Прочла тут – «За что отчисляют студентов»: «Сотрудники Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) уже несколько лет проводят исследование феномена отчисления студентов. О результатах работы коллектива учёных на II Международной конференции исследователей высшего образования “Университеты и государство” рассказала аналитик НИУ ВШЭ Елена Колотова. Во многих вузах отчисление студентов считают инструментом поддержания высокого уровня качества образования. С этой точки зрения, если студента выгнали, в этом виноват только он сам, его плохая подготовка и неспособность к обучению. На самом же деле у академической неуспеваемости много причин, и высокий уровень отсева можно трактовать как показатель того, что вуз не может обеспечить оптимальные условия обучения. При этом для государства каждый отчисленный студент – это деньги, впустую потраченные на его обучение, и нехватка квалифицированных кадров в перспективе (особенно в сочетании с тенденцией уменьшения рождаемости)».

Мне это возражение представляется довольно формальным. Потому что каждый не отчисленный вовремя студент, кое-как дотянувший до выпуска и получивший диплом, представляет собой ещё большую потерю государственных денег, а равно и потерю квалифицированных кадров на рынке труда. Даже хуже, чем потерю, потому что на этом рынке он представляет собой фальсификат, возможно, отнимающий место у человека, действительно имеющего квалификацию.

Перечисленные в статье выводы о причинах отчисления либо банальны и очевидны без всяких исследований, либо специфичны для ВШЭ. Пропустили только одну важную причину, не характерную для Вышки, купающейся в деньгах, но актуальную для большинства российских вузов. Это мизерные стипендии, приводящие к тому, что многие студенты где-то подрабатывают, из-за этого, естественно, хуже учатся, что приводит к росту вероятности их отчисления.

В тех же США, где также многие студенты работают, провели исследование, согласно которому работа свыше 10 часов в неделю вредно влияет на учёбу. Возможно, это и является одной из причин того, что в США отчисляется 54 процента студентов. Трудно найти работу, где за 10 часов в неделю можно прилично заработать (исключая, конечно, криминальные и аморальные способы). А у нас – тем более.

Надо, наконец, понять: учёба – это труд. Точнее говоря, совместный труд преподавателя и учащегося. И труд этот должен быть оплачен. Если на заводе одним рабочим платить, а другим – нет, можно ли ожидать, что совместно они произведут качественный продукт?

Поэтому для повышения качества образования в масштабах страны, прежде всего, необходимо повысить базовые стипендии для всех бюджетных студентов хотя бы до официального прожиточного минимума.

Источник:

Из блога alisa_lebovski, преподавателя математики и начинающего писателя-фантаста.

Источник: http://www.strf.ru