Осенью этого года в Новоуральском городском округе начнется процесс реорганизации муниципальных предприятий. В отличие от предыдущих лет, когда неэффективные МУПы просто ликвидировались, новая программа действий предусматривает изменение формы собственности.
О том, как будет проходить этот процесс, а также о некоторых особенностях приватизации муниципального имущества в нашем округе рассказал председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации НГО Антон Анатольевич УГОДЕНКО.
Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», количественный и качественный состав муниципальных унитарных предприятий должны строго соответствовать функциям органов местного самоуправления. Иными словами, в собственности муниципалитета должны остаться только жизнеобеспечивающие и социально значимые предприятия. Остальные МУПы должны сменить форму собственности. Пионерами такой реорганизации в нашем городе станут два предприятия: МУП «Колхозный рынок» и МУП «Аптека», которые будут преобразованы в общества с ограниченной ответственностью (ООО).
— Антон Анатольевич, почему именно МУП «Колхозный рынок» и МУП «Аптека»? По каким критериям проходил отбор кандидатов на реорганизацию?
— Главный критерий – это стабильная работа на открытом конкурентоспособном рынке. В последние три года МУП «Колхозный рынок» и МУП «Аптека» — прибыльно работающие предприятия. Было бы неправильно убыточное предприятие реорганизовывать в ООО. Если оно в муниципальной собственности показывает убытки, то велика вероятность, что в «свободном плавании» накопит долги и вступит в стадию банкротства.
— МУП «Аптека» — единственная в городе аптека, имеющая лицензию на деятельность с наркотическими средствами. Не отразится ли процесс реорганизации на обеспечении города данными препаратами?
— Лицензия на данный вид деятельности заканчивается у МУП «Аптека» осенью этого года. Новое ООО будет полным правопреемником существующего предприятия. Если муниципальное предприятие успеет получить лицензию (она является бессрочной) до начала реорганизации, то к ООО, как к правопреемнику, перейдёт и разрешение на данный вид деятельности. Если же реорганизация закончится раньше, то лицензия будет выдана новому предприятию. И в том, и в другом случае жители не пострадают. Процесс обеспечения лекарствами не будет остановлен.
— Почему формой собственности реорганизованных предприятий выбрано общество с ограниченной ответственностью (ООО), а не открытое акционерное общество (ОАО)?
— До прошлого года у муниципалитетов была возможность реорганизации МУПов только в ОАО. Но для таких небольших предприятий, как наши, это нецелесообразно. У ОАО очень сложная отчётность, необходимость ведения реестра акционеров, проведения общих собраний, публикования отчётов о деятельности. За любые нарушения в ведении документации предусмотрены солидные штрафы. Сегодня законодательство позволяет муниципалитетам создавать ООО, где первоначально 100% уставного капитала принадлежит администрации округа.
— Схема дальнейших преобразований предполагает продажу доли муниципалитета в новых ООО, или это будет продажа предприятия целиком?
— Будут реализовываться доли. Администрация округа как учредитель имеет право, с согласия Думы НГО, принять решение о продаже доли и об определении размера этой доли. Это может быть 25% (блокирующий пакет), может быть 24%, можно оставить контрольный пакет – 51%, а 49% продать.
— Будут ли ограничения по выбору инвестора?
— Ограничивать конкуренцию мы не можем. Если доли будут реализовываться на аукционе, то торги будут открытыми по составу участников. Единственное, что для заключения сделки необходимо будет получить согласие Росатома.
— Согласование сделок по муниципальному имуществу в Росатоме – это сложный процесс?
— Сейчас процедура отлажена. Было очень сложно два-три года назад. Тогда процесс согласования занимал от полугода. Необходимо было согласовать сделку с директором УЭХК, затем с правительством Свердловской области, и после этого весь пакет документов отправлялся в Росатом. Сегодня этот процесс поставлен на поток: если все документы соответствуют требованиям и никаких препятствий к заключению сделки нет, то в течение месяца всё согласуется.
— Появились ли в этом году в городе инвесторы со стороны, желающие приобрести муниципальное имущество?
— Нет. К нам в город очень активно идут инвесторы в плане строительства новых объектов. Может быть, они не хотят покупать старое имущество, так как у них есть деньги на новое строительство.
— Как сегодня обстоит ситуация в промышленной зоне? Рассматривается ли эта территория как площадка для привлечения инвесторов?
— У всех площадок в промзоне есть собственники. По большому счёту, сейчас там нет свободных площадей, обеспеченных необходимой инженерной и коммунальной инфраструктурой. Нет запасов мощностей по электричеству, теплу, воде, канализации и т. д. Сегодня идет речь о привлечении новых инвесторов для создания индустриального парка.
— Создание индустриального парка – это инициатива Росатома?
— Нет. Росатом подключился на этапе переговоров, как сторона, предоставляющая резидентов. Создание индустриального парка — это инициатива администрации НГО и правительства области. Индустриальные парки будут создаваться не только в Новоуральске: подходящие площадки для них рассматривались на территории Кольцово, Каменска-Уральского и других городов.
— Место под будущий индустриальный парк уже определено?
— Да. Это территория на север от 6-й и 7-й промплощадок, в сторону пос. Белоречка. Территория не огорожена, и проезд туда может осуществляться без оформления пропусков. Фактически это единственное место, на котором можно развиваться. Если будут построены все коммуникации и подготовлена площадка, будут иметься все точки подключения к инфраструктуре, т.е. будет действовать схема: приехал, построил здание, запустил производство, то это привлечёт инвесторов. Плюс наличие в городе высококвалифицированных специалистов. В этом плане у Новоуральска потенциал большой.
— На сегодняшний день есть желающие разместить производство на этой территории?
— Пока имеются резиденты от компании ТВЭЛ (Росатом). Завлечь потенциального инвестора на пустое место, когда ещё ничего нет, — сложно. Фактически сейчас имеется только участок и договоренности на уровне протокола с правительством Свердловской области. Но реального финансирования пока нет, не выбрана управляющая компания. На данном этапе, кроме тех, кто знает и верит в проект, резидентов нет. Росатом и УЭХК участвуют в проекте и знают, что это будет. Поэтому они готовы разместить здесь свои мощности.
— Ещё одна некогда «трудная» территория – бывшая воинская часть в районе коллективных садов «Строитель». Решены ли там проблемы с перебоями электроэнергии, подачей тепла?
— Все здания на этой территории находятся в частной собственности, и их содержание – это обязанность собственников. Но проблемы этой территории – это проблемы общегородские: если нет электричества или тепла, то не будет продолжаться производство. Поэтому администрация отслеживает ситуацию и по мере возможностей старается помочь разрешить её. В проекте строительства индустриального парка предусмотрено обеспечение электроэнергией территории, расположенной выше проезда Стройиндустрии.
— Продолжается ли процесс передачи городу от УЭХК его непрофильных объектов недвижимости?
— 99% того, что комбинат мог передать городу, он передал, это социальная сфера. Сегодня ведутся переговоры о передаче в муниципальную собственность ещё ряда объектов.
— Передача объектов городу – это добровольное решение руководства УЭХК и Росатома или выполнение неких договорённостей между Росатомом, областью и городом?
— На УЭХК сформирован перечень непрофильного имущества, которое должно быть выведено из его активов. В настоящее время есть решение о реализации каждого объекта и о предполагаемых сроках реализации. По каждому объекту УЭХК направляет руководству ТВЭЛ свои предложения: либо реализация, либо возможность передачи в областную или муниципальную собственность. Если предложение находит понимание в руководстве ТВЭЛа и Росатома, то происходит процедура передачи. Передача происходит безвозмездно.
— По такой схеме были переданы в областную собственность оздоровительные лагеря «Зелёный мыс» и «Тававтуй»?
— Да, точно. Сейчас это собственность Свердловской области. Оба лагеря переданы в оперативное управление областным учреждениям: «Зелёный мыс» — ГБОУ СПО СО «Училище олимпийского резерва № 1», а «Таватуй» — ГБОУ «Юность Урала». Мы предлагали принять лагеря в муниципальную собственность, тогда можно было бы «Таватуй» объединить с «Самоцветами», но решение принимает собственник.
— Бывший санаторий «Весна» — что с ним?
— Он выставлен на продажу. До этого он на три года был передан в безвозмездное пользование. Срок заканчивается летом этого года.
— Как определяли, кому передавать санаторий в безвозмездное пользование?
— По результатам аукциона. Было две попытки сдать его в аренду, но арендатора не нашлось. Чтобы не «вешать» содержание этого имущества на муниципалитет, было принято решение передать его в безвозмездное пользование, чтобы здание кто-нибудь содержал, охранял, оплачивал коммунальные расходы. Был объявлен аукцион, на который завился один претендент. С ним и был заключен договор.
— Есть желающие выкупить «Весну»? Может ли случиться так, что при отсутствии заявок данный объект может, что называется, «повиснуть»?
Аукцион был объявлен 3 июня – заявок не поступило. Если объект не будет реализован, то придётся принимать решение: либо дальше продолжать отношения по безвозмездному пользованию, либо что-то ещё. Говорить, что он «подвис», преждевременно. Любой объект рано или поздно должен найти своего покупателя.
— Объектов, подобных «Весне», много?
Сейчас два объекта включаются в прогнозный план приватизации: это бывший Центр народного творчества (ул. Советская, 7а) и здание школы на ул. Гагарина, 1. Ранее рассматривались различные варианты их использования. Здание школы предполагалось отдать под физико-математический лицей и, соответственно, перестроить. Здание по ул. Советской, 7а передано в оперативное управление спортивному клубу «Кедр». Там планировалось провести реконструкцию и разместить структурные подразделения клуба.
— После первого, «пилотного» проекта по реорганизации МУПов процесс продолжится? Что ждать работникам реорганизованных предприятий?
— Процесс оптимизации численности муниципальных предприятий шёл раньше, идёт сейчас и будет продолжаться. Посмотрим, как будет проходить этот «пилотный» проект. Понаблюдаем за реорганизованными предприятиями: как они войдут на рынок в новом качестве. Ещё раз повторюсь, что эти предприятия останутся нашим муниципальным имуществом. Администрация округа будет помогать и в организационном плане, и в других вопросах. Никто не бросит их на произвол судьбы.
Реорганизация муниципальных предприятий – процесс неизбежный. Этого требует законодательство РФ. Как он пройдёт – это зависит от местной власти. Именно ей придётся принимать решение, что делать с предприятием: ликвидировать или реорганизовать в другую форму. При правильном выборе появится надежно работающее предприятие, дающее доход и рабочие места.
Беседовал Илья Чумаков
Источник: http://www.ngg44.ru