе, если высокие баллы получают те, кто хитрее и наглее. Можно овладеть безусловными знаниями, но нельзя снимать со счетов тот факт, что, ученик, который готовился и рассчитывает на свои силы, на экзамене может разволноваться. Такие ученики на ЕГЭ никак не подстрахованы. Зато те, кто нагло пользуются интернет-подсказками, не испытывают никаких волнений.
На следующий год ЕГЭ будет сдавать другое поколение. Их окажется сложно заставить учиться и подходить к экзамену серьёзно. Они будут знать, как всё на самом деле происходит и скажут: «Да что вы нас пугаете! Мы же знаем, что итак напишем». А кто из современных детей не любит халяву? К некоторым учителям уже подходили ребята, у которых тройки в аттестате и говорили: «Вот, посмотрите на мои высокие баллы, а вы мне что ставили?», «Да что мне ваша тройка, я уже студент!».
Дарья Базуева

Источник: http://www.oblgazeta.ru