Заманчиво, не правда ли? Самому освещать зимнюю Сочинскую Олимпиаду 2014 года и таким образом участвовать в ней, а не быть диванным зрителем! Эта перспектива и окрылила операторов Новоуральской телерадиокомпании Николая Ларионова, Андрея Снопикова, Дмитрия Дедюхина и инженера НВК Геннадия Донгузова. Узнав в 2011 году, что Автономная некоммерческая организация «Спортивное вещание» получила от правительства деньги, на которые специально под Олимпиаду приобретены очень дорогие передвижные телевизионные станции (ПТС) и набирают добровольцев-профессионалов для обучения работе на высококлассном оборудовании, чтобы Россия достойно вклинилась в этот информационный рынок, они заявились и все прошли собеседование.

Первые два тура обучения, теоретические и практические занятия, проходили в Москве, потом начались учебные съемки в Екатеринбурге: на футбольных матчах работали, биатлон летний снимали. Все – в прямой эфир на всю Россию.

Недавно с очередной стажировки вернулись Николай Ларионов и Андрей Снопиков. Они делятся своими впечатлениями от работы в Сочи.

Николай Ларионов: «Паралимпийцев снимать интересней»

Я уже второй раз работал на соревнованиях в Сочи. Поучиться есть чему. Здесь у нас в основном индивидуальная работа идет, а там – командная. Если кто-то один не справляется, то разваливается все, поэтому ответственность большая.

Я особо много спорта никогда не снимал, поэтому каких-то предпочтений не было. Понравилось снимать кикбоксинг. Это динамичный вид спорта. Чтобы красиво показать бой и телезритель увидел состояние спортсмена, порой приходится стоять с камерой близко к рингу. Только успеваешь, держась за канаты, отклоняться, чтобы тебе не прилетело.

Очень интересно было снимать горные лыжи – там скорости такие! Чтобы успеть показать несущегося мимо лыжника, операторский навык нужен.

В то время как раз проходили соревнования паралимпийцев. Это самые обалденные люди. Очень открытые, жизнерадостные, хотя среди них есть слабовидящие, на одной ноге, с одной рукой. Это люди с очень сильной волей, мужественные. Их интереснее снимать, чем обычных спортсменов. Мне очень понравилось.

Моя камера была самая «общительная», она стояла там, где ждут результата. Каждый хотел что-то сказать, рукой помахать. Объятия, улыбки… Они поддерживали всех. И так радовались за других! Это очень приятно.

Лично для меня участие в этом проекте – хорошая учеба. Руководители пока нас пробуют на разных видах спорта, чтобы почувствовать, определиться, у кого из нас где лучше получается.

Познакомиться с кем-то из известных спортсменов или операторов не довелось. Пообщался со спортивным комментатором Дмитрием Губерниевым — была организована встреча с ним. Он сразу сказал: «Я не буду вам азы преподавать, давайте общаться. Если что-то интересует, отвечу на ваши вопросы»… Шикарный человек, оптимистичный, открытый, с ним легко общаться. Может много интересного рассказать. Он молодец.

Андрей Снопиков: «Повторная камера – она вкусная»

Если кратко о впечатлениях, семь съемочных дней в Сочи – это тяжеленная работа. В 7 часов подъем, отбой почти в 24. Каждый день: позавтракали – и в горы на подъемнике, с пересадками, 15 минут – вверх, 20 минут — спуск на «кошках» до своей точки, а на спуск к финишу у нас уходило 30 минут.

На своей точке я должен быть за два часа до начала соревнований. Моя задача – так организовать свою работу на прямом эфире, чтобы никто не мешал, когда спортсмен мимо меня будет проезжать, не потерять его из кадра и чтобы картинка была чистая.

Сначала работаем «по атмосфере»: показываем, какая погода, какой снег, какое настроение у людей, которых мы видим, птичек. Это занимает в эфире несколько минут.

Мы снимали чемпионат мира среди паралимпийцев по горным лыжам. Спортсмены несутся со скоростью 120 км в час. В среднем спортсмен в кадре на каждой камере – от трех до тридцати секунд.

На скоростном спуске я работал эфирной камерой, а на слаломе – в повторе. Тут камера совсем другая – снимает больше кадров в секунду. Она ставится на сложных участках, в такие места, где чаще всего что-то происходит. Мне удалось падение показать, яркие эмоции.

Повторная камера – она вкусная, скажем так, с нее самый нужный перчик для трансляции можно снять.

Мне понравилось работать на соревнованиях по горным лыжам. Хоть и приходилось по девять часов за камерой стоять (нагрузка на глаза, на спину), но эта усталость не в тягость. Снимать спорт интересно. Это не конвейер. Он живой, всегда бурлит, страсти кипят, именно это я как оператор и должен показать.

Чему этот проект научил?.. Я стал больше смотреть спортивных программ, не как болельщик – как оператор. Чужие огрехи хорошо видны. Я их отмечаю про себя, чтобы потом не повторять.

Наша бригада: операторы, режиссеры, звукорежиссеры – жила в пятизвездочном отеле, в комплексе «Роза хутор», состоящем из дорогущих гостиниц, построенных под Олимпиаду. Вообще, Красная Поляна сегодня – это огромная строительная площадка.

Участие в Олимпийском проекте, можно сказать, подарок судьбы. Когда еще подвернется случай переобучиться на оборудовании супер-класса, поработать в команде с высококлассными мастерами! И этот «случай» на полную программу используют наши телевизионщики.

Геннадий Донгузов: «Проект как свежий воздух Кавказа»

Пообщаться с профессионалами — телевизионными инженерами из других городов удаётся не часто, поэтому проект, в котором можно поучиться у коллег-мастеров высокого уровня — для меня это как глоток свежего воздуха.

Когда смотришь на суперсовременное оборудование, самому хочется во всём разобраться, ведь только так можно внести лепту в изготовление телевизионного продукта высокой чёткости, достойного показу миллионам зрителей .

По большому счёту, нового для себя мы не открыли, но увидев глобальность высоких технологий и производства телевизионных проектов (трансляция с чемпионата мира по горным лыжам велась на 18 зарубежных и отечественных телеканалах), чёткое взаимодействие всех служб, поняли, какую ответственность взяло на себя отечественное спортивное вещание и свою скромную причастность к этому проекту, на котором хочется отработать хорошо и никого не подвести.

Там очень большой парк оборудования: пульты, мониторы, телекамеры управляемые дистанционно, в том числе и по радио, специальные камеры, которыми можно снимать из-под снега, с воздуха. Интересно было поучиться и, может, что-то перенять и внедрить у нас. Например, подсмотрели устройство операторского крана для лёгкой телекамеры и сделали подобный у нас в телерадиокомпании.

Для себя я сделал вывод: команду для работы на прямом эфире надо так подготовить, чтобы всё продолжало работать при любой внештатной ситуации как с оборудованием, так и при изменении погоды и в результате сигнал дошел до телезрителя без потерь.

Чем для меня интересно участие в этом проекте?.. Там было на что посмотреть.

Раньше я занимался горным туризмом, и Кавказ для меня, я думал, остался в прошлом, оказалось, нет. Сейчас приезжаешь — «пахать» надо! На лыжах пришлось научиться кататься, так как камеры устанавливаются на разных высотах и к ним надо подводить кабель. Где пешком долго или нельзя — там на лыжах, оперативно.

Я многому там научился…

Дмитрий Дедюхин: «За короткий срок – максимум информации»

Если честно, мы не верили, что нас всех возьмут в проект. Были сомнения на этот счет. Радовались и не верили, что попали в этот проект после собеседования.

В первый приезд в Москву (июнь) мы, телевизионщики из глубинки, многое увидели впервые. Лично я, например, впервые увидел передвижную телевизионную станцию.

Сначала специалисты ведущих федеральных каналов, которые много лет проработали на ПТС, имеют опыт съемок за рубежом, читали нам теорию. Так интересно, что их хотелось слушать.

Запомнились лекции и практические занятия режиссера трансляции с каналов НТВ+, Россия-2 Станислава Хитрина. Интеллигентный, доброжелательный, но вместе с этим требовательный, даже жесткий. Как скажет «работать надо!», сразу настрой появляется.

С нами также занимались представители тех фирм, на оборудовании которых предстояло работать. Нас снабжали литературой, компьютерными программами.

Информации настолько много давали, что с первого раза трудно было ее переварить. Но мы старались, по вечерам собирались в холле гостиницы и долго-долго обсуждали и спорили по конкретным темам. Со временем, конечно, все усваивалось. График был очень плотный: за минимальный срок нам старались дать максимум информации.

В первый наш приезд увидеть, потрогать то, о чем нам говорили, возможности особой не было. Учились на тренажерах. Новые машины приходили при нас, только во второй наш приезд в Москву (ноябрь). Тогда мы уже примерно знали, чего от нас хотят.

Занятость снова была сумасшедшая: с раннего утра до позднего вечера – съемки. После каждой из них – разбор. Нас тыкали носом в наши ошибки. В общем, держали в тонусе…

«Бабка надвое сказал» —

так афористично выразился Геннадий Донгузов, отвечая на мой вопрос – все ли его коллеги по НВК будут участвовать в освещении Олимпиады?

Дело в том, что желающих сразу набирали с запасом, для создания резерва специалистов. Поэтому и требования, как вы понимаете, жесткие. Кроме знания новой техники, нужен английский. Скорее всего, команды будут интернациональные, без разговорного английского не обойтись. Время еще есть, язык можно подучить.

Пока все наши сработали на «отлично», никто не отсеялся, все в списках, так что летом работать на универсиаде в Казани поедут все четверо.

Даже если не повезет увидеть Олимпиаду через объектив телекамеры, все равно время, потраченное на участие в проекте, — хорошая школа профессионализма. Новые знания, как сказал Андрей Снопиков, мимо не пройдут, обязательно пригодятся.

 

Надежда СТАХЕЕВА

Источник: http://www.ngg44.ru