В этом году в министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области были пересмотрены приоритеты дивидендной политики. Здесь разобрали ситуацию с каждым акционерным обществом, акционером которых является Свердловская область и приняли решение об увеличении перечислений в бюджет. В результате в 2,7 раза больше собрали денежных средств, это свыше 230 миллионов рублей в казну. Министерство подводит итоги работы за год. Собеседник «ОГ» — министр МУГИСО Алексей ПЬЯНКОВ.
— Алексей Валерьевич, понятно, что дивиденды платятся с прибыли. То есть и госуправленцы вполне такую прибыль могут обеспечивать. Как же быть с тем, что «частник в экономике всегда эффективней государства» и что это — аксиома?
— По большому счёту это игра слов. Хотя, по общему определению, действительно, считается, что частник эффективней. Например, возьмём процедуру принятия решений. Есть акционер — он принимает решения, это достаточно быстрая и понятная процедура. У нас голосование представителя государства в совете директоров осуществляется только на основании директив, директивы выдаются председателем правительства, проект директивы выдаётся МУГИСО. То есть особый статус должностных лиц накладывает дополнительную бюрократическую нагрузку на принятие тех или иных решений. Ещё пример, ГУПу (государственному унитарному предприятию) надо взять кредит. ГУП должен обратиться в уполномоченный орган, который его курирует, получить согласование, потом должно пройти заседание межведомственной комиссии, по результатам составляется протокол, составляется пакет документов, который идёт в аппарат правительства, и только после подписания распоряжение председателя правительства ГУП вправе это сделать.
— Бюрократические аспекты понятны, это тормозит, замедляет бизнес-процесс, но скорость, это ведь только часть эффективности…
— А во-вторых, здесь, к сожалению, зачастую действует принцип, отношение такое «не моё — значит, не очень важно». Эффективность можно повысить, мы с коллегами сейчас как раз работаем над этим, чтобы и чиновники, и госуправленцы отошли от формального подхода и были нацелены на конкретный результат. Ведь иногда в деятельности органа госвласти внимание уделяется больше процессингу, а не результату. («Я подготовил бумажку, документ, передал его по инстанциям и всё, дальше не моё дело»). Такое отношение надо менять. То, что сделал проект документа и отчитался за него — это ещё даже не полдела, приняли решение, реализовали его, получили результат — вот тогда работа сделана.
— Насколько я знаю, уже на 1 декабря 2012 года МУГИСО перевыполнен годовой план поступлений денежных средств в областной бюджет от приватизации и использования государственного имущества Свердловской области. Что считаете особо удачным результатом?
— О дивидендах уже сказали, это действительно весомый вклад в казну. Больше чем на двадцать процентов перевыполнен годовой план по сбору арендной платы за имущество, находящееся в государственной собственности региона. Во втором полугодии 2012 года мы произвели детальную инвентаризацию всех договоров аренды казенного имущества, и в 30 процентах случаев ставка арендной платы пересмотрена в сторону увеличения с учётом изменения индекса потребительских цен.
Впервые за несколько лет удалось переломить тенденцию роста задолженности за аренду земли. В результате, за период с июля по декабрь объём задолженности по арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности Свердловской области, сократился на 27 процентов. Приостановлен рост задолженности за земельные участки, собственность на которые не разграничена (сократился более чем на 2 миллиона рублей).
— Как, каким образом? Расшифруйте вот эту фразу «В рамках мероприятий в сфере земельных отношений реализован перечень мер, направленных на сокращение величины задолженности по арендной плате за земельные участки»…
— Это просто кропотливая чиновничья работа, в рамках наших полномочий и компетенции, обработка документов, запросы, звонки, анализ информации. Например, в адрес должников направлены персональные уведомления, возобновлена работа комиссии по контролю за поступлением арендной платы по договорам, организована претензионная работа, налажено взаимодействие с органами местного самоуправления.
— А что у нас с землёй, есть ресурсы и резервы ?
— С августа обследованы 420 участков в 17 муниципальных образованиях. Выявлены участки, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот: 25 земельных участков из состава земель населённых пунктов общей площадью 76,5 гектара, которые могут быть использованы для бесплатного предоставления гражданам (в Дегтярске, Полевском, Бобровском); 35 земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью более 1 000 гектаров; участки в г. Екатеринбурге общей площадью 110 гектаров (12 участков) под индивидуальное жилищное строительство (за счёт расторжения договоров аренды в связи с неосвоением земель в течение трёх и более лет).
Состоялись два аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с целевым использованием — комплексное освоение в целях жилищного строительства общей площадью 10,8 гектара. В консолидированный бюджет Свердловской области от распоряжения данными земельными участками поступил единовременно 41 миллион рублей. В настоящее время арендаторы за использование земельных участков вносят арендную плату.
Нашим министерством в рамках областной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости в Свердловской области» принято решение об актуализации государственной кадастровой оценки территории города Екатеринбурга. Общее количество земельных участков, подлежащих оценке, составляет порядка 150 тысяч.
Источник: http://www.oblgazeta.ru