Огонь во всех «горячих точках» Свердловской области, где проходили акции протеста против невыплаты заработной платы, пособий и неприемлемых условий труда, удалось погасить. Но эти «искорки» лишь предвестники большого «костра». Называем конкретные предприятия УрФО, где возможны проблемы. Проверьте, не работают ли на них ваши друзья или родные.

Пора голодовок на Среднем Урале позади. Первыми своего добились работники Верхней Синячихи: здесь долги закрыли полностью – из доходов за поставку чугуна. Переговоры с банком Петрокоммерц (собственник ООО «Нигмас», которому принадлежит ВСМЗ) проводил лично областной премьер Денис Паслер.

В Новоуральске голодовка продлилась 10 дней. Из 900 тыс. рублей долга кое-как наскребли 177 тысяч, поделили их на 24 участника акции (это менее 8 тыс. рублей на человека), «Уралвагонзавод» пообещал разместить на площадках убыточного предприятия свои производства (пока непонятно какие), но больше всего этого бастующих успокоил визит уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой: омбудсмен пообещала людям, что все деньги им выплатят до 1 октября. Хотя откуда они возьмутся, неясно: по заверениям директора завода Юрия Афанасьева, счета завода пусты.

Как говорится, «все украдено еще до нас». (Впрочем, поговаривают, что владелец обанкротившегося АМУРа Павел Чернавин, наоборот, потерял, вложив в завод 1,2 млрд рублей своих денег да 2,5 миллиарда заемных — после выхода 745-го постановления правительства РФ о ввозных пошлинах, из-за которого сборка иномарок – а именно этим достаточно успешно занимался АМУР в партнерстве с индийской компанией «ТАТА» — стала экономически нецелесообразной. «У уральцев машинка получилась и дешевая, и симпатичная, и удобная, и народ стал ее покупать, — рассказывает финансовый аналитик Евгений Костарев. — А ВАЗ выпускал тогда 2000 автомобилей в смену. И у меня такое впечатление, что именно из-за этого грохнули предприятие». «Проект похоронили специально, – подчеркивает директор АМУРа Юрий Афанасьев. – Областные власти не могут лоббировать крупные проекты, которые выходят на федеральный уровень. Мог только Россель при Ельцине, но не при Путине»).

Наконец, в воскресенье в бунтующий Краснотурьинск приехал сам владелец Богословского алюминиевого завода, гендиректор компании «РУСАЛ» Олег Дерипаска, а с ним — министр энергетики России Алексей Белоусов и свердловский губернатор Евгений Куйвашев. Договорились, что РУСАЛ не станет ликвидировать все электролизное производство, а будет сворачивать его постепенно, выводя устаревшие мощности, а наиболее современную, VI серию производства вообще решено пока сохранить. Сделано это взамен на скидку по электроэнергии на двухлетний период модернизации и льготный кредит от Внешэкономбанка на 55 млн долларов под щадящие 7% годовых. Тысяча работников БАЗа, над которыми нависала угроза увольнения, митинговали и голодовали не зря.

Готовьтесь к худшему

Казалось бы, можно и расслабиться. «Это называется «ложка дегтя в бочке меда», — уверяет министр промышленности и науки Свердловской области Владислав Пинаев. — Из 4 тысяч крупных и средних предприятий области проблемы возникают у единиц. По статистике – а она вещь упрямая — по всем отраслям у нас уверенный рост!» Такие же радужные настроения в региональных союзах металлургии и машиностроения.

А вот по мнению наших экспертов, расслабляться себе дороже. «Мировая экономика уже находится в кризисе, — считает начальник управления по работе на финансовых рынках Уральского межрегионального банка Константин Селянин. – Мы видим замедление экономического роста в Китае, слабый рост – в США, нулевой и отрицательный – в Европе».

В оценках масштаба и глубины кризиса эксперты расходятся. Константин Селянин, известный своими апокалиптичными прогнозами, рисует страшную картину уже в самом ближайшем будущем: «Речь идет если не о неделях, то о месяцах. В горячую фазу кризиса будет как в 2008-2009-м годах, или еще хуже». Виктор Немихин более сдержан:«Кризисные явления никуда не делись, они будут продолжаться еще несколько лет, но острой фазы, как в 2008-м году, не будет, потому что к ней все готовы. Тогда были избыточные ожидания: бизнесмены ждали роста на 30-40% — сейчас, наоборот, все хотят сохранить хотя бы существующие темпы роста. Тогда у всех были кредиты – сейчас этого нет. В 2008 году многие работали на опережение, создавая большие складские запасы, – сейчас все работают только под заказ. Я не вижу факторов, которые могли бы привести к резкому «схлапыванию» спроса. Но и роста, скорее всего, тоже не будет. Остается стагнация. Будем находиться на одной планке — ни расти, ни падать».

Эксперты сходятся в одном: учитывая, что нарастающая слабость и падающий спрос со стороны ведущих государств мира определяет состояние всех остальных игроков, во многом сырьевая экономика Свердловской области должна приготовиться к очередному витку экономических (а вслед за ними, очевидно, и политических) испытаний. Главные ее беды — структура моногородов, изношенность мощностей и устаревшие технологии – никуда не делись и будут проявляться все острее.

В ожидании ухудшения ситуации собственники будут вынуждены идти на сокращение издержек, закрытие неэффективных производств, увольнения. «Конечно, политически ситуация для бизнеса сложная: у нас нельзя выбрасывать людей на улицу. Но если заставлять бизнес работать в убыток, будет еще хуже — без работы останется гораздо больше людей», — подчеркивает Виктор Немихин. В этом смысле РУСАЛ, который, по данным Евгения Костарева, закрывает производства не только в Краснотурьинске, но и на Волховском, Надвоицком, Новокузнецком заводах, от Питера до Сибири, лишь первая ласточка. Похожие сценарии возможны и на других металлургических заводах.

Кто следующий?

Можно сказать, Дерипаске не повезло первому. Рынок сбыта алюминия специфичен: его основной потребитель – авиационная промышленность, очень чуткая к состоянию мировой экономики через объемы перевозок. А так как мировая экономическая конъюнктура не в лучшем положении, объемы заказов на авиационную технику сократились – соответственно, упал в цене и алюминий.

Может «зацепить» и ВСМПО (Верхняя Салда). Аналитики указывают: у уральского титанового гиганта контракты заключены на 5 лет вперед. Но ситуация в самолетостроении непростая: так, на последнем авиасалоне в Фарнборо заключено договоров в 3 раза меньше, чем в прошлом году, и в 6 раз меньше, чем в позапрошлом.

Медь – более универсальный металл, используемый повсюду, начиная с электроники и заканчивая автомобилестроением. По прогнозам экспертов, цена на нее будет медленно расти. Но это в краткосрочной перспективе. Если же кризис примет затяжной характер, медная отрасль, как раз в силу универсальности сбыта своей продукции, может просесть и по объемам потребления, и по цене.

Нефть по всем прогнозам будет расти, продолжая насыщать российский бюджет (так что «Уралвагонзавод», например, может пока не волноваться о финансировании гособоронзаказа). А вот по газу ситуация, напротив, весьма тревожная. «США освоили технологию добычи сланцевого газа и сегодня полностью удовлетворяют свои потребности. Плюс, по словам аналитиков, уже в этом году превратятся в экспортеров – выйдут со своим газом на мировой рынок, — напоминает Виктор Немихин. – То, что с помощью этой технологии американцы опустили мировые цены, – это факт, и для «Газпрома» такая ценовая конъюнктура очень болезненна – это видно по динамике цен его акций.

Отсюда следует, что Нижнетагильский металлургический комбинат, который сильно завязан на контракт с «Газпромом», может потерять очень большой рынок сбыта. В этой же цепочке — еще два предприятия «ЕВРАЗ-холдинга» в Свердловской области — Качканарский ГОК «Ванадий» и Высокогорский ГОК в Кушве. Неприятная ситуация может также затронуть и предприятия сектора черной металлургии УГМК: это Богословское рудоуправление в том же Краснотурьинске и металлургический завод в Серове.

То же можно сказать о трубниках. Первоуральский новотрубный завод еще не может прийти в себя после предыдущего кризиса, когда он не вовремя занял значительные средства на модернизацию и строительство. На площадке ПНТЗ планировалось выпускать заготовки труб под китайский контракт «Газпрома» и «Транснефти». Но он был приостановлен.

Страна третьего мира

Итак, география будущего кризиса в Свердловской области – Североуральск, Краснотурьинск, Каменск-Уральский (алюминиевая промышленность), Красноуральск, Кировград, Ревда, Верхняя Пышма (медная отрасль), Серов, Качканар, Нижний Тагил (черная металлургия), Первоуральск (трубники). Все это крупнейшие промышленные города.

Научил ли чему-то прошлый кризис и нынешние голодовки? «О моногородах много говорилось в кризис 2008-2009 годов, однако все осталось на уровне деклараций, никто толком не занимался, никто не задумался: как оградить моногорода от подобных событий», — считает Константин Селянин. «Создается впечатление, что когда в 2008-м было совсем все плохо, когда нужно было удержать население от взрыва, олигарха (Олега Дерипаску – ред.) просто заставили в Пикалево стоя подписывать договор, вот и все меры», — говорит Евгений Костарев.

На этот раз, в Краснотурьинске, Дерипаске стоять не пришлось. И ручку вернуть никто не потребовал – на подписании договора в присутствии федерального министра все прошло чинно-мирно. Тревогу бьют лишь экономисты да журналисты. «Без структурных изменений в экономике мы скоро станем страной третьего мира, — цитируем мы Виктора Немихина. — Это уже проявляется: в отставании технологий, старении инфраструктуры. В повседневной жизни мы сталкиваемся с этим постоянно: плохие дороги и рвущиеся трубы. В промышленности это устаревшее производство, как на том же БАЗе, где все было сделано еще в Советском Союзе. И сегодня все это разваливается».

Власть же, видимо, все никак не может решить, во что инвестировать: в модернизацию промышленности, социальное и политическое спокойствие, а может, в очередную коррупциогенную пустышку типа АТЭС и Сочинской олимпиады?

Источник: http://www.ura.ru